Команда RB
Превратности истории превратили газировку в символ свободы
Спустя почти полвека газировку номер один в мире - Coca-Cola – снова можно попробовать в Мьянме. Как это ни покажется странным, до сих пор существуют страны, в которых один из самых узнаваемых мировых брендов остается экзотикой. Что это за страны, и почему их не затронула "лимонадная глобализация", рассказывает BBC.
Согласно статистике корпорации из Атланты, ежедневно в мире продается 1,8 миллиарда бутылок шипучего напитка. Но последние пять десятилетий в Мьянме не было продано ни одной. А все из-за экономических санкций, наложенных Соединенными Штатами на военную хунту, которая управляла страной с 1962 по 2011 год. Действие этих ограничений было приостановлено несколько месяцев назад, поскольку политический режим Мьянмы начал движение к демократическим реформам.
В начале этой недели Coca-Cola сообщила о первых поставках своей газировки на рынок южноазиатской страны и скором открытии местного производства.
Дух капитализма
Приход Coca-Cola на рынок любой страны – это мощный символ, отмечает Том Стэндидж, автор "Истории мира в шести стаканах".
"В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-то страну, можно с уверенностью сказать, что в ней ожидаются серьезные перемены, – уверен писатель. - Coca-Cola – это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку".
PepsiCo, извечный конкурент корпорации из Атланты, также анонсировала возобновление продаж в Мьянме.
Теперь в мире осталось только две страны, где невозможно приобрести бутылочку бурой шипучки, во всяком случае, официально. Это Куба и КНДР, в отношении которых Вашингтон уже много лет проводит политику эмбарго. Экономические санкции в отношении Кубы введены в 1962 году, в отношении КНДР - в 1950-м.
При этом Куба была среди тех трех стран, где в 1906 году впервые началось производство газировки за пределами США. Однако с началом национализации на Кубе, к которой в начале 60-х годов прошлого века приступил режим Фиделя Кастро, Coca-Cola покинула Остров Свободы и никогда уже не возвращалась.
На другой свободной от знаменитого напитка территории, в Северной Корее, по сообщениям местных СМИ продажа Coca-Cola скоро начнется в ресторанах Пхеньяна. Однако компания-производитель газировки настаивает, что любое появление ее продукции на рынках Северной Кореи или Кубы возможно лишь через нелегальные каналы.
"Военная экспансия"
Хотя на зарубежные рынки корпорация из Атланты вышла еще в начале прошлого века, глобальный прорыв состоялся лишь после Второй мировой войны. Продукцией компании снабжались дислоцированные по всему миру американские войска. Для этого за время войны в разных странах было построено более 60 новых фабрик Coca-Cola. И аборигены тоже постепенно распробовали вкус чужеземного лимонада.
Ассоциируясь прежде всего с армией США, он стал символом американского образа жизни и ценностей, поясняет Том Стэндидж. Немалое значение для роста популярности напитка имело и то, что продукция Coca-Cola не подпадала под действие нормативов военного времени, ограничивавших потребление сахара.
Большим поклонником родной шипучки был будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, бывший во время войны Верховным главнокомандующим сил антигитлеровской коалиции в Европе. Еще во время боев в Северной Африке он настоял, чтобы было налажено бесперебойное снабжение его ставки газировкой.
Он же познакомил с напитком маршала Советского Союза Георгия Жукова, который как-то спросил, нельзя ли приготовить бесцветную версию лимонада, чтоб он выглядел как водка. И на какое-то время Coca-Cola утратила свой знаменитый пурпуровый оттенок.
Агрессивная экспансия компании в послевоенные годы по всему миру привела к появлению такого понятия как "кока-колониализм". Во Франции протесты против заокеанской шипучки привели к нападениями на грузовики, в которых перевозилась продукция Coca-Cola, и ее уничтожению. В лимонаде французские патриоты увидели угрозу национальным устоям.
Символ свободы
В годы холодной войны напиток превратился в символ капитализма, и отношение к нему стало определяющим как для сторонников капиталистического пути экономического развития, так и противников. Coca-Cola не продавалась в Советском Союзе из опасения, что прибыли будут оседать в карманах коммунистического, то есть антиамериканского правительства. Эти обстоятельством воспользовалась PepsiCo, чья продукция появилась в СССР после визита в США Леонида Брежнева в 1973 году.
После падения берлинской стены в 1989 году, жители ГДР стали закупать Coca-Cola целыми ящиками, отмечает Стэндидж: "Пристрастие к газировке стало символом свободы".
Помимо стран коммунистического блока, другим крупным регионом, где было не найти кока-колу, долгое время оставался Ближний Восток. Участники Лиги арабских государств с 1968 по 1991 год бойкотировали продукцию американской корпорации за то, что она торговала с Израилем.
Согласно статистике корпорации из Атланты, ежедневно в мире продается 1,8 миллиарда бутылок шипучего напитка. Но последние пять десятилетий в Мьянме не было продано ни одной. А все из-за экономических санкций, наложенных Соединенными Штатами на военную хунту, которая управляла страной с 1962 по 2011 год. Действие этих ограничений было приостановлено несколько месяцев назад, поскольку политический режим Мьянмы начал движение к демократическим реформам.
В начале этой недели Coca-Cola сообщила о первых поставках своей газировки на рынок южноазиатской страны и скором открытии местного производства.
Дух капитализма
Приход Coca-Cola на рынок любой страны – это мощный символ, отмечает Том Стэндидж, автор "Истории мира в шести стаканах".
"В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-то страну, можно с уверенностью сказать, что в ней ожидаются серьезные перемены, – уверен писатель. - Coca-Cola – это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку".
PepsiCo, извечный конкурент корпорации из Атланты, также анонсировала возобновление продаж в Мьянме.
Теперь в мире осталось только две страны, где невозможно приобрести бутылочку бурой шипучки, во всяком случае, официально. Это Куба и КНДР, в отношении которых Вашингтон уже много лет проводит политику эмбарго. Экономические санкции в отношении Кубы введены в 1962 году, в отношении КНДР - в 1950-м.
При этом Куба была среди тех трех стран, где в 1906 году впервые началось производство газировки за пределами США. Однако с началом национализации на Кубе, к которой в начале 60-х годов прошлого века приступил режим Фиделя Кастро, Coca-Cola покинула Остров Свободы и никогда уже не возвращалась.
На другой свободной от знаменитого напитка территории, в Северной Корее, по сообщениям местных СМИ продажа Coca-Cola скоро начнется в ресторанах Пхеньяна. Однако компания-производитель газировки настаивает, что любое появление ее продукции на рынках Северной Кореи или Кубы возможно лишь через нелегальные каналы.
"Военная экспансия"
Хотя на зарубежные рынки корпорация из Атланты вышла еще в начале прошлого века, глобальный прорыв состоялся лишь после Второй мировой войны. Продукцией компании снабжались дислоцированные по всему миру американские войска. Для этого за время войны в разных странах было построено более 60 новых фабрик Coca-Cola. И аборигены тоже постепенно распробовали вкус чужеземного лимонада.
Ассоциируясь прежде всего с армией США, он стал символом американского образа жизни и ценностей, поясняет Том Стэндидж. Немалое значение для роста популярности напитка имело и то, что продукция Coca-Cola не подпадала под действие нормативов военного времени, ограничивавших потребление сахара.
Большим поклонником родной шипучки был будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, бывший во время войны Верховным главнокомандующим сил антигитлеровской коалиции в Европе. Еще во время боев в Северной Африке он настоял, чтобы было налажено бесперебойное снабжение его ставки газировкой.
Он же познакомил с напитком маршала Советского Союза Георгия Жукова, который как-то спросил, нельзя ли приготовить бесцветную версию лимонада, чтоб он выглядел как водка. И на какое-то время Coca-Cola утратила свой знаменитый пурпуровый оттенок.
Агрессивная экспансия компании в послевоенные годы по всему миру привела к появлению такого понятия как "кока-колониализм". Во Франции протесты против заокеанской шипучки привели к нападениями на грузовики, в которых перевозилась продукция Coca-Cola, и ее уничтожению. В лимонаде французские патриоты увидели угрозу национальным устоям.
Символ свободы
В годы холодной войны напиток превратился в символ капитализма, и отношение к нему стало определяющим как для сторонников капиталистического пути экономического развития, так и противников. Coca-Cola не продавалась в Советском Союзе из опасения, что прибыли будут оседать в карманах коммунистического, то есть антиамериканского правительства. Эти обстоятельством воспользовалась PepsiCo, чья продукция появилась в СССР после визита в США Леонида Брежнева в 1973 году.
После падения берлинской стены в 1989 году, жители ГДР стали закупать Coca-Cola целыми ящиками, отмечает Стэндидж: "Пристрастие к газировке стало символом свободы".
Помимо стран коммунистического блока, другим крупным регионом, где было не найти кока-колу, долгое время оставался Ближний Восток. Участники Лиги арабских государств с 1968 по 1991 год бойкотировали продукцию американской корпорации за то, что она торговала с Израилем.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter