Россия. Kickstarter. World-wide (часть 1)

Михаил Климов

Журналист, блогер

Расскажите друзьям
Михаил Климов
Михаил Климов

Краудфандинг — это далеко не только способ собрать средства на свой проект. А что еще? Журналист Михаил Климов решил разобраться, чего стартаперы ожидают от кампании на Kickstarter. И что обо всем этом думают инвесторы. Предлагаем к прочтению первую часть исследования — «Преимущества Кикстартера».


Почему сборы — это не главное преимущество Kickstarter?


Мировая экспансия — это логическое продолжение роста многих IT-проектов. Мысли о ней посещают головы стартаперов из B2C-сегмента не реже, чем мысли о сексе.

Одна из первых задач на новых рынках, как и при разработке новых продуктов — это проверка спроса и получение фидбэка от целевой аудитории. Что, если сознательно и системно использовать для решения этих вопросов — краудфандинг, как инструмент?

Для этих целей интересен Кикстартер, как самая популярная краудфандинг-платформа. Естественно, мы говорим о тех проектах, которым Kickstarter подходит.

Мы обратились за мнением к практикам — стартаперам, которые всерьёз собираются выводить свои проекты на Кикстартер, изучают чужой опыт и теоретически должны знать о краудфандинге больше, чем сам краудфандинг знает о себе.

Ниже публикуем наиболее характерные ответы на вопрос о системном использовании Кикстартера, как инструмента Сustomer Development и Demand Verification. Здесь мы попытались передать наиболее популярные точки зрения в пропорции.

Примечание: автор понимает, что Кикстартер подходит не всем проектам, ответившим ниже (первым трем), а также алогичность некоторых ответов (у второго и третьего), но такие проекты есть, их достаточно много, возможно даже большинство — в около-краудфандинговой тусовке Рунета. Поэтому — встречайте!


Зачем идете на Кикстартер? Что первично: отзывы или деньги?


Отвечают IT-предприниматели из русскоязычной «Кикстартер-среды».

Дмитрий Маскван

1clickhouse.ru

Кикстартер интересует с точки зрения фидбэка от пользователей, пиара и разведки боем — по поводу выхода на зарубежные рынки.

Олег Сергеев

Игра, демо-версия еще не готова

Основная цель — сбор средств, чтобы я и мой коллега могли работать над проектом фуллтайм.

Фидбэк, конечно, тоже важен, но мы его планируем собрать и до выхода на КС, путем распространения демоверсии игры.

Алена Ищенко

Сoffeebrew.ru

Кикстартер интересует со стороны ресторанного бизнеса. Планирую кампанию для своего проекта. Нужны деньги. Было бы здорово не привлекать инвестиции, а собрать все на Кикстартере.

(Во время подготовки материала Алена предупредила, что сайт проекта захвачен бывшим сотрудником компании, и вообще — у них скоро ребрендинг, ремонт и переезд в собственное помещение).

Евгения Воронович (Jane Voronovich)

CMO Mondevices, Inc

Мы уже с 6 октября на Кикстартере. Понимаем, что наш продукт — нишевый, и те деньги, которые бы решили все наши задачи, мы навряд ли там соберем. Фидбэк важен, мы активно работаем и с аудиторией и с семьями, которые тестируют прототипы устройства.

Кикстартер интересен еще в плане PR, маркетинга, новых возможностей и партнерств.

Руслан Назаренко

Проект засекречен

Планирую выйти на Кикстартер этой зимой.

Первичен Фидбэк. Нам нужен нормальный трекшн и отзывы. В идеале — этот фидбэк, надеюсь, и выльется в деньги, чтобы поднять раунд на интересных нам условиях.

Евгения Панасова

Менеджер проектов в ООО «Октодон» (octodon.mobi)

Наш продукт («Октодон» — это физическая компактная клавиатура для смартфонов и планшетов) ориентирован именно на международный рынок изначально, и первая ЦА — очевидно, гики. А мировые гики живут именно на Кикстартере.

Мы рассматривали КС как способ доказать спрос, получить первые заказы и деньги на производство одновременно. Получить фидбек — обязательно, потому что сложно в другом месте найти столько нашей ЦА.

Изначально нам казалось, что в этой формуле деньги играют первостепенную роль, но по здравому размышлению, даже если мы сейчас привлечем сумму, достаточную для производства, всё равно стоит идти на КС — ради ЦА и фидбэка.

Любопытно, что судя по этому посту на facebook Евгения уже пытается просчитать возможные подоплеки предстоящей кампании на несколько шагов вперед.

В целом из ответов предпринимателей складывается впечатление, что Кикстартер для них — это в первую очередь проверка спроса, PR и аргумент при поднятии раундов. А вот вознаградить бэкеров (спонсоров — прим. ред.) за сборы — придется еще постараться. Это иногда «тяжелые» деньги.


Инвесторы рекомендуют?


Мы решили последовать примеру Евгении Панасовой, и по здравому размышлению, раз уж зашла речь о раундах, обратились к представителям российской венчурной индустрии за комментариями.

Рекомендуете ли проектам Кикстартер, как инструмент для масштабирования на западные рынки, Сustomer Development и Demand Verification?

Александр Иванов

Партнер венчурного фонда Life.SREDA

Одним из важнейших пунктов в чек-листе Life.SREDA является вопрос, использует ли компания Scrum-подход. При этом неважно, чтобы это называлось именно Scrum, важна идеология: мы не верим в возможность работать год и сразу выдать идеальный продукт. Нужно двигаться итерационно, спринт за спринтом улучшая свой продукт, все время проверяя практическими кейсами спрос в целом или на отдельные фичи продукта.

Kickstarter идеален тем, что это непросто красивый лендинг, на котором можно собрать электронные адреса заинтересовавшихся. Это инструмент, где будущие клиенты голосуют рублем — а значит, они действительно потенциальные клиенты, а не диванные аналитики, которые долго спорят, что еще надо добавить в продукт, но потом не заплатят ни рубля.

Кроме того, Kickstarter — это самостоятельный состоявшийся бренд, который привлекает внимание продвинутой аудитории, в которую и метят стартапы, и он может быть эффективней типичных стратегий online-продвижения.

Александр Журба

Партнер в Sapfircapital

Да, если речь идет о создании нового продукта, и люди настолько его ждут, что готовы делать предоплату.

Константин Тряпицын

VP, Business Development хэдж-фонда FinEx+, Партнер фонда Dominanta Capital

Для масштабирования своих проектов VC-фондам Кикстартер не интересен. Это не его функция. Его функция — Customer Development и Demand Verification. Можно делать и без него, можно с ним.

Михаил Казарцев

Управляющий партнер в Венчурный Фонд Посевных Инвестиций IT-Online Venture

Demand verification — однозначно да. Если люди пожертвуют хотя бы 3,5 цента — то это уже доказывает реальность потребности, которую проект собирается удовлетворить.

Customer Development — не однозначно. В основном, потому что инструменты масштабирования на обычную коммерческую аудиторию остаются не созданными.

Наталья Царевская-Дякина

Управляющий директор венчурного фонда Synergy Innovations

Я в принципе рекомендую проектам Кикстартер. Участие проекта на Кикстартере — это в первую очередь возможность проверить себя и свой проект. Чтобы выложить проект на Кикстартер, а это может оказаться не так просто, как иногда предполагают молодые предприниматели, нужно полностью его описать: доступно, понятно, сфокусировано. Сама подготовительная работа заставляет авторов ответить на вопросы, кому предназначен продукт, как его продавать, продвигать, упаковывать. Знаю несколько команд, которые собирались подаваться на Кикстартер, но сдались на этапе подготовки, поняв, что она может занять 3 месяца и потребует немало усилий. Если добавить к этому необходимость пиара своего проекта, привлечение заинтересованной и готовой платить аудитории, то получится не так много команд, абсолютно уверенных в своем продукте и готовых выставить его на краудфандинговую площадку.

Для тех, кто успешно выставил свой проект, Кикстартер станет площадкой проверки сразу нескольких критично важных для стартапа элементов. Реакция аудитории на проект покажет степень заинтересованности пользователей в продукте или услуге, даст понимание об уровне спроса, адекватности ценовой политики, правильности бизнес-модели.

Есть немало примеров, когда авторы проектов после Кикстартера серьезно перерабатывали свою бизнес-модель: меняли подход к монетизации и рынок своего продукта, либо вовсе закрывали проект.

Павел Черкашин

Партнер Vestor.In Partners

Я лично опыта на Кикстартере не имею. Но мнение (скорее, гипотезу) имею: Кикстартер — это легкий способ проверить интерес рынка, но работает не для каждого продукта.

Кирилл Белов

Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC

Кикстартер все-таки ориентирован на проекты B2C с каким-то «изюмом» внутри.

Если смотреть в разрезе участия в Кикстартере на перспективы стартапов и проектов из России, то существует всего 2 проблемы, но достаточно существенные: первая — умение нормально презентовать себя и свой продукт. Вторая масштабнее — собрав средства и заявки от бэкеров, выполнить производственный заказ и не облажаться.

Если есть уверенность в своих силах, а главное — желание меняться, то Кикстартер — отличная возможность.

Артем Азевич

руководитель трекинга акселератора ФРИИ:

Да, если говорить про носимые девайсы, гаджеты. Добавить еще поиск партнеров в виде венчурных фондов. Подтвержденный деньгами спрос хорошо им продается.


Итоги и тема следующей части


С подачи Артема Азевича (про подтвержденный спрос и венчурные фонды) у нас появляются следующие вопросы:

— В каких случаях и насколько значительно Кикстартер повышает шансы на привлечение венчурных денег в проект?

— Где эти деньги лучше привлекать, и следует ли по этой причине менять место жительства?

Но об этом уже в следующей части нашего мини-исследования, а сейчас подведем очевидные итоги всего вышесказанного:

— Мнения инвесторов и продвинутых в изучении Кикстартера российских предпринимателей практически единодушны — эта площадка отлично подходит определенным проектам для проверки спроса, команды и получения отзывов целевой аудитории на западном рынке.

— Деньги на Кикстартере — «тяжелые», не всем удается правильно их освоить и вовремя отправить вознаграждения бэкерам. Ознакомьтесь с занимательной статистикой по этому вопросу.

Возможно, скоро всё чаще будут появляться проекты, приостанавливающие кампании на Кикстартере еще до успешного завершения, по разным причинам. Нижеследующий пост на Facebook — как раз об одном из таких случаев.

Передаем слово всем желающим высказаться по теме.



Комментарии

  • Alexander Plesovskikh 14:00, 14.10.2014
    0
    Не стоит забывать, что кикстартер также очень интересен со стороны пользователя. Получается, что можно не только помочь интересному проекту, но и получить в пользование продукт, который подходит именно тебе. Кикстартер — это своеобразный испытательный полигон, на котором выживают только сильнейшие.Кстати, интересно вот еще что: люди готовы платить за то, что они не могут ни потрогать, ни увидеть в живую. Общими силами уже создано немало игр и фильмов. Быть может это и есть ответ на извечный спор пиратов и копирастов?
  • Alexander Plesovskikh Elina Asfaganova 15:06, 14.10.2014
    0
    Кикстартер со стороны бэкеров — еще будет такой материал :)
  • IDCh 14:14, 14.10.2014
    0
    Действительно - попасть на кикстартер - дело не самое легкое, и я имею ввиду не просто разместить проект, а сделать хорошее представление продукта, стоящие поощрения вкладчикам, показать ваш роадмап, дать какую-то адекватную возможность следить за его развитием (частые апдейты на странице проекта это первым делом).Но не будем забывать, что на кикстартере, не имея готовой версии продукта, мы получаем фидбек скорее от рекламного влияния (ведь мало кто пишет "Привет, вот бета версия, если хотите, вкладывайте деньги, нам бы это очень помогло."), нежели от реальных впечатлений продукта, которым будут пользоваться здесь и сейчас.Нередка ситуация, когда на этом сайте с волшебными мешками денег из воздуха люди пишут субъективные впечатления и предчувствия, связанные с их личным восторгом от будущего (!) пользования.Не скажу, что я такой знаток проектов на кикстартере, но все мы помним печальные ситуации с тамошними проектами. Одна из них, я подозреваю, есть у некоторых на слуху - https://www.ouya.tv/ Открытое будущее, легкодоступная система для всех, презентации, разработчики, свободная платформа.Многие упивались обещаниями этой компании, этой системы. В итоге получилось то, что получилось. Качество продукта оказалось ниже, чем хотелось тем, кто в своих мечтах видел как раз таки те обещания, которые были взращены слоганами, рекламами и улыбающимися людьми из видеороликов. А таких получилось большинство.Поэтому я считаю, надо соблюдать какую-то незримую (по крайней мере для меня, пока что) грань, где вы получаете фидбек не от людей, которые верят в обещания светлого будущего, а от людей, которые понимают, что они видят "сырой кусок кода/пластмассы/железа" и который может превратиться во что-то стоящее благодаря адекватным вкладчикам и не менее адекватным руководителям проектов.
  • IDCh Mihail Klimov 14:54, 14.10.2014
    0
    Очень верно подмечено. Напоминание проектам быть реалистами, разрабатывая кампании для КС.
  • IDCh Anthony Moskalenko 21:41, 14.10.2014
    0
    Совершенно верно. Попасть на Кикстартер для проверки спроса... Звучит вроде просто. Но суть в том, что просто выложив проект, вы ничего не соберете. Я не говорю о деньгах (их ясное дело тоже не соберете), но даже отзывов. Подготовка проекта и уж тем более его проведение - это тяжелый труд. И все успешные авторы прекрасно знают, сколько сил нужно на это положить. По времени минимальная подготовка занимается 2-3 месяца. А чаще всего она затягивается на больший период.Поэтому в первую очередь рекомендуем авторам ответственно подойти к данной процедуре и не рассматривать краудфандинг (в лице кикстартера или другой площадки) как самостоятельный инструмент.
  • Гость 14:24, 14.10.2014
    0
    Интересный запрыг на КS в последнем посте в статье - так можно и создавать фейковые компании для раскрутки других продуктов
  • Гость Elina Asfaganova 15:07, 14.10.2014
    0
    Осталось проследить, когда такие начнут появляться массово. Тем более уже появляются.
  • Гость Евгения Панасова 17:57, 14.10.2014
    0
    На самом деле для создания фейка - заморочек всё же многовато, хотя фейки появляются даже не "для раскрутки других продуктов" а просто собрать денег или совсем сырую идею проверить за чужой счет...
  • Евгения Панасова Гость 19:00, 14.10.2014
    0
    за чужой счет - в смысле за счет бекеров?
  • Гость Ильдар Белялов 11:51, 15.10.2014
    0
    А в смысле "для других продуктов"? Что-то я не пойму :(
  • Мария Подлеснова 16:20, 14.10.2014
    0
    Мне кажется, или все авторы врут? Ну или кокетничают. Писать про то, что им не нужны деньги, а только фидбэк по большей части и отзывы аудитории - это как-то не серьезно, не кажется? Все же понимают, что для создания ролика на кикстартере нужны деньги. то есть мало того, что тебе нужны деньги на сам продукт, ты вкладываешься в промо для KS, а потом пишешь комментарий, что всё это для теста? Не верю я в такую благотворительность
  • Мария Подлеснова Евгения Панасова 17:00, 14.10.2014
    0
    Я не говорила, что нам не нужны деньги. Нужны. Но даже если нам их завтра даст инвестор - Кикстартер нужен всё равно. Ну и про тест тоже не я писала, если что... так что предлагаю не обобщать) Насчет ролика и промо - я потом напишу, после кампании, там много хаков и прочего интересного. :) Правда в том, что произвести гаджет чисто на сборы от Кикстартера - практически нереальная задача. Поэтому и заходит речь о том, что главное тут - не деньги. И для многих железных проектов так. Но это не значит, что деньги не нужны.
  • Евгения Панасова Мария Подлеснова 17:05, 14.10.2014
    0
    тогда вопрос снят) спасибо за подробный ответ такой.
  • Ильдар Белялов 11:32, 15.10.2014
    0
    Интересный материал.Слышал как-то как Рябенький, отвечая на вопрос о пользе успешных краудфандинговых проектов, сказал, что для него это не показатель. Не помогут деньги толпы убедить Игоря Аркадьевича вложить свои.И тут соответственно вопрос. А кто-нибудь из указанных представителей индустрии инвестировал в проекты, "победившие" на Кикстартере? Говоря штампом, действительно ли они голосуют рублем за эту идею?В общем, с удовольствием бы прочитал в продолжении материала о том, как после Кикстартера/Индигоугоу компании поднимали или не поднимали венчурные деньги.
  • Ильдар Белялов Elina Asfaganova 11:41, 15.10.2014
    0
    Будет продолжение :)
  • Elina Asfaganova Ильдар Белялов 11:56, 15.10.2014
    0
    Это можно понять, прочитав один заголовок :). Кстати, если речь о заголовке зашла, то я бы написал "worldwide". Это выглядит более современным вариантом.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase