Зарплата не главное

Расскажите друзьям

Американские исследователи выяснили, какая работа приносит удовлетворение.

Сергей Харитонов оставил пост заместителя гендиректора компании «Аэрофлот - Российские авиалинии» и был назначен заместителем генерального директора по финансам и стратегии группы компаний «Техносерв». На новом месте ему показалась привлекательной большая свобода в принятии решений, подкрепленная ресурсами, а также масштаб поставленных задач, говорит Харитонов. Кроме того, он надеется, что новое назначение позволит ему сохранить круг контактов, чем он очень дорожит. Харитонов рассчитывает, что его выбор окажется правильным и новое назначение принесет не меньше удовлетворения, чем предыдущее место работы. Тем более что вознаграждение в «Техносерве» обещают побольше. «Но это не было определяющим фактором в моем выборе», - утверждает он.

Вопрос, какие характеристики работы в наибольшей степени влияют на получаемое от нее удовлетворение, волнует не только работников, но и работодателей, рекрутеров и исследователей. В апреле 2006 г. специалисты международной социологической компании Harris Interactive опросили через Интернет 3979 работающих жителей США в возрасте от 18 лет. Респондентов попросили выделить факторы, в наибольшей степени влияющие на удовлетворенность работой и карьерой. Лишь чуть меньше половины опрошенных (44%) отметили, что либо «полностью удовлетворены», либо «весьма удовлетворены» своей работой. В результате обработки данных были определены 14 факторов карьерного счастья, из них выделены четыре главных. В эту «большую четверку» вошли: интеллектуально стимулирующая атмосфера на рабочем месте, уверенность в завтрашнем дне, высокая степень автономности на рабочем месте и широкие прямые контакты с потребителями или клиентами.

По данным Harris Interactive, более 60% удовлетворенных людей поставили эти четыре фактора в верхнюю часть списка критериев полноценной работы. Эти критерии вполне применимы и в России, утверждают эксперты, но предлагают немного переиначить этот список. «Для меня важнейший критерий привлекательности работы - это возможность самореализации», - говорит Анатолий Белайчук, заместитель гендиректора компании «Бизнес-Консоль», специализирующейся на разработке программных средств автоматизации бизнеса. Автономность и внутренняя свобода в принятии решений, безусловно, важны, но возможны лишь в случае высокой ответственности за результат, добавляет он.
Для Лео Бокерии, директора Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, на первом месте - социальная значимость профессии. Именно поэтому профессия медика по-прежнему остается одной из самых популярных в России, отмечает он. Среди других факторов он называет внутреннюю свободу, возможность помогать другим и развиваться самому и, конечно, уверенность в завтрашнем дне.

«Для каждого человека степень значимости того или иного критерия индивидуальна, - говорит Людмила Кузенкова, директор российского офиса международного рекрутингового агентства Kelly Services. К тому же мотивация редко ограничивается одним фактором - люди склонны оценивать свою работу по совокупности критериев. Поэтому Кузенкова не берется расставлять приоритеты. В ее личном списке критериев - востребованность, возможность профессионального роста, уровень оплаты и социальная значимость профессии.

«Думаю, критерии привлекательности профессии определяются не столько уровнем развития общества, сколько человеческими потребностями. Чтобы их назвать, достаточно вспомнить о пирамиде Маслоу, определяющей мотивы человеческого поведения, - размышляет Сергей Лихарев, гендиректор завода «Авиакор». - По Маслоу, сперва человеку необходимо удовлетворить физиологические потребности, затем обеспечить безопасность, после чего становятся важными мотивы социальной значимости, собственной значимости среди клана и на вершине пирамиды находится потребность в свободе. Соответственно, выбирая профессию, сначала человек смотрит на размер компенсационного пакета, затем его беспокоит стабильность работы, после чего - значимость профессии в обществе и, наконец, возможность карьерного роста и свобода самовыражения».

Критерии, выявленные Harris Interactive, связаны между собой, отмечает Белайчук из «Бизнес-Консоли». Например, прямое общение с клиентами способствует профессиональному и личностному росту. «Общаясь с клиентами, приобретаешь новый опыт и развиваешься, замыкаясь на себе - деградируешь», - говорит Белайчук. С другой стороны, обширные связи укрепляют уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают «запасной аэродром» в случае необходимости смены места работы, отмечает он.

Интерес Harris Interactive к таким не слишком практичным вопросам не был праздным. Исследование проводилось по заказу американского веб-сайта careerjournal.com. На основе выявленных критериев редакторы сайта составили список восьми самых «счастливых» профессий в США. В него вошли составители и координаторы учебных курсов, учителя старших классов, управляющие медучреждениями, ученые в области медицины, аналитики и консультанты по управлению, врачи-терапевты, менеджеры по рекламе, работники социальной сферы.

Впрочем, даже сами редакторы careerjournal.com признают, что этот список намного менее универсален, чем критерии, опираясь на которые он был составлен. В России выявлением самых удовлетворяющих профессий никто не занимался. Но не исключено, что среди них оказалась бы профессия аудитора, считает Вадим Балашов, партнер компании Ernst & Young, поскольку она соответствует выявленным признакам привлекательного занятия. «Эта работа требует дисциплины и аналитических способностей, но зато дает возможность постоянно получать новые знания о рынке и ведении бизнеса и обеспечивает не только уверенность в завтрашнем дне, но и возможность быстрого роста. Хорошие аудиторы ежегодно получают повышение в должности», - говорит Балашов.

Михаил Малыхин


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Будущее финансового сектора. Борьба за клиента
2 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase