Если у тебя есть востребованный продукт, времени на публичные мероприятия не останется
5 апреля стартовала Startup School от Y Combinator. Среди лекторов – сооснователь Facebook Сэм Альтман, основатель Slack Стюарт Баттерфилд, основатель Quora Адам д'Анджело и множество других ярких личностей. Rusbase будет публиковать лекции в переводе на русский язык, а также рассказывать про обновления в проекте.
Подробнее читайте по ссылке (здесь же можно посмотреть все видео).
В этой лекции Ян Кум (основатель WhatsApp) рассказывает, как создавался всемирно популярный мессенджер: какие факторы сыграли одну из ключевых ролей на самых ранних этапах, как и где они искали сотрудников и что предлагали помимо денег и опционов, как принимали решение о том, какая фича годна, а какая нет.
Общие вещи
- Номер телефона снова стал приватным. Не каждый готов дать его, чтобы получать звонки и даже сообщения от незнакомых людей. Раньше ограничивающим фактором была стоимость SMS, особенно международного.
- Используя телефон, люди сейчас чаще пишут, чем общаются голосом. Общение в режиме реального времени становится привилегией, и обычно отводят его родным, близким и друзьям.
- Рецепт успеха в WhatsApp в том, что они появились в нужное время в нужном месте, а идея решала простую проблему, плюс была команда людей для реализации.
- Конкуренция продуктов присутствует всегда. Может быть, просто вначале она не так заметна.
О поиске идеи
- Какие-то вещи могут казаться довольно сложными, вероятно, из-за навязанных стереотипов, но если попробовать, все может оказаться наоборот.
Ян хотел опубликовать приложение не от своего имени, а от конкретной компании. Ему казалось, что регистрация компании — это что-то сверх невероятно сложное. По факту оказалось делом нескольких часов.
О продукте
- Всегда существует какая-то очевидная проблема, с которой сталкиваются пользователи ежедневно. Может быть, она не всем заметна, а может и наоборот, но не все думают о том, как ее решить.
Решаемая первичная проблема WhatsApp — дорогие SMS. Она исчезла как таковая с появлением мессенджеров на телефонах. - Действительно могут существовать какие-то хаки, которые можно использовать для продвижения продукта. Определить их можно только самостоятельно. Универсальных вещей не существует. Для каждого продукта они всегда будут свои.
Для продвижения в AppStore WhatsApp на ранних этапах каждый раз менял название или описание к своему приложению, чтобы все время быть на виду в разделе What's New. - Огромный поток получаемой обратной связи может служить индикатором полезности, уникальности и востребованности продукта.
WhatsApp получает достаточно много разнообразных, в том числе и положительных отзывов: как он помог людям в жизненных ситуациях, например, спас чью-то жизнь, помог жениться, а кто-то получил вовремя консультацию от врача. - Тебе не нужны конференции, тренинги по повышению эффективности и так далее. Если у тебя есть какой-то продукт, на который есть спрос, ты только этим и должен заниматься. Не останется времени на все эти публичные мероприятия.
Наем
- Искать специалистов стоит там, где они тусуются или живут. При выходе на международный рынок нужно искать именно в странах, куда планируется выход.
WhatsApp не искал, например, локализаторов на месте, а делал это в нужных странах. - Привлечь необходимых и лучших людей можно и нужно, не просто сказав «присоединяйся к нам», а описав конкретную задачу, стоящую на пути роста.
Чтобы привлечь нужного сотрудника Ян и его партнер потратили более 6 месяцев на убеждение необходимого технаря с нужными компетенциями. И делали они это, рассказывая о задачах. - Решать проблему стоит начинать с привлечения пула знакомых и друзей (за деньги или так). Потому что вы точно знаете, какие у них есть компетенции и экспертиза.
Команда WhatsApp на раннем этапе в большинстве своем состояла из знакомых основателей.
Развитие
- Успех продукта зависит от того, на каких устройствах включена поддержка. И не стоит ориентироваться на какой-то один определенный тип клиентов, например, только на iPhone, то есть на высокий уровень дохода.
Команда WhatsApp понимала, что у 90% жителей Кремниевой долины и, скажем Калифорнии, есть iPhone. Но весь мир — это не долина, они, используют в 90% случаев дешевый Android. - Начав с одной фичи, запрашиваемой пользователями, будьте готовы к тому, что, удовлетворившись ее реализацией, они все время будут просить что-то новое. Ключ успеха в том, что нужно прислушиваться и удовлетворять все возрастающие потребности пользователей.
Пользователи сперва попросили добавить обмен сообщениями, потом групповой чат, потом картинки, далее видео, а потом и безопасность, и приватность.
Привлечение денег
- Если у вашего продукта есть рост и если он еще и бурный, инвесторы сами к вам придут с деньгами.
В случае WhatsApp к ним пришел инвестфонд Sequoia Capital. Предложили самостоятельно вписать необходимую сумму в чек. - Инвесторы — это не только мешки с деньгами, но и знакомства, полезные контакты. А еще это бренд, который можно использовать для роста продукта.
Именно этим им сильно помогал на первых порах фонд Sequoia.
Видео с русскими субтитрами:
Оригинал видео доступен по ссылке.
Видео с русскими субтитрами и подробная информация также доступны на странице проекта.
Тезисы подготовлены Юрием Ярцевым. Титры к видео — переводчиками-волонтерами. Заметили ляпы или неточности? Сообщите, пожалуйста, об этом координатору проекта в ФБ или ВК.
Поддержать проект можно помощью с переводами (например, лекции Алана Кей «Как изобрести будущее?»), а также корректурой, редактурой, озвучкой, добрым словом или рассказав друзьям об этой странице. Прочитать подробнее об инициативе и о том, как присоединиться.
А в следующую среду, 31 мая в 19:00 в Москве можно прийти и посмотреть с русскими титрами лекцию пионера пользовательских интерфейсов Алана Кей. Подробнее.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 «В венчурную зиму выживает самый эффективный»
- 2 Даг Стивенс: «Мы должны забыть о физическом аналоговом мире»
- 3 Ицхак Адизес: «Хорошая организация будущего — это интегрированная организация»
- 4 Нассим Талеб: «Те, кто пострадал от Covid, будут страдать и после Covid, а те, кто выиграл, продолжат выигрывать»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025