Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Как попасть в акселератор ФРИИ (с третьего раза)

На старте бизнеса
Аркадий Мешковский
Аркадий Мешковский

CEO в RENTMANIA

Аркадий Мешковский
Как попасть в акселератор ФРИИ (с третьего раза)

CEO компании RENTMANIA (онлайн-платформа аренды вещей) Аркадий Мешковский рассказал о том, как команда стартапа попала в акселератор ФРИИ... с третьего раза.

Я узнал о ФРИИ прошлой весной, когда началась шумиха в прессе. Весь рынок гудел, так что пропустить это событие было невозможно.

RENTMANIA не вошла ни в первый, ни во второй наборы акселератора — слишком сильной оказалась конкуренция, да и сама идея сервиса аренды вещей была еще сыроватой — на большинство вопросов у нас самих не находилось ответа.

Зато мы в третьем наборе! И я готов пошагово рассказать, как у нас это получилось.

Заявка подается на сайте ФРИИ.

В формах нет ничего сложного — только на всякий случай лучше сохранять заполненные поля в отдельный текстовый редактор. У нас периодически все терялось и приходилось переписывать с нуля. Однажды у меня «сгорела» на 98% заполненная анкета, и не помогли в том числе личные письма в адрес Калаева и Азевича. Кнопочка «Сохранить черновик» таит в себе много загадок и работает хуже, чем через раз. Есть подозрение, что сам сайт ФРИИ верстает некий удаленный специалист, временами не доступный…

Зато наша анкета в итоге получилась выверенной и качественной.

Теперь про саму анкету. Все поля в ней — исключительно по делу, везде есть подсказки.

Требуется указать профиль проекта (в нашем случае — e-Сommerce). Выбор предлагается широкий: e-Government, образование, крауд-проекты, соцсети, медиа и т.п.).

Затем рассказать о рынке, на который проект ориентирован.

Далее необходимо загрузить презентацию — традиционный формат Elevator Pitch:

— Идея проекта

— Описание продукта

— Бизнес-модель (монетизация, экономика)

— Описание рынка

— Планы

— Потребности (сколько и на что необходимо денег).

Труднее всего оказалось ответить на вопрос про объем рынка. Даже на западе пока нет примеров компаний, которые достигли бы большого успеха в нашей нише. Более-менее наш рынок измерен в сегменте аренды жилья и автомобилей, а вот в сфере движимого имущества цифр крайне мало.

Пришлось обращаться к экспертному сообществу, экстраполировать данные, выстраивать галлюцинации (как во ФРИИ это называется). Еще одним маркером для оценки объема нашего рынка стало количество в Москве оффлайновых прокатных кампаний. В итоге мы оценили рынок B2C-аренды в России в $350 миллионов. Это совокупная оценка, исходя из количества прокатных компаний и среднего чека, названного экспертами.

Поскольку мы создаем маркетплейс для аренды, где взаимодействуют между собой два типа аудиторий, нам очень помогла экспертиза Владимира Долгова, который поддерживает проект с самого начала. С Владимиром я познакомился в процессе написания дипломной работы в RMA. Он был моим консультантом.

Заставил задуматься и вопрос про команду, потому что обязательное требование ФРИИ — наличие на полной занятости как минимум двух человек — и разработчика, и менеджера, отвечающего за развитие бизнеса. В нашем случае так и получилось: в проекте постоянно занят я, как ответственный за развитие бизнеса, и технический директор.

Отдельным приложением нужно загрузить финмодель. Я справился с этим в Excel, обошёлся своими силами, поскольку для стартапа на pre-seed стадии в качестве финмодели достаточно представить P&L с горизонтом на 1-3 года. Мне помог опыт работы в Starta Capital и StartupPoint. И конечно, приходилось советоваться с умными людьми — всеми, до кого можно дотянуться и задать вопрос.

В итоге на третьей попытке большинство полей нашей анкеты оказались заполнены гораздо подробнее и точнее. Третий набор ФРИИ случился уже в момент, когда мы от стадии идеи перешли к запуску MVP и имели в багаже первые десятки сделок и несколько соглашений с прокатными компаниями.

Акселерация длится три месяца. Мы поставили перед собой цель за это время протестировать гипотезу и подтвердить спрос, получить seed-инвестиции и начать масштабирование. Завершается третья неделя обучения, пока все по плану. Вскоре планируем доделать этап Customer Development, уже начали тестирование разных источников трафика и эксперименты по конверсиям, а последние недели планируем посвятить рефлексии — анализу нашего забега и привлечению инвестиций.

Трекеры ФРИИ много пишут о том, что третий набор получился интересным и довольно зрелым по составу. Мне лично нравится проекты из прошлых наборов Timeliner.ru, потому что мы чуть не начали делать такой же с сокурсниками, еще когда учились на ИТ-факультете в RMA. Еще слежу за судьбой сервиса «Все Эвакуаторы России». Было бы у них еще и приложение — точно бы установил и чувствовал себя комфортнее в дальних поездках.

Помимо RENTMANIA, в третьем наборе есть еще один арендный проект — LetMart, но они занимаются прокатом исключительно в B2B-сегменте. Основатели приехали в Москву из Екатеринбурга. Мне про LetMart раньше рассказывали друзья, говорили, что ребята планируют делать массовый сервис аренды, но в итоге сфокусировались на самый дорогой сегмент — профессиональная строительная техника.

Акселератор предоставляет инвестиции в размере 1,4 млн рублей, из которых чистыми на счет попадают 800 тысяч, двумя траншами (остальные 600 тысяч идут на оплату работы акселератора). В первый месяц проекту необходимо доказать, что команда адекватная и двигается в правильном направлении. Раз в неделю проводятся трекшн-митинги для представления отчетов о проделанной работе и динамике развития.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФРИИ и StartupDrive запустили акселерационную программу для стартапов в области электрического транспорта
  2. 2 ПАО «Ростелеком» инвестирует в новые цифровые продукты до 3 млрд рублей
  3. 3 ФРИИ и «МойСклад» ищут B2B-стартапы в области автоматизации торговли и производства
  4. 4 Найти клиентов и выйти на международный рынок: идет прием заявок в программу GoGlobal
  5. 5 ФРИИ инвестирует до 200 млн рублей в стартапы