Людмила Чумак

Если у тебя есть востребованный продукт, времени на публичные мероприятия не останется

5 апреля стартовала Startup School от Y Combinator. Среди лекторов – сооснователь Facebook Сэм Альтман, основатель Slack Стюарт Баттерфилд, основатель Quora Адам д'Анджело и множество других ярких личностей. Rusbase будет публиковать лекции в переводе на русский язык, а также рассказывать про обновления в проекте.

Подробнее читайте по ссылке (здесь же можно посмотреть все видео).

В этой лекции Ян Кум (основатель WhatsApp) рассказывает, как создавался всемирно популярный мессенджер: какие факторы сыграли одну из ключевых ролей на самых ранних этапах, как и где они искали сотрудников и что предлагали помимо денег и опционов, как принимали решение о том, какая фича годна, а какая нет.


Общие вещи

  • Номер телефона снова стал приватным. Не каждый готов дать его, чтобы получать звонки и даже сообщения от незнакомых людей. Раньше ограничивающим фактором была стоимость SMS, особенно международного.
  • Используя телефон, люди сейчас чаще пишут, чем общаются голосом. Общение в режиме реального времени становится привилегией, и обычно отводят его родным, близким и друзьям.
  • Рецепт успеха в WhatsApp в том, что они появились в нужное время в нужном месте, а идея решала простую проблему, плюс была команда людей для реализации.
  • Конкуренция продуктов присутствует всегда. Может быть, просто вначале она не так заметна.

О поиске идеи

  • Какие-то вещи могут казаться довольно сложными, вероятно, из-за навязанных стереотипов, но если попробовать, все может оказаться наоборот.
    Ян хотел опубликовать приложение не от своего имени, а от конкретной компании. Ему казалось, что регистрация компании — это что-то сверх невероятно сложное. По факту оказалось делом нескольких часов.

О продукте

  • Всегда существует какая-то очевидная проблема, с которой сталкиваются пользователи ежедневно. Может быть, она не всем заметна, а может и наоборот, но не все думают о том, как ее решить.
    Решаемая первичная проблема WhatsApp — дорогие SMS. Она исчезла как таковая с появлением мессенджеров на телефонах.
  • Действительно могут существовать какие-то хаки, которые можно использовать для продвижения продукта. Определить их можно только самостоятельно. Универсальных вещей не существует. Для каждого продукта они всегда будут свои.
    Для продвижения в AppStore WhatsApp на ранних этапах каждый раз менял название или описание к своему приложению, чтобы все время быть на виду в разделе What's New.
  • Огромный поток получаемой обратной связи может служить индикатором полезности, уникальности и востребованности продукта.
    WhatsApp получает достаточно много разнообразных, в том числе и положительных отзывов: как он помог людям в жизненных ситуациях, например, спас чью-то жизнь, помог жениться, а кто-то получил вовремя консультацию от врача.
  • Тебе не нужны конференции, тренинги по повышению эффективности и так далее. Если у тебя есть какой-то продукт, на который есть спрос, ты только этим и должен заниматься. Не останется времени на все эти публичные мероприятия.

Наем

  • Искать специалистов стоит там, где они тусуются или живут. При выходе на международный рынок нужно искать именно в странах, куда планируется выход.
    WhatsApp не искал, например, локализаторов на месте, а делал это в нужных странах.
  • Привлечь необходимых и лучших людей можно и нужно, не просто сказав «присоединяйся к нам», а описав конкретную задачу, стоящую на пути роста.
    Чтобы привлечь нужного сотрудника Ян и его партнер потратили более 6 месяцев на убеждение необходимого технаря с нужными компетенциями. И делали они это, рассказывая о задачах.
  • Решать проблему стоит начинать с привлечения пула знакомых и друзей (за деньги или так). Потому что вы точно знаете, какие у них есть компетенции и экспертиза.
    Команда WhatsApp на раннем этапе в большинстве своем состояла из знакомых основателей.

Развитие

  • Успех продукта зависит от того, на каких устройствах включена поддержка. И не стоит ориентироваться на какой-то один определенный тип клиентов, например, только на iPhone, то есть на высокий уровень дохода.
    Команда WhatsApp понимала, что у 90% жителей Кремниевой долины и, скажем Калифорнии, есть iPhone. Но весь мир — это не долина, они, используют в 90% случаев дешевый Android.
  • Начав с одной фичи, запрашиваемой пользователями, будьте готовы к тому, что, удовлетворившись ее реализацией, они все время будут просить что-то новое. Ключ успеха в том, что нужно прислушиваться и удовлетворять все возрастающие потребности пользователей.
    Пользователи сперва попросили добавить обмен сообщениями, потом групповой чат, потом картинки, далее видео, а потом и безопасность, и приватность.

Привлечение денег

  • Если у вашего продукта есть рост и если он еще и бурный, инвесторы сами к вам придут с деньгами.
    В случае WhatsApp к ним пришел инвестфонд Sequoia Capital. Предложили самостоятельно вписать необходимую сумму в чек.
  • Инвесторы — это не только мешки с деньгами, но и знакомства, полезные контакты. А еще это бренд, который можно использовать для роста продукта.
    Именно этим им сильно помогал на первых порах фонд Sequoia.

 

Видео с русскими субтитрами:

Оригинал видео доступен по ссылке.

Видео с русскими субтитрами и подробная информация также доступны на странице проекта.

Тезисы подготовлены Юрием Ярцевым. Титры к видео — переводчиками-волонтерами. Заметили ляпы или неточности? Сообщите, пожалуйста, об этом координатору проекта в ФБ или ВК.

Поддержать проект можно помощью с переводами (например, лекции Алана Кей «Как изобрести будущее?»), а также корректурой, редактурой, озвучкой, добрым словом или рассказав друзьям об этой странице. Прочитать подробнее об инициативе и о том, как присоединиться.

А в следующую среду, 31 мая в 19:00 в Москве можно прийти и посмотреть с русскими титрами лекцию пионера пользовательских интерфейсов Алана Кей. Подробнее.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook