На старте бизнеса

Стартапы США: не только Долина. StartUp Школа

На старте бизнеса
Команда RB
Команда RB

Редактор проекта RB.RU

Команда RB
Стартапы США: не только Долина. StartUp Школа
Присоединиться

 

 

Успех американских стартапов и венчурного капитала, в первую очередь, происходит из предпринимательского духа, культуры успеха, американской мечты, – но и терпимости у неудачам (а большинство стартапов обречено на неудачи). За последние десять лет после «краха доткомов» новая венчурная индустрия США превратилась в мощную, самостоятельную индустрию. Бизнес-ангелы, инкубаторы и фонды успешны и уважаемы, в отличие, от тех же банкиров и финансистов с Уолл стрит, и это несмотря на то, что лишь один из ста проектов, в среднем, получает венчурное финансирование после рассмотрения. При этом в тот же Y combinator Пола Грэма приходит по заявке в минуту – инвесторам есть из чего выбирать. Развитие венчурного финансирования привело к снижению давления инвесторов на стартапы: теперь компании не спешат с выходом на IPO. Более того, и сами фонды начинают терять позиции с появлением «супер-ангелов» – успешных инвесторов, входящих в проекты на ранних стадиях (как ангелы), но обладающих куда более широкими возможностями по финансированию.

 

Центром американского венчура, разумеется, является Кремниевая долина. О факторах, приведших к этому феномену, говорилось много. Это и Стэнфорд, с его великолепными и предприимчивыми выпускниками, и массой свободных площадей под офисы. Стэнфорд, который с самого основания стремился стать лучшим университетом с точки зрения прикладной инженерии и привлекал преподавателей, связанных с бизнесом. «Отец» Долины, Уильям Шокли – один из изобретателей транзисторов, лауреат Нобелевской премии, переехавший для создания собственной компании в пригород Сан-Франциско Пало-Альто, где он провел детство. «Предательская восьмерка» гениальных инженеров, уставших от манеры руководства Шокли и ушедших основывать Fairchild Semiconductor, из которой вышли практически все крупные компании Долины. Все эти переплетения историй различных компаний, судьбоносные встречи, успехи и провалы, и предельная концентрация талантливых молодых людей, строящих в гараже технологию, которая впоследствии изменит мир – в истории Долины есть какая-то магия.
Долина – магнит, притягивающий таланты и деньги со всего США (да и мира). «Чтобы стать успешным – надо переехать в Долину»,– мантра, повторяемая многими успешными предпринимателями и инвесторами. Но Долина – не единственный инновационный центр в США. Более того, именно в последние несколько лет альтернативные центры снова начали активно развиваться, возможно, слегка устав от «хипстерской самоуверенности» жителей залива Сан-Франциско.

 

 

Бостон 

 

Строго говоря, Бостон, как центр инноваций, появился даже раньше Долины. Бостон стабильно занимает высшие места в рейтингах лучших городов для жизни, рядом с Бостоном расположен Массачусетский технологический – вероятно, лучший технический университет мира. Да и Гарвард, Йель, Браун, Тафтс, Амерст – все находятся в Массачусетсе. А программы вроде TechBoston начинают готовить будущих инженеров и программистов еще со школьной скамьи. Но, несмотря на успех того же инкубатора Techstars Boston, в последние годы Бостон начал сдавать позиции, переместившись на третье место по размерам инвестиций в США. Пол Грэм считает, что причина тому – нежелание делать рискованные инвестиции и все еще слишком большое ориентирование на крупные компании. Слишком часто компании, родившиеся в Бостоне, переезжают впоследствии в Долину. Печальный факт, учитывая прекрасное наследие бостонского Route 128. В 1960-ые это был главный американский центр инноваций, кластер компаний, размещавшихся вдоль одноименного шоссе. Здесь изобрели транзисторы, здесь долгие годы и находился центр американской микропроцессорной индустрии. Но эти же корпорации закрыли путь к динамичному обмену талантами. Молодые инженеры и ученые, работавшие в лабораториях на гранты компаний, позже переходили в них работать, даже не рассматривая альтернативы работы в стартапах. Большая часть Бостона всегда была завязана и на правительственные контракты: оборонные, NASA. Но главное: Бостон пропустил момент, когда фокус инноваций сдвинулся с оборудования на программное обеспечение и Интернет. Впрочем, Route 128 остается крупнейшим стартап-комьюнити в США, а в некоторых областях, таких как биотехнологии и «зеленая» экономика, его можно считать ведущим.

 

Боулдер 

 

Город в штате Колорадо к северу от Дэнвера – весьма необычное место для стартапов. Это дом для Университета Колорадо – одного из крупнейших и, вероятно, наиболее либеральных учебных заведений в США. В университете всегда была сильная инженерная и физическая школа: множество его выпускников работает в NASA. Концентрация программистов в этом городе уступает разве что Пало-Альто. Но сегодняшнему успеху стартап-хаба Боулдер обязан инкубатору TechStars. В 2006 году предприниматель Дэвид Коэн создал «лагерь» для стартапов: 10 компаний проводили три месяца в подготовке к первому раунду финансирования. Сегодня TechStars – это самый успешный инкубатор в США, с филиалами в Нью-Йорке, Бостоне и Сиэтле. В Боулдере сложилась интересная культура взаимопомощи и энтузиазма, этот город добрее Долины. Наконец, в нем спокойно: он похож на Долину в начале ее существования, в 60-ых. А еще рядом красивейшие горы. Уникален он и тем, что сильное стартап-комьюнити сложилось в нем чуть ли не вопреки политике местных властей, власти же являются и главной преградой на пути к превращению Боулдера в мощный инновационный хаб.


Пример Боулдера вдохновил и другие инкубаторы в стране попытаться внести культуру стартапов в старые исследовательские центры. Так LaunchBox Digital, базирующийся в Дареме, Северная Каролина, в этом году вошел в пятерку наиболее успешных инкубаторов США. Исследовательский треугольник» - территория между Даремом, Роли и Чапал-Хилл, в которой находятся университеты Северной Каролины, Дьюка и Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, еще в 1950-ые стал домом для исследовательского парка. Research Triangle Park и сейчас является одним из крупнейших исследовательских центров в мире, с 11-тысячной лабораторией IBM и 5-тысячной GlaxoSmithKline и еще 170 крупных корпораций.

 

Остин 

 

Остин, Техас – дом для главного стартаперского мероприятия Америки – South by South-West (SXSW). Впрочем, изначально (да и до сих пор) SXSW был известен как крупнейший музыкальный и кинофестиваль. В рамках SXSW были представлены Twitter и Foursquare, каждый год там проходит масса конкурсов для стартапов и программистов. Но Остин был весьма примечательным городом в технологическом плане и до фестиваля. В нем находятся штаб-квартиры таких компаний, как Dell и Freescale Semiconductor (бывшее подразделение Motorola), и множество офисов других ведущих технологических компаний США. Austin Ventures – крупнейший фонд за пределами Долины с капиталом в $4 млрд. Среди стартапов Остина до последнего времени было очень мало компаний, ориентированных на конечного потребителя, но ситуация сильно изменилась с ростом популярности технологической части SXSW. Однако главный конек Остина – зеленые проекты, активно поддерживаемые Технологическим инкубатором Остина при Университете Техаса. Многие из них занимаются новой энергетикой – интересное направление для главного нефтяного штата США.

 

Лос-Анджелес

 

Не все стартапы в Калифорнии живут в Долине. И хотя самым известным стартапом из этого города пока что является умирающий ныне MySpace, стартап-комьюнити южной Калфорнии процветает, хотя атмосфера здесь сильно отличается от Долины. Как и во многих других частях страны, здесь сложнее найти капитал, а если точнее – сложнее получать крупное финансирование. Инвесторы Лос-Анджелеса более прагматичны, стартапам необходимо куда раньше заботиться о монетизации, что влияет на типы компаний, для которых этот город стал домом. В Лос-Анджелесе родились компании, заложившие основы интернет-рекламы: Overture (контекстная реклама), Applied Semantics (AdSense), ValueClick (рекламные сети). Но главное преимущество это города – это индустрия развлечений. Лос-Анджелес – дом для множества игровых разработчиков (Activision Blizzard), музыкальных и видео стартапов. Близость Голливуда породила армию производителей контента для Сети: у роликов стартапа Machinima, к примеру, более 500 миллионов зрителей ежемесячно.

 

Нью-Йорк

 

Стартаперы «Большого Яблока» в шутку называют свой город «Silicon Alley». За последние десять лет, во многом, благодаря мэру Блумбергу, Нью-Йорк стал стартап-хабом №2 в США, обойдя Бостон по размерам инвестиций.

Gilt Groupe, Etsy, Meetup, Tumblr, Foursquare, Kickstarter – вот новое лицо нью-йоркской сцены. Создавать стартап (а не становиться финансистом, банкиром или юристом) стало в Нью-Йорке модным. Большинство молодых компаний обосновались в районе Флэйтрон, Челси и Готэме в Манхеттене, где аренда не так высока, как в других районах. Типичный офис стартапа (и часто дом для его основателей) – залитая светом небольшая студия с высоким потолком. Городская администрация активно поддерживает появление доступных офисных площадей, участие принимают и интернет-компании. Google, к примеру, сдает большую часть своего офисного здания в Челси площадью в 110 тысяч кв.м. технологическим и медийным стартапам. Власти города активно продвигают новую индустрию, устраивают фестивали и конкурсы, выдают гранты и организуют проекты по модернизации городской инфраструктуры и системы образования.

Восход Нью-Йорка напрямую связан с успехами Долины. Пока на западном побережье создавали технологические платформы, восточное капитализировало свои уникальные преимущества. Нью-Йорк – это город искусства, дизайна, моды, музыки, клубов и ресторанов; стартапы здесь фокусируются на социальных и медийных аспектах, дизайне и моде. В некотором смысле техносцена восточного побережья выросла на плечах Долины: без уже существующих платформ она бы просто никогда не появилась. Но Нью-Йорк остается и финансовой столицей США – доступ к капиталу тут даже легче, чем в Сан-Франциско. Более того, у Уолл-стрит после кризиса сильно испортилась карма, так что финансирование стартапов (как и работа в них) теперь, кроме всего прочего – модно и круто. Интересна и другая особенность местных стартаперов: среди них гораздо больше женщин. Тот же Gilt Groupe, стартап, ставший иконой для модников, был основан Александрой Уилсон и Алексис Бэйбэнк, двумя выпускницами Гарварда.

 

Конкуренция между побережьями идет только на пользу индустрии стартапов США: на западе больше технического таланта, на востоке – креативного. Стартап-сообщество Нью-Йорка весьма амбициозно и не остановится на втором месте: все больше корпораций и венчурных фондов Долины открывают свои крупные представительства в городе. Впрочем, не все. Пол Грэм, например, заявил на смотре стартапов YC NYC, что никогда не откроет Y Combinator в Нью-Йорке. «Стартапы склонны к провалам. Антидот к этому – встретить Шона Паркера», шутя, вспомнил он историю Facebook. Но только в Долине вы можете гарантировано встретить Паркера на улице. В заливе Сан-Франциско живет столько представителей индустрии, что социальные нормы выстроены вокруг культуры стартапов, а не наоборот. «Наши предприниматели ценят качество того, что они создают, выше всего остального. Даже выше денег. Нью-Йорк же одержим деньгами, и это вот так просто не исправишь стартап-тусовками. Долина – магнит для провидцев, Нью-Йорк – хищных дельцов». Поэтому Y Combinator отбирает перспективные компании в Нью-Йорке, но увозит их в Долину. В словах Грэма есть доля правды, среди предпринимателей города слишком часто встречаются те, кто пытается привлечь кучу финансирования под идею, а потом как-то попытаться создать готовый продукт. Но, так или иначе, за конкуренцией Западного и Восточного побережий будет очень интересно наблюдать.

 

Американская стартап-сцена не ограничивается лишь этими городами. Существует Сиэттл, с его авиакосмическим сектором (и Microsoft), Чикаго, с его финансовым ИТ (и Groupon), Вашингтон с правительственными контрактами, Майами, Нэшвиль, Сан-Диего. Разумеется, не у всех получится поддерживать процветающую индустрию, как не получилось это у Детройта и других промышленных центров прошлого века. Но одному точно у всех этих городов стоит поучиться: у каждого американского стартап-хаба есть свои уникальные качества, позволяющие ему выгодно выделяться на фоне залива Сан-Франциско. Пытаться же копировать Кремниевую Долину бесполезно – она уникальна и не воспроизводима более нигде на планете.

 

Источник: http://rocid.ru/news/1803-startapyi-ssha-ne-tolko-dolina/

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Недвижимость в Лос-Анджелесе для иностранных инвесторов: стоит ли вкладываться?
  2. 2 Кремниевая долина опустела: правда или миф?
  3. 3 Русские за границей: подборка бизнес-сообществ
  4. 4 IPO онлайн-ритейлера Wish: что стоит учесть инвестору
  5. 5 Тренды, надежды, пандемия: серия интервью с предпринимателями из России и Калифорнии
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти