Преимущества и недостатки стартап-акселераторов

Андрей Кулагин

Менеджер проектов по работе со стартапами в РВК www.rusventure.ru

Расскажите друзьям
Андрей Кулагин
Андрей Кулагин

Оригинал статьи: The Pros and Cons of Startup Accelerators, Дани Фанкхаузер (Dani Fankhauser), Mashable.

Стартап-акселераторы создаются для того, чтобы способствовать ускоренному росту портфельных компаний. Это искусственно созданная «буря» менторства, доступа к технологиям, офисного пространства, инновационного сообщества, ограниченная коротким временным промежутком. Главная функция акселератора — превратить искусство запуска успешной компании в программу, которую можно повторить в других бизнесах, таким образом «ставя на поток» производство новых успешных компаний.

Несмотря на то что у каждого акселератора есть свои особенности, все же акселерационные программы имеют некоторые общие черты: стартапы подают заявку на участие в программе длительностью в несколько месяцев, в течение которых они получают возможность работать с менторами, офисное пространство, начальные инвестиции (как правило, в обмен на долю в компании). Акселератор ставит своей задачей в результате реализации программы создать новые прорывные и успешные бизнесы и, конечно, получить прибыль от инвестиций.

Для акселератора Y Combinator (YC) такая модель, по всей видимости, стала вполне работоспособной. С момента своего основания в 2005 году YC «вырастил» стартапы общей стоимостью 2 миллиарда долларов (Airbnb и Dropbox).

В настоящее время модель акселератора зачастую повторяется другими игроками – от Chile до Nike, которые запускают свои версии акселераторов. Справятся ли эти «дилетанты» с множеством клонов Pinterest или Groupon? Или инновационная экосистема стартапов требует, чтобы акселераторы генерировали более качественные бизнесы, по аналогии с работодателями, которые получают определенную выгоду от университетов и колледжей, выпускающих качественных специалистов?

TechStars, запущенный спустя два года после YC, пока не «производит» компании стоимостью более одного миллиарда долларов. Но некоторые говорят, что в портфеле Techstars есть компании, которые в ближайшее время станут прорывными. Для более поздних акселераторов пока еще слишком рано говорить об оценке их успешности. Создается ощущение, что новые акселераторы запускаются каждый день — их количество приблизилось к 200 по всему миру — и хотя более новые акселерационные программы развиваются по модели, аналогичной TechStars и YC, они не имеют возможности похвастаться такими же впечатляющими списками «звездных» наставников, которые могут сделать акселерационную программу привлекательной как для предпринимателей, так и для инвесторов, ищущих новые проекты для вложений.


Что такое стартап-акселераторы?


До появления первых акселераторов популярным являлся другой инструмент поддержки стартапов — бизнес-инкубаторы. Первый бизнес-инкубатор был запущен в 1959, его цель состояла в «создании институциональной среды, содействующей росту стартап-компаний и бизнес-идей».

В 1999 году такие инкубаторы, как HotBank, 100x и TechSpace, вызвали настоящий «бум» наряду с технологическими компаниями. Их бизнес-модель предполагала предоставление новым компаниям хорошо оснащенных офисов в обмен на долю в акционерном капитале. После того, как лопнул пузырь доткомов, бизнес-модель таких инкубаторов резко изменилась, и они стали просто собирать ежемесячную ренту за предлагаемые помещения.

Термины «инкубатор» и «акселератор» часто используются как взаимозаменяемые понятия, но по определению акселератор является чем-то более новым.

В 2005 году Пол Грэм (Paul Graham) создал Y Combinator. Несмотря на то, что программа акселератора в большей степени основана на модели инкубатора, обнаруживается несколько существенных различий:

— Во-первых, ограничен временной промежуток: стартапы приходят в группы (напоминающие группы в университетах) и выпускаются одновременно, в то время как в инкубаторах не было ограничений по времени.

— Во-вторых, обмен предпосевных инвестиций на долю в компании стал общим стандартом для всех стартапов, принимаемых в акселератор.

— В-третьих, существенным мотивом для стартапов-участников является список «звездных» тренеров акселератора. Так, в YC все партнеры являются в прошлом «серийными» предпринимателями и имеют опыт участия в развитии успешных компаний.

Несмотря на большое количество существующих по всему миру акселераторов, YC до сих пор является самым уважаемым брендом, имеющим наибольшее количество заявок от стартапов из различных отраслей и привлекающим внимание большого количества венчурных инвесторов. Спустя несколько лет и нескольких больших побед, кажется, что YC оптимизировал и освоил этот механизм, но смогут ли другие акселераторы повторить его успех?


Недостатки


В мире не существует двух одинаковых акселераторов. Есть вертикально-ориентированные модели программ, такие как Nike Accelerator — программа, осуществляемая TechStars для тех стартапов, которые используют данные Nike+ (биометрические показания). Есть региональные акселерационные программы, например, EvoNexus в Сан-Диего and Startup Chile, каждая из которых не берет долю в проекте у компаний-резидентов.

Перед нами никогда не стоял вопрос «Если нас не примут в YC, то мы пойдем куда-нибудь еще». Это лучшее, что с нами было. (Анирбан Бардали (Anirban Bardalaye), основатель Zaranga

Если акселератор берет слишком высокую долю в компании, это должно стать для вас предупреждением (YC берет около 7%, в акселераторе 500 Startups доля составляет 5%, но в некоторых программах берут вплоть до 50%). Это может создать дополнительные трудности при ведении переговоров о следующем раунде инвестиций, так как вы сможете предложить инвестору меньшую долю в компании. С другой стороны, те программы, которые не берут долю в проекте, возможно, плохо вам подходят — эти программы больше рассчитаны на поддержку роста малого бизнеса, чем на возврат инвестиций, и будут иметь другой набор ресурсов под рукой.

Дополнительным поводом для беспокойства может стать необходимость переезда для прохождения программы.

YC поддерживает логику основателей проектов, прибывших в Долину для прохождения акселерационной программы, даже если они не остаются в Долине. В YC также отмечают, что очень много стартапов приезжают из Нью-Йорка и возвращаются обратно после прохождения акселератора (особенно стартапы, работающие в сфере рекламы и издательских услуг).

Мы считаем YC чем-то вроде древнего Рима или Афин. Приезжайте на Маунтин-Вью на три месяца, вам не обязательно переезжать сюда навсегда. Впитайте в себя все те знания, которые реально работают, и заберите эти знания с собой. (Гарри Тэн (Garry Tan), партнер YC)

В настоящий момент в TechStars открыты свои кампусы одновременно по географическому и отраслевому признаку.


«Секретный ингредиент» успеха от акселерации


Создание компании, оцениваемой в миллиард долларов, — не единственный показатель эффективности акселератора. Но это, конечно же, настоящий подвиг. В среднем такое случается лишь дважды в год. Для того, чтобы добиться результатов, сравнимых с успехом YC, нужно добиться цикличности в акселераторе.

Это действенный цикл в том смысле, что хорошие акселераторы привлекут хорошие компании, которые в свою очередь привлекают сильных инвесторов и впоследствии приходят к выходам, которые будут просто повторять цикл привлечения лучших компаний и инвесторов (Пол Ли (Paul Lee), партнер в Lightbank).

В акселераторе Techstars цикл начинается с отбора лучших из лучших претендентов: менее 1% подавших заявки на участие становятся резидентами программы. Для инвесторов это само по себе означает определенный отсев плохих проектов, но акселерационные программы могут сделать гораздо больше:

Мы сохраняем время сообщества венчурных инвесторов и делаем поток сделок на посевной стадии более эффективным и качественным для них (Дэвид Коэн (David Cohen), генеральный директор и основатель TechStars).

Предложения каждой программы достаточно разнообразны. Все партнеры YC в прошлом были предпринимателями, и создатели акселератора считают это самым полезным в программе.

Подготовка стартапов к получению инвестиций после окончания акселератора — это не только обеспечение их необходимыми ресурсами, но и отбор компаний на «правильной» стадии. Де Марко стал выпускником акселератора 500 Startups в начале этого года и после трех месяцев, проведенных в акселераторе, вернулся в Буэнос-Айрес для того, чтобы попасть во второй акселератор, NXTP. Он объясняет это тем, что его продукт был на стадии прототипа, когда началась программа, и не приносил столько пользы, сколько приносили законченные продукты.

Мы применяем сейчас то, чему мы научились в 500. Приходить в акселератор без продукта — все равно, что участвовать в автогонках с велосипедом. Ты должен иметь что-нибудь для ускорения (Агу Де Марко (Agu De Marco), основатель Wideo).

Плюсы от участия в акселераторе чувствуются еще довольно долго после окончания программы. Бардали из Zaranga говорит, что один из плюсов от выпуска из YC — это то, что люди готовы с тобой встречаться, а также «возможность формирования партнерской сети, которую можно использовать до конца своей жизни». TechStars недавно представил небольшой документальный фильм, направленный на продвижение как самого акселератора, так и компаний-участников.


Акселераторы — прошлое или будущее?


Многие пытаются копировать существующий формат акселераторов, но им гораздо труднее добиться качества менторов и профессиональной сети, сопоставимого с ведущими акселераторами.

Я на самом деле считаю, что количество акселераторов будет уменьшаться, в то время как те немногие акселераторы, которые реально приносят пользу своим компаниям (и оправдывают те самые 6%, которые они просят у компаний), займут лидирующие позиции (Пол Ли (Paul Lee), партнер в Lightbank).

Вопрос о том, выплывут или утонут акселераторы, откладывается до тех пор, пока их портфельные компании не проявят себя.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Банки и МСБ: особенности отношений, проблемы и решения
27 февраля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase