Как сделать так, чтобы agile работал в стартапах

Расскажите друзьям
Полина Тодорова
Вероника Елкина

Немецкий предприниматель и автор блога Food for Thought on Agile, Scrum and Product Стефан Вольперс советует, что надо сделать, чтобы agile заработал в быстроразвивающемся стартапе.

Переход на agile — это долгий и утомительный процесс. В первую очередь любой стартап должен ответить на один простой вопрос: что им движет — продажи, продукт или технологии?

Не всем организациям действительно нужно переходить на agile — они и без него могут создать прекрасную корпоративную культуру и принести прибыль инвесторам.

Если вы находитесь в условиях жесткой конкуренции, быстро развивающихся технологий, и вас окружают крупные игроки, которые вливают крупные суммы, вы вряд ли сможете стать самообучающейся организацией.

Чтобы перейти на agile, вам нужно будет пройти несколько этапов, показанных на этой диаграмме:

agile
Изображение: Стефан Вольперс

Переключиться с уровня процессов и инструментов на agile-мировоззрение нелегко, и никто не может гарантировать, что ваши усилия принесут желаемый результат.

Если ваш стартап представляет собой колл-центр с собственным сайтом, то вам лучше не нырять в пучину agile. Остановитесь на втором уровне схемы, создайте удаленные agile-островки внутри компании. Будьте с собой честны и задумайтесь — а стоит ли напрягаться?

Совет №1: Помните о корпоративной культуре

Решено: вы хотите стать полноценной agile-компанией. Давайте сразу разберемся с самой сложной проблемой.

В самом начале ваша компания представляла собой маленькую команду сотрудников, и agile-подход вроде бы работал. Но вот дело начало набирать обороты, вы получили новое финансирование, а инвесторы советуют нанять побольше людей, преимущественно «опытных сотрудников» из крупных организаций.

И вот уже каждый месяц вы нанимаете пять, десять, 20 человек и сталкиваетесь с серьезной проблемой: как сохранить оригинальный командный дух, свою исконную agile-культуру?

Как сказал американский экономист Питер Друкер, «культура ест стратегию на завтрак».

Именно поэтому вам следует любой ценой защищать свою зарождающуюся agile-культуру. Не давайте ей «развиваться», нанимая сотрудников из компаний со старым укладом. Бывший менеджер крупной компании наверняка захочет использовать офис управления проектами (ОУП), ведь он привык организовывать свою работу таким образом. Культура развивается вместе со структурой предприятия, а значит так вы задушите свою agile-культуру.

Есть только два способа избежать подобных рисков. Нанимайте самых разнообразных сотрудников и обучайте новичков.

Следите за тем, чтобы все в компании понимали, зачем вашему стартапу agile. Но вы не добьетесь этого, если просто раздадите сотрудникам листовки с информацией. Вам надо рассказать им о том, что такое agile и правильно организовать устройство своей компании, дабы завоевать умы и сердца сотрудников.

Совет №2: Обучайте сотрудников и завоевывайте их сердца

Но как же рассказать новичкам об agile и заставить их полюбить его? Просто обучайте каждого работе во всех важных сферах деятельности компании. Начните с работы с клиентами.

Проводите обязательные тренинги с новичками, на которых им нужно будет создать прототип нового приложения. Такие занятия будут полезны каждому — сотрудникам отдела продаж, маркетинга, работы с клиентами, финансов, работы с персоналам — и не требуют специфических знаний.

Пример: Обычно мои групповые занятия длятся от 6 до 8 часов. На них участники должны сделать рабочий прототип приложения для организации корпоративных мероприятий. Сотрудники узнают, какое приложение может им пригодиться и как работает Scrum и механизм составления схемы пожеланий пользователей.

В конце занятий у их участников обычно либо просыпается любовь к созданию продуктов, либо они начинают уважать процесс организации разработки. Все это очень важно для agile-стартапа.

agile
Изображение: Стефан Вольперс

Совет №3: Нанимайте правильных людей

Как вы уже наверняка поняли, найм правильных сотрудников играет ключевую роль, если вы хотите перевести свой быстро развивающийся стартап на agile.

Читайте по теме: Каких сотрудников нанимать по мере роста вашего стартапа?

Вам нужно следовать определенным принципам найма:

  • В первую очередь нанимайте человека с подходящими взглядами, а не способностями. Вы всегда можете научить сотрудникам нужным навыкам, но не сумеете сделать из мерзавца хорошего человека.

  • Ищите людей с настоящей мотивацией к работе. Таких людей действительно будет заботить то, что они создают.

  • Наберите самую лучшую команду из возможных, а не просто людей, которые лучше всего подходят на конкретную должность. (Чтобы понять этот принцип, рекомендую прочитать книгу Майкла Льюиса «MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире).

  • Команды, в которой работают самые разные люди, обычно более прогрессивны.

Позвольте своим командам самостоятельно выбирать новых коллег, и риск вашей неудачи значительно снизится. Отдел кадров наверняка не одобрит такой подход, но разве самоуправляемая команда не должна самостоятельно принимать решения?


Читайте по теме: В этой компании нет привычного отдела продаж, но через 10 лет она будет стоить $50 млрд


Совет №4: Правильно организуйте команды

Не стоит недооценивать такую важную вещь, как тимбилдинг. Вот цели, которые вам необходимо преследовать:

  • Команды должны сами заниматься своим составом, не стоит выбирать сотрудников за них.

  • Со временем все отделы должны стать самоуправляемыми.

  • Все команды должны стать многофункциональными — вам нужны команды, специализирующиеся на какой-то функции, но не разрозненные отделы.

  • Самые продуктивные команды должны работать рядом друг с другом.

Я также извлек следующие важные уроки:

  • Следите за тем, чтобы новички чувствовали себя комфортно. Заранее приготовьте все к их прибытию и познакомьте их с сотрудниками из другого отдела.

  • Не стоит переводить сотрудников из одной команды в другую.

  • Менеджеры подразделения и их подчиненные не могут находиться в одной команде.

  • С помощью игры Delegation Poker можно передать задачи команд руководству.

Совет №5: Организуйте рабочее место в стиле agile

Многие недооценивают организацию рабочего места, а ведь она тоже влияет на процесс перехода к agile. Любопытно, но иногда в современных офисах, которыми так гордятся agile-стартапы, нет всего необходимого.

Переход на agile не значит, что вам нужен дешевый офис. Вам потребуется больше места — и главное, вам нужны будут разные зоны, в которых можно проявить четыре разных режима творчества:

Читайте по теме: «Пойду поработаю в переходе»: как все устроено в офисе Rambler&Co


  • Внимание

  • Совместный труд

  • Обучение

  • Социализация

У многих стартапов дела идут то очень хорошо, то очень плохо, поэтому они пытаются запихнуть как можно больше людей в одно большое пространство до следующих глобальных перемен. Но такой метод не подходит культуре agile. Если вы хотите добиться успеха, не забывайте что в вашем офисе понадобится место для маркерной доски и размещения важной информации.

Внешность обманчива — в хорошем agile-пространстве могут быть плохие полы.

Совет №6: Пользуйтесь правильными инженерно-техническими средствами

Что посеешь, то и пожнешь. Неважно, насколько хорошо вы используете agile-методы во время изобретения своего продукта, главное — применять соответствующие инженерные средства.

Создавайте, выпускайте и пользуйтесь своим продуктом с помощью:

  • Интеграции разработки и эксплуатации (DevOps);

  • Архитектуры микросервисов;

  • Автоматизации тестирования (TDD, BDD);

  • Постоянной интеграции;

  • Непрерывного развертывания ПО;

  • Продумывания всей технической архитектуры (у вас не должно быть никаких технических задолженностей).

