Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

"Сапсан" оказался самым выгодным проектом РЖД

Архив rb.ru

Все остальные поезда дальнего следования, а также электрички - убыточны

"Сапсан" оказался самым выгодным проектом РЖД
Скоростные "Сапсаны", которые начали курсировать в России только в декабре 2009 года, стали самыми выгодными. Рентабельность проекта составляет 30%, посчитал президент РЖД Владимир Якунин.

Сейчас "Сапсаны" курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, выполняя каждый день по 10 рейсов в обе стороны. Четыре рейса поезд совершает между Москвой и Нижним Новгородом, и два рейса по направлению Москва-Владимир. С 17 декабря 2009 года, когда был совершен первый рейс "Сапсана" по 31 августа 2010 года, скоростные поезда перевезли более 1,118 млн пассажиров, приводит данные РЖД. Средняя заполняемость "Сапсанов", по данным РЖД, составляет 84,5%. Учитывая этот показатель доход РЖД от продажи билетов на "Сапсан" при их нынешней стоимости может составить около 205 млн евро в год, а прибыль от эксплуатации этих поездов превышает 61 млн евро, посчитали "Ведомости".

Рентабельность

"Сапсан", которому меньше года - уже самый успешный пассажирский поезд с рентабельностью просто атомной", - напишет в своем блоге в начале октября Владимир Якунин. Она составляет 30%, уточнил он "Ведомостям". Правда, каким образом Якунин считал рентабельность, он не уточняет. Источник газеты уверяет, что при расчете глава РЖД не учитывал капитальные затраты - подготовку инфраструктуры, строительство депо, закупку "Сапсанов". Объем этих затрат неизвестен. Однако эксперты замечают, что при расчете окупаемости проекта надо учитывать и капитальные затраты за запуск проект.

Окупаемость

На покупку восьми "Сапсанов" у Siemens РЖД потратила 276 млн евро, плюс еще 354,1 млн евро (11,8 млн евро в год) на 30-летнее обслуживание поездов. Эти расходы при заявленной Якуниным рентабельности могут окупиться менее, чем за шесть лет, пишет газета.

Эксперты считают, что 10 лет - это уже высокий показатель окупаемости для инфраструктурного проекта. Окупаемость тех же самолетов, которые авиакомпании покупают в лизинг, выше - 10-15 лет.

Убыточные перевозки

"Сапсаны" - единственные пассажирские поезда, которые приносят РЖД прибыль. Все остальные пассажирские перевозки - на поездах дальнего следования и электричках - убыточны. Так, в 2010 году убыток от пригородных перевозок составит 34 млрд рублей, от перевозок в поездах дальнего следования - 36 млрд рублей, подсчитали в РЖД. Все дело в тарифах, которые устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, уверяют в РЖД. Тарифы на проезд в электричках утверждают регионы, на проезд в плацкартных и общих вагонах - Федеральная служба по тарифам (в купе, СВ и люксовых вагонах тарифы устанавливает РЖД). Государство следит за тарифами, так как железная дорога - это важный социальный транспорт. На "Сапсаны" РЖД устанавливает тарифы самостоятельно.

Такой спрос на высокоскоростные поезда подтолкнул РЖД на покупку еще восьми "Сапсанов", говорит Якунин. Решение об этой сделке должно быть принято до конца 2010 года.

Высокий сервис

"Сапсаны" станут единственными поездами, за опоздание которых пассажиры будут получать денежные компенсации. РЖД вводит систему компенсаций с 1 ноября. За опоздание поезда на 30-60 минут пассажир может рассчитывать на выплату 25% от стоимости проезда. При опоздании "Сапсана" на 61-120 минут - на выплату половины стоимости проезда. За опоздание более чем на два часа РЖД обещает вернуть пассажиру полную стоимость билета. Если "Сапсан" явно будет опаздывать, то начальник поезда сам оповестит пассажиров об этом и напомнит о возможности заполнить бланки претензий, которые будут находиться тут же в кармашках впереди стоящих кресел или на столиках.

Планы РЖД

В планах РЖД пустить скоростное сообщение из Москвы в Курск с продлением пути до Белгорода. В будущем этот путь должен быть проложен до Адлера. На этом участке будут курсировать поезда со скоростью 160-200 км/ч. Такое же скоростное движение планируется пустить по направлениям Москва-Ярославль, Москва-Саратов-Самара, Екатеринбург-Челябинск, Новосибирск - Омск, а также Москва-Смоленск-Красное и Москва-Брянск-Суземка с продлением до Минска и Киева в рамках программы "Пространство-1520".

Высокоскоростные магистрали, на которых поезда будут набирать скорость до 350-400 км/ч, будут проведены из Москвы в Нижний Новгород с продлением до Екатеринбурга, а также из Москвы через Смоленск в Красное с продлением до Берлина.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Открыт прием заявок в акселератор РЖД
  2. 2 Не только твердо стоять на ногах: кто отвечает за ESG в крупнейших российских компаниях