Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Как выбрать инвестора для чайников

На старте бизнеса
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Никита Стаценко
Как выбрать инвестора для чайников

Если в тяжелых условиях российской венчурной действительности вам вдруг повезло и вы оказались достаточно круты, чтобы выбирать инвестора, предлагаем ознакомиться со следующими пунктами выбора. Эти принципы написаны Эслог Магнусдоттир (Aslaug Magnusdottir) - Co-founder Moda Operandi.

Эслог Магнусдоттир (Aslaug Magnusdottir) - предпринимательница из Исландии. Она является соучредителем и бывшим CEO Moda Operandi, а также Со-основателем TSM Capital. Вошла в список 100 самых креативных людей в бизнесе по версии Fast Company. У Эслог степень магистра Гарвардской школы бизнеса, магистра права Университета Дьюка (юридический факультет), а также звание кандидата юридических наук Университета Исландии.

Фандрайзинг - это улица с двусторонним движением. Вам нужно сделать себя привлекательным для инвесторов, но еще нужно найти инвесторов, которые понравятся вам. Выбрать, основываясь на концепции вашего проекта и производственном опыте, а также на том, где вы живете и какой в этом регионе экономический климат.

Вполне возможно, вы будете вынуждены просто брать деньги там, где найдете. Но тем не менее нужно понимать, что существует много типов инвесторов с разными интересами и мотивациями, широким кругом ресурсов, послужным списком, опытом, связями и репутацией.


Виды инвесторов


Когда вы начинаете искать деньги на ранней стадии, вам нужно ясно осознать, что именно вы ждете от своего потенциального инвестора и почему. Инвесторами могут выступить друзья и семья, профессиональные бизнес-ангелы, венчурные капиталисты и стратегические инвесторы. Каждый тип предлагает особенные преимущества и обычно инвестирует на определенном этапе жизненного цикла компании.

Друзья и семья (F&Fs)

Они вкладывают деньги в ваш бизнес, потому что любят вас. F&Fs обычно инвестируют на самой ранней стадии предприятия. Они,вероятно, не имеют предпринимательского опыта и не хотят быть лично вовлеченными. Мы с соучредительницей Лорен Санто Доминго смогли поднять для Moda Operandi небольшой начальный капитал в июне 2010 года. Это позволило арендовать офисное помещение, смакетировать дизайн сайта и начать заключать основные контракты. Но параллельно мы начали встречаться с венчурными и стратегическими инвесторами.

Бизнес-ангелы

Это частные инвесторы, которые регулярно инвестируют в бизнес, у них глубокий предпринимательский опыт и связи. Они обычно инвестируют для самих себя и не обременяют предпринимателей бюрократией или каким-либо давлением. Они могут быть очень полезными в бизнесе вследствие своей практичности.

VC

Это профессиональные инвестиционные фонды, которые помогают компаниями расти, чтобы достичь максимальной финансовой отдачи. Многие партнеры фондов сами являются бывшими предпринимателями или работали с достаточным количеством бизнесменов, чтобы предсказывать успех или провал. Компании часто оказываются под сильным прессингом, чтобы максимально повысить краткосрочную стоимость, а инвесторы смогли совершить успешный экзит.

Один из моих ранних инвесторов сказал: "Венчурные капиталисты обладают стадным чувством. Они хотят получить то, за чем гонятся остальные. Ключевым фактором для них является не проиграть в борьбе с конкурентами". Но на нашем раунде C такого не наблюдалось. Круг инвесторов значительно превысил предложение. Мы выбрали фонд, который позволял быть ведущим, а не ведомым. Они выбрали нас из-за нас, а не потому, что другие инвесторы проявили свой интерес.

Стратегические инвесторы

Стратеги - инвесторы, которых ты привлекаешь не только из-за денег, но благодаря их ресурсам: предпринимательский опыт, оборудование, инфраструктура и связи. А они инвестируют, потому что ваш продукт или услуги попадают под направление их существующего бизнеса. Стратеги глубоко вовлечены в ваши операции.

Обычно стратег присоединяется на поздней стадии, когда ваш бизнес уже поднялся и ведет бурную деятельность. Во многих случаях стратег - это компания, которая, в конце концов, приобретет вашу. Стратегические инвесторы часто не хотят, чтобы их конкуренты инвестировали или работали с вами, так что приходится следить за тем, с кем вы вступаете в союз.


Что делает инвестора хорошим


Репутация

Это действительно важно. При поддержке инвестора с хорошей репутацией вы достигнете большего. Нужные двери откроются, а о некоторых вопросах умолчат.

Moda Operandi повезло c NEA Ventures, которые присоединились в раунде B. Но должны ли все остальные инвесторы быть топовыми? Конечно, нет. Если "менее представительный" инвестор лучше понимает вас и ваши взгляды, он способен сделать больше для вашего бизнеса, чем какой-нибудь топовый фонд.

Опыт работы

Инвесторы с большим опытом могут определить наибольшую стоимость на выходе из вашей компании. Изучайте и нацеливайтесь на тех инвесторов, у которых уже был успех с бизнесом, похожим на ваш.

Финансовые ресурсы

В идеале, вы хотели бы, чтобы ваши инвесторы имели возможность финансировать вас по мере роста. Размер имеет значение. Спрашивайте, каковы капиталы фонда.

Отраслевой опыт

Важно ли найти инвестора с глубоким отраслевым опытом - зависит исключительно от набора навыков вашей команды. Многим инвесторам может не хватать знаний в вашей отрасли, но зато они придут вам на помощь с советами и ресурсами по другим отраслям.

Стратеги в этом плане играют ключевую роль, потому что у них есть возможности добавить реальный отраслевой опыт и уверенность вашей команде.

Качественные связи

Связи инвестора являются решающим фактором. Это могут быть потенциальные покупатели, поставщики, партнеры или же дополнительные источники финансирования. Очень важно знать инвесторскую "сеть" и их готовность использовать ее.

Кроме того, поскольку инвесторы постоянно следят за новыми бизнес-концепциями, они могут снабжать вас новыми идеями, представлять компаниям и людям, с которыми вы, возможно, пересеклись бы только спустя долго время.

Общие ценности и цели

Важно прочувствовать ваше сходство с потенциальным инвестором в ценностях и целях. Если общих взглядов нет, проходите мимо.

Один из потенциальных инвесторов, которого мы встретили во время раунда B, предложил, чтобы мы начали продавать старый товар со скидкой. - Вот еще! Другой инвестор предложил, чтобы мы открыли производство одежды в Китае для всех марок, с которыми работаем. - Следующий!

Насчет экзита - взвесьте сроки и суммы, на которые рассчитывает инвестор. Вы потянете? Если нет, у вас серьезная проблема.

Магия

Так же, как и во время свиданий, здесь должна присутствовать химия. Это, пожалуй, элемент, который сложнее всего найти. И вы, конечно, можете обойтись без него. Но если есть волшебство - а это что-то неосязаемое, что вдохновляет вас на работу с этим человеком - вы получаете больше удовольствия от бизнеса.

Мне повезло работать с несколькими инвесторами, которые попадают под эту категорию. Они помогали развивать компанию с улыбкой на лице. Когда вы найдете таких инвесторов, держитесь на них крепче. Если вы играете по правилам, они будут помогать вам в течение долгого времени.

Условия

В конечном счете условия Term Sheet играют важную роль. Вы можете найти инвестора, который соответствует всем требованиям и даже больше, но предлагает вам что-то посредственное. Однако чаще хороший инвестор, разделяющий ваше видение, предложит хорошие условия. Ведь он тоже заинтересован в построении большой компании, вместо того, чтобы второпях испечь и продать маленький пирог.

Images by Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как работает овернайт для бизнеса
  2. 2 Бизнес в 2024: перспективные бизнес-идеи
  3. 3 Прибыль в бизнесе: основные виды и типы
  4. 4 Что такое конверсия продаж, как ее посчитать и какая конверсия считается хорошей?
  5. 5 Как добросовестным поставщикам выявлять сговоры в электронных торгах и противостоять им
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти