Западный менеджмент: новый виток

Расскажите друзьям

Приглашая иностранцев, российские руководители понимают, кого и для какой цели они нанимают


"Мы берем [их], хотя им надо платить в три раза больше, чем нашим, потому что таких специалистов нет в России", - говорит Владимир Мельников, президент ростовской компании "Глория-Джинс", владеющей четырьмя текстильными фабриками. К поиску иностранных менеджеров для российских клиентов московский офис компании Ward Howell (которая занимается подбором управленцев высшего звена) даже привлек часть консультантов в лондонском и нью-йоркском отделениях.

Интерес российских работодателей к западным управленцам почувствовали и другие международные компании executive search. По выражению Антона Сторженко, консультанта Acсord Group, западных менеджеров нанимают "редко, но метко": одного-двух, которые действительно привнесут изменения в компанию. Консультанты по подбору управленцев высшего звена отмечают, что есть много примеров, когда российские бизнесмены, в какой-то момент разочаровавшиеся в иностранном менеджменте, возвращаются к мысли, что иностранцы необходимы их фирме. "Изначальное желание всех - найти местного человека, но потом оказывается, что это невозможно, и поэтому процент вынужденного поиска иностранцев растет", - говорит Георгий Абдушелишвили, партнер компании Ward Howell.

"Мы просчитали, что можем достичь оборота $100-150 млн. Мы сами это сделать не можем", - говорит Мельников из "Глории-Джинс". Впервые он пришел к идее нанять иностранных менеджеров 3,5 года назад. Но тогда, по его словам, он "от страха чуть не упал": "Они дорогие безумно! Но если человек приносит прибыль, допустим, 1$ млн, то почему бы мне не заплатить ему $100 000 или $150 000". Сейчас в интернациональной команде менеджеров "Глории-Джинс" работают маркетолог из Канады, главный технолог кореец, главный механик турок, директор по производству итальянец, еще три итальянца отвечают за специальные технологии. Изменилось не только отношение российских бизнесменов к найму иностранных менеджеров, изменились и иностранцы, которые теперь приходят в российские компании: большинство из них имеет опыт работы на растущих, развивающихся рынках в разных странах мира.

Проводя перестройку компании по западному образцу, НК "ЮКОС" на ряд направлений поставила западных менеджеров - в основном среднего звена. По словам представителей компании, иностранные управленцы приносят в компанию не столько стратегические решения, сколько западный опыт и знания на конкретных направлениях: финансы, управление персоналом, нефтедобыча. За последние полтора года в "ЮКОСе" появилось 12 иностранных менеджеров, "прежде всего по самым логичным вещам, где требуется западный опыт", сообщили в НК.

Теперь российские компании стали четче определять, что они могут сделать своими силами, для чего подрядить внешних консультантов, а для чего - нанять западного менеджера. "В нашем коллективе должен был появиться Майкл, чтобы мы поставили финансовую работу на высокий уровень. Мы пришли бы к этому и сами - не сегодня, так завтра, но тогда мы потеряли бы время", - говорит Иосиф Бабаев, генеральный директор Черкизовского мясоперерабатывающего завода.

Майкл Харман, выпускник престижной Wharton School of Business, работал в компании KPMG, когда ему предложили стать финансовым директором крупнейшего российского "мясного" холдинга. После прихода Хармана холдинг стал вынашивать планы размещения акций на Лондонской бирже. В ходе подготовки этого шага новый финансовый директор внедрил в компании систему управления издержками и начал переход на международные стандарты бухгалтерии. Было решено, что заводу не обойтись без первоклассных маркетологов, и, поскольку, по словам Майкла Хармана, российских специалистов соответствующего уровня найти было сложно, наняли американских. Но здесь столкнулись с трудностями. Размах западных маркетологов оказался чрезмерным. Например, американцы предпочитали размещать рекламу и заказывать исследования рынка сетевым агентствам. "Но для этого должен быть соответствующий бюджет, а после кризиса какой мог быть бюджет?", - говорит Николай Бирулин, заместитель руководителя отдела маркетинга завода.

Майкл Харман сейчас совмещает должность финансового директора ООО "Трансмарк", производителя пива "Золотая бочка", с должностью председателя совета директоров холдинга "Черкизово". "Я каждую субботу туда приезжаю, чтобы помочь по финансовым вопросам, особенно по вопросам отношений с банками, распределения прибыли", - говорит Харман. Осознавая пользу, которую могут принести иностранцы российской компании, отечественные бизнесмены понимают и то, что, по выражению Дмитрия Костоева, аналитика инвестиционной компании Morgan Stanley Dean Witter, "минусов достаточно". "Приход западных менеджеров бывает весьма полезен. Но чаще всего это полезно в комбинации с российским менеджментом, который представляет реалии российской действительности, знает, что иногда проще дать взятку, чтобы компания смогла работать дальше, чем биться "на правовой базе", но при этом затянуть осуществление проекта", - объясняет аналитик. 

Ольга Промптова

Опубликовано в газете
"Ведомости" 8 декабря 2005 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase