На старте бизнеса

В гостях у братьев Замвер: акселератор Rocket Internet изнутри

На старте бизнеса
Владислав Солодкий
Владислав Солодкий

Управляющий партнер венчурного фонда Лайф.СРЕДА

Владислав Солодкий
В гостях у братьев Замвер: акселератор Rocket Internet изнутри
Присоединиться

Неделю назад мы с моим акционером Сергеем Леонтьевым и партнером Александром Ивановым были в Мюнхене — там находится штаб-квартира нашей портфельной компании Fidor Bank. Нам также удалось зайти в гости к братьям Замвер, владельцам крупнейшего в Европе бизнес-акселератора Rocket Internet. Хотя хэд-офис Rocket Internet находится в Берлине, братья живут в Мюнхене, здесь у них Home office: European Founders Fund.

Братья Замвер заработали более миллиарда долларов на создании клонов успешных американских интернет-компаний. Их самый перспективный проект — «двойник» Amazon, онлайн-ритейлер Lazada — сейчас завоевывает Юго-Восточную Азию, привлекая 1 млн посетителей в день. В кулуарах братьев не любят за агрессивность, с которой они действуют. Их называют «повелителями клонов». Сейчас империя клонов Rocket насчитывает более 70 компаний по всей планете: от Чили до Индонезии, от Сингапура до России. Вот лишь самые яркие примеры в портфеле инкубатора: Wimbdu (клон Airbnb), Airu (бразильский клон Etsy), Lazada (южноазиатский клон Amazon), Zalando (клон Zappos), Lamoda (российская компания по продаже одежды и обуви), Pinspire (точная копия Pinterest). «Вы не добились успеха, пока у вашей интернет-компании нет достойного клона из Германии», — заявил однажды бывший главный редактор Techcrunch Майкл Аррингтон. Основатель Access Industries миллиардер Лен Блаватник (№44 в рейтинге богатейших людей мира по версии Forbes, состояние — $16 млрд) недавно инвестировал более $400 млн в Rocket Internet.

Мне изначально было очень интересно, как у них устроена внутренняя операционная система по запуску копий проектов. Мы в «Лайф.СРЕДЕ» столкнулись с похожей проблемой сейчас: мы инвестировали и продолжаем инвестировать в fintech-стартапы в различных странах, а они, в свою очередь, очень хотят выходить на российский рынок. Так вот, как массово подбирать и нанимать команды, которые, не являясь классическими фаундерами, могли бы запускать российские версии материнских сервисов? Тут дело не сводится к переводу исходных сервисов на русский язык: команды должны управлять проектами как полноценными компаниями с собственным P&L, определять фокусные целевые аудитории и модифицировать под них продукт, — это сейчас одна из самых приоритетных задач фонда. В этом контексте мы и встретились с братьями Замвер.

Надо ли говорить, что собеседники были очень простыми: никакого пафоса, простые футболки и джинсы, кроссовки New Balance, бутылки воды на столе. Они сами очень хорошо подготовились ко встрече: заранее посмотрели сайт фонда, статьи о нас, прочитали наше исследование «Деньги будущего» — очень приятно видеть за рубежом, как люди уважают свое и чужое время и заранее готовятся ко встречам. Либо не проводят их вовсе — если при подготовке выяснилось, что потенциальный собеседник тебя ничем не цепляет.

Идеи будущих стартапов «рождаются» следующим образом. И сами братья, и исследовательская группа (в которой около 15 человек) постоянно мониторит онлайн-сервисы по всему миру. Раз в неделю (иногда — реже) проходит конференц-колл, где рабочая группа обсуждает новые сервисы для запуска. 5 человек (из них трое — братья Замвер) голосуют: брать ли идею дальше в проработку и запуск. Причем не всегда «нет» сегодня означает «нет» завтра — к примеру, идея копии LendingClub в 2006 году не прошла голосование, зато сейчас аналогичный проект инкубатора — Lendico — стремительно набирает обороты.

Кстати, братья считают, что рынок волнообразен. Сейчас была волна e-Сommerce. Новая волна, на которую собирается делать ставку Rocket Internet — это FinTech — «next big thing»!

Как только идея для запуска определена, ее начинает запускать (неважно, в какой стране) команда-ураган из хэд-офиса Rocket Internet. Хэд-офис — это 350 человек в Берлине — лучшие специалисты по всем подряд направлениям. Параллельно ищутся «фаундеры», они могут быть взяты и из «старых запасов» — из предыдущих встреч.

После первых месяцев запуска формируется уже местная команда, и специалисты возвращаются обратно, чтобы снова переключиться на новый проект.

Основной хантинг фаундеров — из консалтинговых компаний — это молодые, жадные, выносливые, работоспособные и результативные ребята. Забавно, что в одном здании с Home-office братьев находится офис McKinsey — одного из крупнейших поставщиков кадров для фонда.

Фаундеры получают опцион в компании в размере 10%. Изначально никого не назначают СЕО — по мнению Замверов, это слишком сильно концентрирует риски и убивает предпринимательский дух. Со временем СЕО, конечно, выкристаллизовывается сам. Братья просят фаундеров расписать первые 90 дней по дням. Потом конференц-коллы проходят минимум раз в неделю в течение первых 3-х месяцев. Позже уже совещания по телефону проходят обычно раз в месяц. Братья предпочитают именно телефон — по их мнению, Skype часто «сбоит», а телефон позволяет максимально сконцентрироваться именно на сути беседы.

Первый раунд (обычно его хватает на первые 6 месяцев жизни компании) братья финансируют сами — потом привлекают других акционеров.

Наше основное преимущество — быстро создавать и запускать компании — поэтому нам нет смысла участвовать на следующих раундах. Нам нужны дальше деньги на запуски новых и новых компаний (братья Замвер).

Если проект, по мнению братьев, может показывать лучшую результативность по каким-либо направлениям — то хед-офис поддерживает дочернюю компанию соответствующими специалистами.

Раз в полгода проводится тимбилдинг нескольких команд в Берлине.

Если у нескольких проектов есть общие задачи — то их реализацию централизуют на уровне хэд-офиса, а потом на уровне взаиморасчета аллоцируют по проектам.

По мнению братьев, Россия — точно страна execution’а, а не идей, и без хорошего знания и понимания офлайна даже самый прекрасный онлайн тут не летит.

Сами братья постоянно находятся в самолетах: летают по всему миру в поиске новых инвесторов, рынков для запуска и проводят собеседования с потенциальными фаундерами. Сейчас у Rocket Internet в основном входящий поток — у фонда уже сформирован бренд и знания в области целевой аудитории, из которой хантят будущих руководителей. Братья говорят, что вмешиваются в дела проектов в стиле Soft Power — хотя по их комментариям и уровню погруженности понятно, что это далеко не типичные «портфельные инвесторы», которые будут спокойно сидеть и ждать «всхода ростков».

Если говорить о России — то ребята вообще не поддерживают зарубежной истерии. Проекты и инвесторы из США слишком сконцентрированы сами на себе — что когда-то позволило построить Rocket Internet. В этом контексте, Россия — очень недооцененная страна. Однако со своей спецификой: по мнению братьев, у нас — точно страна execution’а, а не идей, и без хорошего знания и понимания офлайна даже самый прекрасный онлайн тут не летит.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как провести инвентаризацию в организации
  2. 2 Как написать коммерческое предложение
  3. 3 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  4. 4 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  5. 5 Как открыть бизнес с нуля
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти