Любой управленец постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения по той или иной проблеме
Чтобы не мучиться каждый раз над вопросом сродни гамлетовскому "быть или не быть? "или не хвататься за первое, что кажется приемлемым, предлагаем обратить внимание на рекомендации, которые позволяют улучшить навыки выработки решений.
Сбор необходимой информации. Основное условие успешного решения управленческих проблем - способность оперативно находить нужную информацию. Сталкиваясь с проблемой, составьте список того, что необходимо знать для ее разрешения. В целях экономии времени собирайте в первую очередь самую важную информацию. Часть информации окажется труднодоступной, поэтому найдите разумный баланс между значимостью искомых данных и степенью их доступности.
Анализ проблемы с различных точек зрения. Этот этап не только улучшит качество принимаемых решений, но также обеспечит их поддержку окружающими. В результате неизбежное увеличение временных затрат на стадии выработки решения компенсируется на этапе его практической реализации. Поэтому выделите и изучите имеющиеся точки зрения на проблему, например, позиции отдела продаж, финансовой дирекции, маркетинговой, юридической служб и др. Затем дополните внутренний анализ внешним, в частности учтите мнение клиентов и поставщиков. В ряде случаев полезно начертить графическую схему, отображающую взаимосвязь между различными аспектами проблемы.
Определитесь с тем, какого рода участия вы ожидаете от окружающих. Помощи в уточнении сути проблемы? Поиске альтернативных вариантов ее решения? Выработке критериев, которым должно отвечать итоговое решение? Помощи в его практической реализации? Ответ на данные вопросы поможет наметить состав помощников. При этом имейте в виду следующее. Эффективность совместных решений предполагает специальные встречи участников. Предварительное информирование их о предстоящей встрече даст им время для тщательной проработки своих предложений.
Анализ альтернативы. Для многих проблем полезно сформулировать несколько вариантов решения, а затем оценить каждый. Для этого выделите критерии, относительно которых вы предполагаете оценивать достоинства и недостатки возможных решений. В любом случае к их числу целесообразно отнести следующие: степень воздействия на ход бизнеса, требуемые людские и материальные ресурсы, временные и финансовые затраты.
После того как вы генерировали возможные решения и уточнили критерии их оценки, воспользуйтесь следующей процедурой. Сформулируйте проблему, которая подлежит решению. Выпишите в порядке приоритетности выделенные вами оценочные критерии. Оцените степень, в которой найденные решения удовлетворяют каждому из сформулированных критериев: от 1 - "не удовлетворяет критерию" до 5 - "полностью удовлетворяет". Выберите варианты решения, в наибольшей степени удовлетворяющие приоритетным критериям.
Рассмотрение последствий принятого решения. При принятии комплексных решений важно вовлечь в процесс их выработки тех людей, на кого данное решение окажет воздействие. Часто решения нежизнеспособны, потому что противоречат интересам тех или иных лиц или группировок. Проанализируйте возможное воздействие принимаемых решений на следующие группы лиц: подчиненные, руководство, представители других подразделений организации, прочие влиятельные лица организации, клиенты и партнеры. Для каждого варианта решения выделите возможных союзников и противников его проведения в жизнь. Как только вы сделали свой выбор, составьте план "продажи" данного решения его нынешним противникам. Наиболее активные из них потребуют максимума ваших усилий на этапе проведения переговоров относительно планируемого решения, а также претворения его в жизнь.
Лев Кириллов
Опубликовано в газете "Ведомости" 10 июля 2005 года
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
ВОЗМОЖНОСТИ
03 декабря 2024
03 декабря 2024
04 декабря 2024