Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

4 основных вида презентаций инвесторам

На старте бизнеса
Александр Морозов
Александр Морозов

Директор Промышленного Акселератора «Сталь» www.steelup.ru

Александр Морозов
4 основных вида презентаций инвесторам

На текущий момент в России в огромном количестве начали развиваться инфраструктурные площадки для поддержки начинающих бизнесов — от простых IT-решений до площадок поддержки промышленных стартапов.

На рынке присутствуют как мелкие частные акселераторы и бизнес-инкубаторы, так и крупные федеральные гиганты — такие, как ФРИИ.

В рамках работы каждой из таких площадок есть одна похожая точка подведения итогов: цикл работы с проектом завершается так называемым Demo-day — показательным выступлением резидентов площадки перед заинтересованными частными инвесторами и фондами. Это мероприятие показывает мастерство презентационных навыков команды, ее способность отстоять свою идею в ответ на конструктивную критику со стороны профессионалов, а также способность защитить и обосновать бизнес-модель своего проекта.

На текущий момент на рынке присутствует несколько моделей Demo-day: публичные презентации, личные презентации в формате Speed Pitch, публичные презентации в форме Meet-up, а также новое направление — фестивали.

Расскажу подробнее о каждом из форматов.


Публичные презентации


Обычно проекту дается 4—5 минут на выступление, 5 минут на вопросы, слайды на проекторе за спиной и жюри примерно из 10—15 человек, в основном — отраслевые эксперты и бизнес-ангелы/представители частных фондов. Основная задача — донести за 10 слайдов основные положения бизнес-модели проекта: проблему и решение, описание продукта, описание команды, обоснование инновационности проекта (новаторство), защиту от конкурентов, форму заработка (бизнес-модель), финплан, обоснование масштабируемости проекта, исследование и анализ рынка, инвестиционное предложение.

В зависимости от конкретного оператора (то есть площаки) делается ставка на тот или иной слайд презентации. Так, если во ФРИИ главное — обснование работоспособности бизнес-модели проекта, то в Бизнес-инкубаторе МГТУ им. Баумана больше ставка на техническую реализуемость продукта и его рассчетную стоимость.


Speed Pitch (в рамках Speed Dating)


Столы расположены по кругу — по количеству проектов, за каждым столом — инвестор/эксперт. Засекается время: к каждому эксперту подсаживается стартап и начинает питчить проект. Через некоторый промежуток времени все проекты пересаживаются за соседний столик, и процедура повторяется. Движение по одному направлению.

Обычно дается также 5 минут, однако приходится обходиться без презентации и визуалки, а рассказывать все как есть. Вопросы задаются по ходу, выставляются личные оценки со стороны жюри. Применяться впервые начало с подачи Rusbase (тогда еще — «Стартап-Афиши»).


Meet-up (Elevator Pitch)


Официального единого определения нет, однако, в среднем, это выступление по основной идее проекта от 45 секунд до 1,5 минуты в зависимости от регламентов. Делается вместе с презентацией, напротив сажают отраслевого эксперта для контруктивной критики и поиска явных недостатков в идее и бизнес-модели проекта. Презентация с очень жестким регламентом, обычно не более 3-4 слайдов чисто для визуализации. Целевое действие, которое нужно ждать от аудитории — либо конструктивная критика, отзыв, либо сразу приглашение на следующий раунд презентации. Применяется, например, в формате встреч технологических предпринимателей в DI Telegraph для презентации своих идей.

Хочу обратить ваше внимание, что различие презентационных дней на рынке сейчас представлено в основном только в форме, но не в содержании. Продавая презентациями инвесторам свой проект целиком, предприниматель должен освещать не только продукт и команду, но и процесс продажи продукта покупателю.


Фестиваль


Совсем недавно начал набирать новый оборот совсем иной формат подачи Demo-day — фестивали, где задачей каждого проекта на ограниченном пространстве является добиться максимального внимания потребителей.

Сами фесты выстраиваются на основании игровых механик, где каждому посетителю дана возможность голосовать за проекты или проверять сценарии использования продуктов. Зародилось это направление в рамках программы Открытого Университета Сколково, когда впервые игра была применена для оценки работы проектов акселерационной программы OP:IT.

На текущий момент эта модель продолжается в рамках работы Промышленного акселератора «СТАЛЬ», работающего при поддержке Правительства Москвы. Платформа позволяет от фестиваля к фестивалю взаимодействовать с участниками посредством игровых механик.

Ближайший фестиваль «Стали» состоится 18 октября 2014 года в МИСиС, подробнее можно посмотреть здесь.

Важно отметить, что фестиваль позволяет инвесторам по-новому взглянуть на проект и в реальном времени сравнить его с другими участниками рынка на репрезентативной аудитории, где без навыков презентации и хорошего продукта с бизнес-моделью просто будет невозможно пробиться вперед. Так что для всех фондов очень рекомендую свои проекты проверять фестивалями подобного формата.

Presentation-image via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Soft skills для предпринимателей
  2. 2 Как работает франшиза в бизнесе
  3. 3 Что такое клиентская база: эффективное ведение и управление
  4. 4 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  5. 5 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?