Никита Шерман, глава российского представительства Wix (конструктор сайтов), в интервью Rusbase рассказывает о том, как компания выходила на рынок России.
Никита, почему в Wix в какой-то момент было принято решение выходить на российский рынок?
Русскоязычный рынок — крупнейший в Европе и один из самых крупных в мире. Наша целевая аудитория — SMB (малый и средний бизнес) — активно растет, давая хорошие перспективы для развития платформы. Поэтому, когда компания начала задумываться о продвижении в неанглоязычных странах, Россия была в первых рядах. Всего же на текущий момент сервис локализован в разной степени на 10 языков. Если говорить об успехах, то, например, у Wix очень хорошие позиции в Бразилии, куда мы выходили до России. И Бразилия, и Россия сегодня входят в список стратегически важных для компании рынков.
Каков объем российского рынка конструкторов сайтов «в деньгах», по вашей оценке? Какую долю планирует занять Wix?
Я бы разделил оценку этого рынка на две части. Первая — то, что есть сейчас, и это в совокупности от $10 млн до $15 млн. Вторая – то, каким этот рынок нам видится в будущем. Это несколько десятков миллионов долларов. Дело в том, что, помимо растущего самого по себе сегмента SMB, расширяется и спектр сервисов, которые мы можем предлагать.
Например, Wix уже сейчас неправильно называть просто «конструктором сайтов» — это онлайн-платформа для решения задач малого и среднего бизнеса в интернете. Wix также предлагает различные маркетинговые инструменты, сервисы для создания рассылок, управления базой контактов, хостинг, подключение доменов и многое другое. Что касается наших планов, то они не выражаются исключительно в деньгах или количестве пользователей: мы просто хотим быть в России, как и во всем мире — номером один в своей нише.
Какие подготовительные активности велись в России перед запуском?
В Wix практически все решения базируются на цифрах. Еще до локализации сервиса на русский язык, на Wix стали активно регистрироваться пользователи из России. Оценка потенциала рынка, высокий уровень образования в стране, анализ стоимости привлечения трафика — все эти факторы указывали на необходимость локализации сервиса и старта активной маркетинговой кампании в России. В итоге такие решения принимаются лично фаундером компании — Авишаем Абрахами. Он внимательно изучает регионы, общается с людьми, исследует конкурентную среду, лично приезжает, чтобы прочувствовать атмосферу. Относительно России мы с ним впервые общались еще пять лет назад. Уже тогда он живо интересовался нашим рынком.
Сложившаяся экономическая и политическая ситуация может повлиять на пересмотр этих оценок? В целом, стала ли Россия менее перспективным рынком для ИТ-проектов в связи с последними событиями?
Безусловно, происходящие события вносят определенные корректировки в наши планы. Но это в большей степени касается маркетинговых активностей: перераспределяются бюджеты между разными каналами, пересчитываются планы. Мы стараемся максимально гибко подходить к этим вопросам. В то же время мы видим в этом новые возможности.
Что касается перспективности рынка, то здесь во многом все будет зависеть от двух вещей: общей экономической ситуации в России (того, как она повлияет на сегмент SMB) и законодательного регулирования интернета.
С какими сложностями вам уже пришлось столкнуться при выходе в Россию?
Конечно, Россия — очень специфический регион с точки зрения организации бизнес-процессов. Наши регулярные проблемы здесь связаны в первую очередь с юридическими и финансовыми вопросами. Далеко не все компании в России готовы заключать договора с зарубежными юридическими лицами и принимать оплату в валюте. Также проблем добавляют различные законодательные инициативы, не всегда понятные даже российским компаниям. Но все это — не сложности, а скорее, специфика региона.
Сложно ли было подобрать российскую команду и топ-менеджеров? Сколько на это ушло времени?
У нас нет отдельной команды в Москве. Наша российская команда складывалась годами, 90% сотрудников сейчас работают в Тель-Авиве, в штаб-квартире компании. В России на постоянной основе сейчас нахожусь только я, и этого пока достаточно. Российская команда не является отдельным юнитом, все сотрудники — часть разных вертикалей внутри компании: продакт и онлайн-маркетинг, PR, поддержка пользователей, производство видеорекламы и т. д.
Отличается ли работа с российскими партнерами от бизнес-отношений с компаниями в других странах?
Когда я впервые отправил на одобрение договор нашему юристу в Тель-Авиве и получил документ с правками менее, чем через сутки, то испытал шок. Сначала я не поверил и решил, что мне просто повезло. Когда это произошло во второй, а потом и в третий раз, я понял, что это абсолютно нормально для «них». Позже я сказал ему, что в России, по моему опыту, подобные вопросы не решаются быстрее, чем за неделю. В остальном же, как поется в одной из песен Depeche Mode, «People are basically the same». Основные различия все же находятся в плоскости «синих печатей», как я ее называю. То есть особенностей юридическо-бухгалтерской организации процессов.
На российском рынке традиционно много копий зарубежных проектов, есть и довольно успешные клоны Wix. Как вы планируете соперничать с ними?
Наши основные конкурентные преимущества — это команда, технологии и опыт. Сегодня в Wix работает почти тысяча человек, занимающихся в ежедневном режиме развитием продукта. Сотрудничество с ведущими мировыми IT-гигантами, такими как, например, Google и Facebook, позволяет нам всегда быть на острие технологий. А денежные обороты компании позволяют нам инвестировать в технологии миллионы долларов ежегодно. За 8 лет, прошедших с момента основания компании, мы накопили огромный опыт, позволяющий не только избегать ошибок сегодня, но и заглядывать в завтрашний день, подбирая под него подходящие решения. Таким образом, мы всегда будем находиться в худшем случае на шаг впереди любых локальных копий.
В то же время в России есть несколько оригинальных решений, за которыми интересно наблюдать.
Есть ли различия в том, как Wix используют в России и в других странах? Какой он, портрет пользователя Wix в России?
Типичный пользователь Wix в России — это собственник малого бизнеса, который привык все делать своими руками, самостоятельно решать все бизнес-задачи и бороться с трудностями. В этом он мало отличается от наших пользователей в других регионах. Я бы сказал, что основное отличие местных предпринимателей заключается в более коротком горизонте планирования. Средний тарифный план, покупаемый в России, — более краткосрочный, чем в США, Канаде или Франции. Отличаются и сами бизнес-сегменты. Например, в США большой процент пользователей – это владельцы семейных ресторанов, во Франции — пекарней или виноделен. А в России — СТО и салонов красоты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 OpenAI планирует открыть офис в Германии
- 2 АТОР сообщила о сокращении поездок россиян в Европу в 10 раз за пять лет
- 3 Европейские банки ужесточили требования к клиентам из России
- 4 ЕС рассматривает возможность ввести санкции против дополнительных 50 категорий товаров из РФ