Владислав Солодкий

В гостях у братьев Замвер: акселератор Rocket Internet изнутри


Неделю назад мы с моим акционером Сергеем Леонтьевым и партнером Александром Ивановым были в Мюнхене — там находится штаб-квартира нашей портфельной компании Fidor Bank. Нам также удалось зайти в гости к братьям Замвер, владельцам крупнейшего в Европе бизнес-акселератора Rocket Internet. Хотя хэд-офис Rocket Internet находится в Берлине, братья живут в Мюнхене, здесь у них Home office: European Founders Fund.

Братья Замвер заработали более миллиарда долларов на создании клонов успешных американских интернет-компаний. Их самый перспективный проект — «двойник» Amazon, онлайн-ритейлер Lazada — сейчас завоевывает Юго-Восточную Азию, привлекая 1 млн посетителей в день. В кулуарах братьев не любят за агрессивность, с которой они действуют. Их называют «повелителями клонов». Сейчас империя клонов Rocket насчитывает более 70 компаний по всей планете: от Чили до Индонезии, от Сингапура до России. Вот лишь самые яркие примеры в портфеле инкубатора: Wimbdu (клон Airbnb), Airu (бразильский клон Etsy), Lazada (южноазиатский клон Amazon), Zalando (клон Zappos), Lamoda (российская компания по продаже одежды и обуви), Pinspire (точная копия Pinterest). «Вы не добились успеха, пока у вашей интернет-компании нет достойного клона из Германии», — заявил однажды бывший главный редактор Techcrunch Майкл Аррингтон. Основатель Access Industries миллиардер Лен Блаватник (№44 в рейтинге богатейших людей мира по версии Forbes, состояние — $16 млрд) недавно инвестировал более $400 млн в Rocket Internet.

Мне изначально было очень интересно, как у них устроена внутренняя операционная система по запуску копий проектов. Мы в «Лайф.СРЕДЕ» столкнулись с похожей проблемой сейчас: мы инвестировали и продолжаем инвестировать в fintech-стартапы в различных странах, а они, в свою очередь, очень хотят выходить на российский рынок. Так вот, как массово подбирать и нанимать команды, которые, не являясь классическими фаундерами, могли бы запускать российские версии материнских сервисов? Тут дело не сводится к переводу исходных сервисов на русский язык: команды должны управлять проектами как полноценными компаниями с собственным P&L, определять фокусные целевые аудитории и модифицировать под них продукт, — это сейчас одна из самых приоритетных задач фонда. В этом контексте мы и встретились с братьями Замвер.

Надо ли говорить, что собеседники были очень простыми: никакого пафоса, простые футболки и джинсы, кроссовки New Balance, бутылки воды на столе. Они сами очень хорошо подготовились ко встрече: заранее посмотрели сайт фонда, статьи о нас, прочитали наше исследование «Деньги будущего» — очень приятно видеть за рубежом, как люди уважают свое и чужое время и заранее готовятся ко встречам. Либо не проводят их вовсе — если при подготовке выяснилось, что потенциальный собеседник тебя ничем не цепляет.

Идеи будущих стартапов «рождаются» следующим образом. И сами братья, и исследовательская группа (в которой около 15 человек) постоянно мониторит онлайн-сервисы по всему миру. Раз в неделю (иногда — реже) проходит конференц-колл, где рабочая группа обсуждает новые сервисы для запуска. 5 человек (из них трое — братья Замвер) голосуют: брать ли идею дальше в проработку и запуск. Причем не всегда «нет» сегодня означает «нет» завтра — к примеру, идея копии LendingClub в 2006 году не прошла голосование, зато сейчас аналогичный проект инкубатора — Lendico — стремительно набирает обороты.

Кстати, братья считают, что рынок волнообразен. Сейчас была волна e-Сommerce. Новая волна, на которую собирается делать ставку Rocket Internet — это FinTech — «next big thing»!

Как только идея для запуска определена, ее начинает запускать (неважно, в какой стране) команда-ураган из хэд-офиса Rocket Internet. Хэд-офис — это 350 человек в Берлине — лучшие специалисты по всем подряд направлениям. Параллельно ищутся «фаундеры», они могут быть взяты и из «старых запасов» — из предыдущих встреч.

После первых месяцев запуска формируется уже местная команда, и специалисты возвращаются обратно, чтобы снова переключиться на новый проект.

Основной хантинг фаундеров — из консалтинговых компаний — это молодые, жадные, выносливые, работоспособные и результативные ребята. Забавно, что в одном здании с Home-office братьев находится офис McKinsey — одного из крупнейших поставщиков кадров для фонда.

Фаундеры получают опцион в компании в размере 10%. Изначально никого не назначают СЕО — по мнению Замверов, это слишком сильно концентрирует риски и убивает предпринимательский дух. Со временем СЕО, конечно, выкристаллизовывается сам. Братья просят фаундеров расписать первые 90 дней по дням. Потом конференц-коллы проходят минимум раз в неделю в течение первых 3-х месяцев. Позже уже совещания по телефону проходят обычно раз в месяц. Братья предпочитают именно телефон — по их мнению, Skype часто «сбоит», а телефон позволяет максимально сконцентрироваться именно на сути беседы.

Первый раунд (обычно его хватает на первые 6 месяцев жизни компании) братья финансируют сами — потом привлекают других акционеров.

Наше основное преимущество — быстро создавать и запускать компании — поэтому нам нет смысла участвовать на следующих раундах. Нам нужны дальше деньги на запуски новых и новых компаний (братья Замвер).

Если проект, по мнению братьев, может показывать лучшую результативность по каким-либо направлениям — то хед-офис поддерживает дочернюю компанию соответствующими специалистами.

Раз в полгода проводится тимбилдинг нескольких команд в Берлине.

Если у нескольких проектов есть общие задачи — то их реализацию централизуют на уровне хэд-офиса, а потом на уровне взаиморасчета аллоцируют по проектам.

По мнению братьев, Россия — точно страна execution’а, а не идей, и без хорошего знания и понимания офлайна даже самый прекрасный онлайн тут не летит.

Сами братья постоянно находятся в самолетах: летают по всему миру в поиске новых инвесторов, рынков для запуска и проводят собеседования с потенциальными фаундерами. Сейчас у Rocket Internet в основном входящий поток — у фонда уже сформирован бренд и знания в области целевой аудитории, из которой хантят будущих руководителей. Братья говорят, что вмешиваются в дела проектов в стиле Soft Power — хотя по их комментариям и уровню погруженности понятно, что это далеко не типичные «портфельные инвесторы», которые будут спокойно сидеть и ждать «всхода ростков».

Если говорить о России — то ребята вообще не поддерживают зарубежной истерии. Проекты и инвесторы из США слишком сконцентрированы сами на себе — что когда-то позволило построить Rocket Internet. В этом контексте, Россия — очень недооцененная страна. Однако со своей спецификой: по мнению братьев, у нас — точно страна execution’а, а не идей, и без хорошего знания и понимания офлайна даже самый прекрасный онлайн тут не летит.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook