Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Российские женщины платят за страховку автомобиля больше мужчин

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Некоторые страховые компании скрыто завышают стоимость страховки авто для женщин

Российские женщины платят за страховку автомобиля больше мужчин
На российских дорогах все чаще за рулем можно встретить женщин. Однако вливаться в исконно мужскую среду обитания им не просто. Мало того, что женщинам приходится мириться с усмешками и даже оскорблениями мужчин на дороге, так еще и страховка автомобиля им обходится дороже, чем сильному полу.

В большинстве западных стран на стоимость страхового полиса, кроме прочих факторов, влияет также пол страхователя. В частности, в Испании, Франции, Англии, Испании и Австрии тарифы типа нашего КАСКО и ОСАГО напрямую зависят от того, кто страхуется - мужчина или женщина. В других европейских странах пол является хоть и дополнительным, но все же влияющим на конечную стоимость полиса фактором. Однако представительницам слабого пола грех жаловаться. Такое половое деление для них выгодно: на Западе считается, что женщины более дисциплинированы и внимательны на дорогах. Для западных женщин страхование автомобиля, как правило, обходится дешевле, чем мужчинам. В России - наоборот, и это не всегда обоснованно.

Видеоопрос RB.ru



В России

Как относятся в нашей стране к женщине за рулем наглядно расскажет современное устное народное творчество (анекдоты см. в доп. материале). Однако, кроме негативного отношения, женщина-водитель в России зачастую вынуждена еще и больше платить за страховку - только потому, что является женщиной.

Конечно, официально для страховых компаний различий между клиентом-женщиной и клиентом-мужчиной нет. «В отличие от ряда западных стран, в России цена страхового полиса не зависит от пола обладателя автомобиля. По крайней мере, явно это нигде не задекларировано, и открыто повышающий или понижающий коэффициент женщинам нигде не выставляется»,- говорит RB.ru президент «Русской страховой транспортной компании» Александр Кондратенков. Некоторые страховые компании создают специальные программы по страхованию женщин-водителей, к примеру, компания «РОСНО». Но в них, по словам собеседника, как правило, изменяется спектр услуг, а не цена полиса.

Заместитель генерального директора СГ «Региональный Альянс» Дарюс Балионис разницы между российской и западной системой андеррайтинга также не видит: она везде выстроена на биографии клиента, таких характеристиках как возраст, водительский стаж и т.д. «То, что на Западе страхование обходится женщинам дешевле - это миф, поскольку существует закон о гендерном равноправии, и любая дискриминация или наоборот послабление инкриминируется как правовое нарушение»,- считает Балионис.

Действительно, есть вполне объективные характеристики (стаж вождения и возраст), по которым страховщики применяют повышающие или понижающие коэффициенты - и тут уже нет разницы какого пола страхователь. К примеру, в страховую компанию обращается женщина в возрасте до 25 лет с водительским стажем не более 2 лет, у которой в течение месяца происходит несколько мелких ДТП. Страховщики, естественно, это отмечают и уже к данной категории страхователей применяют повышенный коэффициент, приводит пример первый заместитель генерального директора СГ «Межрегионгарант» Дмитрий Климов. По его мнению, большинство женщин-водителей, на сегодняшний день, находятся как раз в возрасте 20-35 лет, соответственно, стаж у них небольшой и им сложнее адаптироваться на дорогах, особенно в таких мегаполисах, как Москва.

Странности российского страхования авто

Однако некоторые страховые компании повышают тарифы для женщины сверх ее объективных характеристик как водителя, чтобы подстраховаться от потенциального ущерба. По словам Климова, в некоторых копаниях скрытое удорожание может достигать в среднем 20-30%. То есть мужчина при таком же стаже, возрасте, количествах ДТП и прочих равных условиях, получит страховку на эти же 20-30% дешевле. Неужели женщинам надо ездить по «мужской» доверенности, чтобы не переплачивать страховщику?

Такое поведение некоторых страховых компаний в отношении слабого пола как минимум странно. Ведь сами страховщики в один голос уверяют, что средний ущерб по страховым случаям у мужчин вдвое выше, чем у женщин.

«На первый взгляд может показаться, что средний ущерб по страховому случаю должен быть выше у женщин-водителей, так как бытует мнение, что они более неосторожные и невнимательные. Но на деле все наоборот»,- говорит Александр Кондратенков.

По данным опроса среди страховщиков, женщины-водители чаще мужчин попадают в аварии: в прошлом году в ДТП побывали целых 95% женщин и всего 70% мужчин (см. график в доп.материале). Однако характер аварий у мужчин и женщин существенно отличается. С этим согласны все опрошенные RB.ru страховщики. Представительницы слабого пола попадают в основном в мелкие аварии, тогда как мужчины - в более тяжелые ДТП с большими убытками и нередко с человеческими жертвами.

Чего ждать от женщин

«У женщин нередко возникают проблемы при перестроении: довольно часто на дорогах женщины-водители вообще забывают включать поворотники, из-за чего едущие следом водители, не подозревая о маневре, просто не успевают отреагировать на ситуацию - вот вам и ДТП»,- говорит Дмитрий Климов. Если женщина включила правый поворотник, это еще не означает, что она поедет именно вправо. Она может со спокойной душой поехать в противоположную сторону или прямо или вообще дать задний ход. Мужчинам же остается только быть более внимательными и снисходительными», добавляет Кондратенков.

«Представительницы слабого пола, в отличие от мужчин, также не всегда правильно рассчитывают габариты своего авто и задевают соседние машины, царапая бамперы и разбивая фары,- добавляет собеседник RB.ru.- Женщины нередко перестраховываются при езде: останавливаются на перекрестке при мигающем зеленом свете светофора, строго соблюдают скоростной режим и т.д., что также приводит к незначительным авариям»,- говорит Кондратенков.

Чаще мужчин женщины признаются виновными в ДТП. Причем не всегда потому, что они действительно виновны. «Просто после аварии женщинам в силу особенностей психики, сложнее «прийти в себя» и связно объяснить инспектору как произошла авария, тогда как мужчины, по природе своей более стойкие в стрессовых ситуациях, излагают свое «видение» ДТП, и могут его навязать сотруднику ГИБДД»,- полагает Кондратенков.

Самое важное, что спасает на дороге женщин - это невысокая скорость автомобиля, за счет чего им удается в большинстве случаев избежать серьезных ДТП.

Как ездят мужчины

Если у женщин возникают проблемы с перестроением, маневрированием и парковкой, то мужчины страдают от неумения ездить медленно и спокойно. «Мужчины в силу своей большой любви к высоким скоростям часто любят «погонять» и «покрасоваться» на дороге, особенно если автомобиль им это позволяет. Женщины, не отрицаю, тоже вполне могут лихачить, но в большинстве своем это касается молоденьких девушек, а те, кто постарше уже понимают, что это опасно. Да и к тому же немаловажный фактор - наличие детей, за которых женщина несет полную ответственность»,- рассуждает Клименко. За руль в нетрезвом виде чаще садятся мужчины,- добавляет Кондратенков.

В итоге мужчины, как правило, фигурируют в более крупных ДТП, резюмируют собеседники RB.ru. Именно мужчины обходятся дороже страховым компаниям, однако, из-за стереотипов, платить больше за страховку приходится женщинам-водителям.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 интересных Femtech-стартапов: помогут в спорте, отношениях и во время беременности
  2. 2 Кешбэк или… ? Влияние краткосрочной ценности на долгосрочные отношения с клиентом в страховании
  3. 3 Погружение в онлайн, консолидация и пересмотр предложений — перспективы рынка страхования в России
  4. 4 Топ-5 тенденций в InsurTech