Компонентные команды должны превратиться в многофункциональные отделы. Вот что для этого нужно сделать:

  • Поощряйте холакратический взгляд на продукт;

  • Фокусируйтесь на непрерывном цикле производства;

  • Откажитесь от понятия «авторства кода» в любом его проявлении;

  • Сделайте так, чтобы все команды работали рядом. Удаленные команды никогда не сравнятся по эффективности с теми, что работают по соседству.

И наконец, не пользуйтесь CRM-системами вроде Salesforce. Очень часто возникает следующая ситуация: все инженеры заняты разработкой приложения для клиентов, и в итоге отдел продаж и техподдержка навсегда остается в Salesforce.

agile

Фото: Medium

Обычно все начинается с типичной фразы: «Нам нужна CRM, зачем нам разрабатывать что-то свое?» Первоначальные настройки Salesforce дают мало свободы, а ведь со временем вам может потребоваться больше функций, которые вы могли бы учесть в собственной CRM.

В этот момент возникает своеобразная параллельная IT-вселенная. Решения людей, не разбирающихся в ПО и тем более в его архитектуре, начинают влиять на разработку вашего приложения. И ситуация усугубляется, когда функционал Salesforce начинает отходить от истинных целей — тогда вашим инженерам придется в первую очередь заниматься синхронизацией данных в CRM.


Читайте по теме: Стартап для чайников: 10 первых вопросов


Без должных технических знаний и действий руководства Salesforce неотвратимо захватит всю вашу организацию, заставит вас разочароваться в продукте и его разработке, а также будет действовать вопреки множеству agile-практик. (Все три стартапа, в которых я работал, пострадали от этого синдрома Salesforce).

Совет №7: Следите за agile-метриками

Цель составления agile-метрик заключается в том, чтобы лучше понимать текущую ситуацию и отслеживать все перемены. Agile-метрика должна показывать изменения шаблонов работы, на основе которых можно проанализировать причины их возникновения и принимать соответствующее решение.

В отличие от традиционных методов административного управления, agile-метрики не используются для (микро-)контроля над отдельными творческими сотрудниками. В agile-компании метрики нужны для того, чтобы понимать, как можно постоянно улучшать работу организации.

Самый простой способ провалить переход на agile это использовать скрупулезные методы подсчета, как в обычной компании. Поэтому будьте внимательны, когда выбираете метрики, которые будет составлять ваш agile-стартап.

Хорошие метрики:

  • Срок разработки продукта

  • Длительность производственного цикла

  • Соотношение работы над функцией и работы над исправлениями

  • Количество ошибок на производстве

Плохие метрики:

  • Скорость обращения денег

Отвратительные метрики:

  • Баллы каждого инженера за отзывы пользователей.

Заключение

Не существует единого способа становления agile-компанией. Нет никакого универсального списка необходимых действий, которые нужно совершить, чтобы перейти на agile.

Вам нужно найти собственный путь. На это уйдет много денег, времени и сил. Возможно, вас ждет неудача, вы зависните на какой-нибудь стадии перехода, а как только остановитесь, то наверняка сделаете шаг назад.

Но не теряйте веры и всегда задавайте себе правильные вопросы.

Как сказал философ Карл Р. Поппер, «всякий раз, когда какая-либо теория кажется вам единственно верной, знайте, что вы не поняли ни теорию, ни проблему, которую она должна решить».

Источник.


Материалы по теме:

Как двухдневный agile-тренинг изменил мой бизнес

Серьезному бизнесу нужен Agile – попрощайтесь с неэффективными сотрудниками

5 экспериментов с Agile, которые у нас не удались

Что такое холакратия?



Комментарии

  • Savkin Konstantin SavkinKS.ru 12:40, 2.03.2017
    0
    Возможно будет интересно: http://www.savkinks.ru/agil... - Давайте разберемся и определим: что такое Agile? и каким образом можно внедрить Agile в своих компаниях и нужно ли это на самом деле делать?
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
FinCon
25 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase