Множество компаний, которые выходили на рынок с грандиозной идеей, сталкивались не только с проблемами общего плана (нехватка бюджета, слабый фидбек и т. д.), но и с необходимостью закрыть/изменить выбранное направление. Cмена направления и открытие нового бизнеса кажется поначалу большой проблемой, требующей огромных затрат. Но истории известны примеры, когда именно такой подход оказывался успешным. Эрик Рис – идеолог данного пути и создатель теории «экономичного стартапа» (Lean Startup) называет такое изменение направления в бизнесе «пивотом».
Пивот – это не только перемена, это ещё и «разворот» в сторону более перспективного или нового направления, выбор иной дороги, по которой будет развиваться ваш бизнес. В последнее время он стал неотделимой частью не только стартаперской деятельности, но и развития устоявшихся компаний. Многие предприниматели видят в смене направления руку помощи или ещё один источник прибыли.
Что вы слышали о компании Odeo? Когда-то они хотели заниматься сбором новостей и информации с различных ресурсов на одной платформе, но вовремя остановились и развернулись в сторону социальных сетей. Теперь они называются Twitter - уже такой привычный и почти родной способ общения. Совсем недавно Twitter вышел на IPO, и цена акции поднялась с 26$ до 45$ в первые же минуты.
Компания Google изначально создавалась для внутрикорпоративных поисковых систем, но внезапно осознала, что зарабатывать деньги на рекламе – неплохое направление. Позднее, уже состоявшись как международная корпорация, Google совершила довольно предсказуемый и закономерный «разворот» в сторону развивающегося мобильного рынка. ОС Android и Google Glass у всех на слуху.
Примеров успешного пивота много. Но нужно учитывать, что делать «разворот» по прихоти, без аналитики и ресурсов – весьма опрометчиво. К смене направления нужно приступать постепенно, окончательно убедившись в том, что вы готовы к этому опыту. Вы не обязаны менять идеологию своей компании или искать новых инвесторов – поможет грамотно рассчитанный бюджет и продуманная тактика. Если разворот намечается в схожую отрасль, то можно будет избежать кардинальных изменений внутри компании. Следует рассчитать, имеются ли у вас необходимые ресурсы и кадры, готовые к развороту, есть ли устоявшаяся аудитория и база клиентов, которая может принять или не принять изменения.
Почему пивот?
Смена бизнес-модели часто воспринимается, как признак, что «у компании что-то пошло не так». Это распространённое заблуждение зачастую останавливает стартапы от пивота. Вот какие причины «разворота» выделяют эксперты (если предприниматель заметил хотя бы несколько из них - it's time to pivot):
- Некоторые результаты перестают окупаться и требуют дополнительных усилий, зачастую слишком рискованных.
- Есть фидбек только по одному продукту, в то время как другие товары или услуги игнорируются аудиторией.
- Несмотря на талантливую команду, продукт не оправдывает ожиданий.
- Компания находится в быстроразвивающейся отрасли, в которой любые изменения воспринимаются положительно.
- Потребитель не осведомлён о том, как пользоваться услугой или продуктом, который компания производит.
- Основная деятельность компании перестаёт оправдывать ожидания инвесторов.
Анализируйте показатели
Не спешите придумывать что-то диаметрально противоположное — иногда достаточно просто немного изменить курс в вашей же отрасли. Сравните существующие показатели и предполагаемые изменения.
У стартапов весьма ограниченные возможности в плане подбора команды. Будьте готовы к тому, что не все готовы будут вложить свои силы новую идею.
Как убедить инвесторов
Не бойтесь ваших инвесторов — попробуйте их убедить, исходя из проанализированных показателей, и не скрывайте своих намерений. Позвольте поиграть с прототипами и альфа-версиями, как, например, поступила корпорация Google во время разработки Google Glass. Они не стали ждать презентации нового проекта с высоты презентационной трибуны — 2000 пар очков сразу нашли своих владельцев среди как разработчиков, так и инвесторов.
Подумайте еще раз
Не исключено, что «разворот» может плохо сказаться на вашем бизнесе. Не нужно просто гнаться за трендами и инновациями: рынок требует структурированного и сдержанного подхода. Иногда лучше переждать и выйти на арену с чётким видением проекта, а не с его относительной заготовкой в попытке исправить ситуацию внутри компании.
Материал подготовлен компанией Payler. Об опыте пивота Payler можно прочитать тут.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры
- 2 Почему резкие перемены так важны для успеха вашего бизнеса
- 3 Могут ли большие компании быть инновационными: объясняет Стив Бланк
- 4 Принципы «бережливого стартапа» нужны корпорациям даже больше, чем небольшим компаниям