Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться?

Архив rb.ru

В некоторых отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ

Воровство ГСМ на предприятиях: как крадут и как бороться?
Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой,  могут осуществлять  махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. RB.ru выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой "левых" чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. "При хищениях в ход идет все - "левые" чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, - говорит Емельянов. - Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или  GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей".
 

По объему хищений лидирует строительная отрасль


В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта.

В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство - расти опережающими темпами.
 
"Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, - продолжает Емельянов. - На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах".
 
Как бороться с хищениями?
 
В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что  компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. "Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, - говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов. - В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка. Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено".
 
Что же это за системы учета? "Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные - например, для строительной техники, которая не покидает  площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами - для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива", - говорит Емельянов. - В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива". Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.
 
Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель.
 
Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать "сложные" схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами. 
 
"В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами", - резюмирует Емельянов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter