Советы Консультанта: Стимулы по адресам

Расскажите друзьям

Профессор В. И. Герчиков открыл пять типов внутренней мотивации работников

Профессор В. И. Герчиков открыл пять типов внутренней мотивации работников: «коммерческий», «хозяйский», «профессиональный», «патриотический», «люмпенский». И вот вопрос: как каждый из этих типов реагирует на одни и те же стимулы? Конечно, по-разному. Но разберемся, как именно. Только договоримся, что под словом «реагирует» будем иметь в виду не эмоции и чувства, а трудовые результаты – их повышение или снижение. А стимулы выберем такие: денежные и моральные поощрения, взыскания и участие в управлении.

Понятно, что «коммерческий» тип внутренней мотивации реагирует на денежное поощрение сильнее других, это базовый стимул для таких работников. «Хозяйскому» типу этот стимул тоже важен, ибо и руководитель заинтересован в заработке и должен обеспечить таковой подчиненным. «Профессионалам» деньги небезразличны, но не менее, а иногда более важны ценность дела, качество труда и его результаты. «Патриотам» деньги приятны, но дополнительного трудового вклада не вызовут: у таких работников слабо развита достижительная мотивация. «Люмпенский» ответ на денежный стимул будет еще более скромным, если вообще будет.

Теперь возьмем поощрения. «Коммерческому» типу важно их денежное выражение. Для «хозяйского» типа любая положительная оценка, особенно публичная, – большая ценность. Примерно так же обстоит дело и с «профессионалами» – признание квалификации и личных достижений оказывает сильнейшее мотивационное воздействие. При всем удовольствии, которое похвала вызывает у «патриота», трудовая отдача в ответ обычно невелика. «Люмпен» испытывает благодарность и только.

Труднее с взысканиями (выговоры, вычеты). У «коммерческого» типа денежные вычеты вызовут протест. На «хозяйский» тип взыскания действуют чаще всего отрицательно, вызывают упадок, он гораздо меньше старается. Еще сильнее взыскания демотивируют «профессионалов». В ответ у такого сотрудника, что называется, опускаются руки. Сходным образом реагируют и «патриоты», хоть не так остро, как предыдущие два, поскольку приверженность организации несколько притупляет досаду. А «люмпены»? Многолетние исследования Герчикова показали, что это единственный тип, который склонен положительно реагировать на штрафы и депремирование.

Наконец, участие в выработке общих решений. Предположим, вы советуетесь по управленческим вопросам с «коммерческим» типом. Если он не видит прямой связи с заработком, его реакция – равнодушие. «Хозяйский» тип участвует весьма заинтересованно и принятое решение исполняет с большей энергией, чем обычно. То же можно сказать о «профессионале» и «патриоте». К «люмпену» применять такие стимулы бессмысленно. Автор – директор Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства.

Статья опубликована в газете "Ведомости" 26 сентября 2007 года под заголовком Советы Консультанта: Стимулы по адресам



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase