На старте бизнеса

Как написать оферту и не получить штраф

На старте бизнеса
«Зарцын и партнеры»
«Зарцын и партнеры»

Юридическая компания

«Зарцын и партнеры»

Сегодня в «Дневнике ЕВА» юридическая компания «Зарцын и партнеры» рассказывает, есть ли грань между выгодными условиями для компании и ущемлением прав потребителя.

Как написать оферту и не получить штраф
Присоединиться

Мы работаем на рынке не первый год и за это время заметили некоторые закономерности в работе с компаниями, которые пишут оферты. Посему ответственно заявляем: все предприниматели с точки зрения юриста делятся на три группы.

Перечислим их:

  • Первая. Те, кто не пишет оферты на свои сайты, а может, даже категорически не приемлют договоры и документы. Их лозунг «и без этого всегда работали, а договоры придумали юристы, чтобы выкачивать деньги из честных людей».
  • Вторая. Те, кто пишут и дисциплинированно внедряют оферты и документы. «В чем причина такого отличия?», – спросите вы. Отвечаем. Как правило, эта категория компаний уже столкнулась с судебной системой и поняла, что при наличии договора проще отстаивать свою позицию. Таким предпринимателям, как правило, оферта/договор уже помогли сохранить деньги.
  • И, наконец, третья категория –  те, кто пишут «кабальные» по отношению к потребителям договоры. Они считают, что, раз уж пришлось заниматься столь неблаговидным делом, как написание договоров, то не стоит жалеть сил на включение жестких условий для второй стороны. Подобные документы можно узнать с первого взгляда. Симметричная ответственность – это не про них. Штрафы за расторжение договора, штрафы, штрафы, штрафы…

Именно о третьей категории мы сейчас и поговорим.

Помните!

В оферте нельзя писать условия, которые ухудшают положение потребителя и ущемляют его права.

При нарушении этого пункта возможны разные последствия:

Самое простое – при рассмотрении договора будут применяться нормы закона, а не оферты. В худшем случае вы можете быть привлечены к ответственности по cт. 14.8 КоАП РФ за нарушение прав потребителя.

Для наглядности рассмотрим типичные ошибки на примере мебельного онлайн-магазина. Сразу заметим, что таковой существовал в реальности, но мы не будем по понятным причинам его упоминать. Условно назовем его просто – «Мебельный магазин».



По теме: Онлайн-ритейлеров приравняют к классическим продавцам



Пример № 1

В оферте нашего Мебельного магазина было указано: «В случае отказа покупателя от заказа до даты его выполнения покупатель возмещает продавцу стоимость произведенных расходов по выполнению заказа, но не менее: 10% от стоимости мягкой мебели, при изготовлении которой используется стандартная мягкая ткань; 15% от стоимости мягкой мебели, при изготовлении которой используется отрезная ткань; 30% от стоимости нестандартной корпусной мебели; 15% от стоимости стандартной корпусной мебели и иной мебели; 20% от стоимости иной мебели».

Суд признал это положение противоречащим положениям п. 22 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением правительства РФ от 21.02.1997 № 918: «Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора».

Вывод: если закон разрешает потребителю возврат товара/отказ до его получения, то нельзя включить в договор ограничивающие это право положения.


Пример № 2

В оферте было указано: «Претензии покупателя в отношении качества мебели, за исключением внешних дефектов, могут быть заявлены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем мебели».

Такая формулировка противоречит положениям статьи 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»: «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».

Вывод: нельзя уменьшить сроки, в которые потребитель может обратиться с претензиями о некачественном товаре.


Пример № 3

И вот еще выдержка из оферты Мебельного магазина: «Покупатель обязан оплатить выезд специалиста продавца в случае предъявления необоснованной претензии по тарифам, установленным продавцом».

Эти условия нарушают положениям ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым проведение проверки качества товара является обязанностью продавца.

Вывод: нельзя возложить на покупателя дополнительные расходы, если закон от таких расходов его освобождает.

Составляя оферту, будьте бдительны!

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кэшбэк – лишняя головная боль?
  2. 2 Новости российского венчура: 13 июня – 19 июня
  3. 3 Дайджест российского венчура: 6 – 12 июня
  4. 4 Чем Чехия хороша для бизнеса?
  5. 5 Новости российского венчура: 30 мая – 5 июня