Сплошной откат

Расскажите друзьям

Откат - один из распространенных способов использования служебного положения в личных целях


По оценке некоторых экспертов, в России около 30% всех сделок совершается с откатами, в сфере телекоммуникаций эта доля достигает 50%

Куда ни плюнь

IT-менеджер одной российской компании должен был купить около сотни новых телефонов, несколько больших копировальных машин и факсовых аппаратов. Одна из фирм предложила купить эту технику по несколько завышенной цене, за это менеджеру было обещано неофициальное вознаграждение размером в $600. Менеджер зарабатывал $500 в месяц, искушение было слишком велико, и он согласился. Предлагая руководству подписать контракт с данной фирмой, подкупленный менеджер мотивировал это тем, что у поставщика хорошие гарантийные условия и на данный момент за такую цену сложно найти подобную технику в другом месте. Через несколько месяцев после сделки компании понадобилось обновить другую технику, тот самый менеджер опять обратился к своим старым "друзьям". И теперь сумма вознаграждения была в два раза выше. "Сотрудничество" длилось три года. В конце концов служба безопасности вычислила злоумышленника. Он был уволен.

Взятка, которую получает менеджер от фирмы за то, что покупает у нее товар или услуги, в народе называется откатом. "В некоторых областях бизнеса это явление стало вещью привычной и естественной и даже кое-где считается нормой", - говорит директор Института организационного консультирования Юлия Кристова. Откат процветает во всех областях российского бизнеса, но больше всего развит в рекламном, финансово-инвестиционном и торговом. По мнению одного из консультантов, больше всего он распространен в рекламном бизнесе. "Это стало как бы формой скидок", - говорит Кристова.

Вредные или не очень?

Обычно откаты берут менеджеры среднего звена, начальники отделов. "Очень редки случаи, когда откаты получают руководители компаний", - говорит управляющий партнер юридической фирмы I.S.T. Legal Анатолий Юшин. Дело в том, что в основной сфере деятельности откат может принести слишком заметный вред. А в областях, не связанных напрямую с бизнесом компании, можно действовать незаметно.

Фактически откаты можно разделить на два вида: приносящие вред одной из заключающих сделку сторон и не приносящие вреда. Если за определенную плату менеджер завышает для своей компании стоимость сделки (разницу между завышенной и нормальной ценой он затем получает от поставщика), то это вредный вид отката. Если он получает деньги за то, что лоббирует перед начальством контракт, стоимость которого не превышает на данный момент рыночных норм, то это безвредный вид отката, если считать необъективность не очень опасной вещью. "Как правило, получив откат при покупке компьютеров для офиса компании, администраторы, начальники IT-отделов несколько завышают цену сделки. Скажем, один компьютер на рынке стоит $1900, а покупается он за $2200, - рассказывает IT-менеджер одной крупной медиа-компании. - За покупку компьютеров по нормальной рыночной цене не откатывают. Ведь цены и без того низкие".

Однако есть такие сегменты рынка, где конкуренция так высока, что компания готова заплатить менеджеру только за то, чтобы был заключен хоть какой-нибудь контракт. Речь идет о сфере телекоммуникаций, мобильной связи. Цены у всех практически одинаковы. И выигрывает тот, у кого больше клиентов. Очень часто откаты от телекомовских компаний получают люди из компаний, сдающих в наем офисные помещения. При выборе интернет-провайдера, телекоммуникационной компании, которая будет обслуживать офисное здание, менеджер может получить очень хорошие деньги. Ведь такой контракт заключается надолго.

"Еще одна ситуация, при которой часто платят откаты, - это тендеры", - рассказывает Юлия Кристова из ИОК. Для того чтобы вне конкурса получить хороший контракт, одна из участвующих в тендере компаний просто платит откат менеджеру компании-заказчика. Именно такая форма отката, по мнению специалистов, укоренилась в рекламном бизнесе. Профессионалам рынка рекламы известен случай, когда рекламная фирма заплатила крупным иностранным заказчикам $700 000 отката, получив в свои руки бюджет в $5 млн. Но это случай из ряда вон выходящий. Обычно в торговле офисным оборудованием, компьютерами или программным обеспечением менеджеру предлагают откат примерно в 1,5 - 5 раз превышающий размеры его зарплаты. Причем такое приплачивание может быть продолжительным, даже ежемесячным. Откатить можно также в виде каких-либо услуг (подключение к оператору мобильной связи, бесплатный или очень дешевый ремонт квартиры и т. п.) или в виде подарков. Специалист одной иностранной консультационной компании, который много лет проработал в США, рассказал, что там он был свидетелем нескольких случаев, когда финансовые директоры банков и инвестиционных компаний за определенную мзду давали деньги в долг на крайне выгодных для заплативших откат условиях. По мнению Кристовой, откат наносит вред обеим сторонам, участвующим в сделке. Компания, менеджер которой берет откат, теряет деньги, а фирма, дающая эти деньги, постепенно привыкает к такого рода ложной стабильности своего положения на рынке. И когда откатное сотрудничество кончается, компания оказывается на рынке расслабленной, неподготовленной.

Способы поимки

По мнению Виталия Кочеткова, заместителя директора охранного предприятия "СБ Конус" (охраняет НРБ), часто IT- и офис-менеджеры пускаются во все тяжкие из-за низких зарплат (по сравнению с остальными менеджерами компании). Особенно часто стали брать откаты управленцы в иностранных компаниях после кризиса, когда у экспатов зарплата осталась прежней, а у менеджеров-аборигенов уменьшилась в 2 - 4 раза. Обиженные россияне попытались компенсировать свое унизительное положение. Сложность поимки откатчиков предопределена противоречиями Уголовного кодекса. 204 статья УК гласит, что законом преследуется "незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно оказание ему услуг имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом положением". Казалось бы, этой статьи достаточно, чтобы пресечь деятельность откатчиков. Кстати, наказание за преступления такого рода - от штрафа в 200 - 500 минимальных размеров оплаты труда до двух лет тюрьмы (если действия были групповыми, то до пяти лет). Однако в УК существует еще и пояснение к данной статье, гласящее, что таким лицом может являться в организации лишь человек, решения которого обязательны к исполнению. А менеджеры среднего звена, которые в основном балуются откатом, - просто лоббисты. Их решения не обязательны. Они лишь настоятельно рекомендуют начальству ту или иную сделку.

"В нашей практике нам известен лишь один случай, - говорит Анатолий Юшин, - когда дело, связанное с откатом, оказалось в суде. Это произошло в г. Перми из-за незаконной сделки некоего банка, заплатившего откат городской электросети за выгодное ему изменение условий электрического снабжения". Другая проблема в пресечении откатов, по общему мнению как Юшина, так и Кочеткова, - сложность поимки злоумышленников. Доказать то, что менеджер действительно покривил душой и отдал предпочтение, скажем, одному дилеру перед другим за деньги, практически невозможно. "В любом случае, - говорит Кочетков, - он может всегда найти массу фирм, у которых такая продукция еще дороже". Руководство компаний в большинстве случаев почти ничего не знает о компьютерах и ПО, поэтому системщикам заморочить голову начальству и убедительно оправдаться всегда очень просто. Как правило, пойманных за руку откатчиков просто увольняют. В этом случае доказывать виновность сотрудника нужно только перед начальством.

Существуют методы, позволяющие несколько сократить возможность появления откатчиков в организации. Одна инвестиционная компания завела себе специального сотрудника, который вел постоянную базу данных, отслеживал самые низкие цены на разного рода оборудование и получал зарплату в виде 15% от сэкономленных на покупку оборудования денег. В этом случае получение откатов для менеджеров было просто невозможным. Другой эффективный, но не всегда приятный для руководства способ - значительно повысить зарплату менеджерам, представляющим группу риска. Однако самое главное, по мнению Кочеткова, - это наличие желания у руководства пресечь этот вид нарушений.

Федор Сваровский

Опубликовано в газете
"Ведомости" 21 августа 2005 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase