Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Какие технологии нужны кафе и ресторанам?

На старте бизнеса
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Бизнес-идеи, которые валяются прямо на барной стойке

Какие технологии нужны кафе и ресторанам?

В рубрике «Письма из офлайна» мы рассказываем о неудовлетворенных потребностях реального бизнеса в IT-продуктах, которые могут стать перспективными нишами для разработчиков. Сегодня поговорим о ресторанах.

Ресторанный бизнес сейчас переживает не лучшие времена. Упали реальные доходы населения, люди стали экономить на развлечениях и больше готовить дома. Продуктовые санкции перекрыли доступ к порой незаменимым импортным ингредиентам. Арендаторы массово взвинтили ставки. Запрет на курение в ресторанах пришелся не по вкусу многим завсегдатаям. Столичным ресторанам повредило даже ужесточение правил парковки в центре. По некоторым данным, в одной Москве за 2014 год закрылось около двух тысяч заведений.

На плаву останутся те, кто лучше других управляет издержками. Максимальная автоматизация — залог успеха. Хотя для ресторанного бизнеса она давно стала отраслевым стандартом. Отечественный рынок софта для ресторанов и кафе развит и весьма конкурентен. Он насчитывает порядка 25 различных систем управления ресторанами — R-keeper, iiko, TillyPad, «1C: Ресторан», «Эксперт», «Рестораторъ», Z-Cash, «Магия», Microinvest, «Трактиръ», «Астор» и другие. Владельцы ресторанов и кафе традиционно обеспечивают айтишникам стабильный спрос на цифровые решения. Неудивительно, ведь общепит — один из самых массовых сегментов малого и среднего бизнеса. В 2013 году в стране насчитывалось свыше 70 тысяч ресторанов и кафе (более свежих цифр Росстат не дает).

Как найти путь к сердцу ресторатора на сложившемся рынке отраслевого софта? Конечно, решить его проблему. Мы спросили представителей ресторанов и кафе, какие новые функции или IT-продукты им пригодились бы в работе.

В этой сфере особенно легко попасть впросак, воплощая идеи без обсуждения с представителями индустрии. От этого стартаперов предостерегает опытный ресторанный управленец Сергей Горбунов (экс-гендиректор «Ресторанного синдиката», а ныне гендиректор сети «Чайхона №1»).

Поэтому мы попросили наших собеседников перечислить также критерии внедряемости новых технологий в ресторанный бизнес.

Итак, вот о чем мечтают рестораторы:


Конечно, роботы

В одном из ресторанов китайского города Шеньян посетителей обслуживают роботы, а в Сингапуре подносить блюда скоро будут дроны. Будущее стало настоящим, вопрос времени — вопросом себестоимости.

Если смотреть с точки зрения идеального технологичного будущего, то хотелось бы полностью автоматизировать процессы на кухне, установить неворующих поваров-киборгов и все в таком духе.
Дмитрий Хрущев совладелец ресторана чешской кухни Chernovar (Тула)
image description

Мобильный эквайринг и предзаказ

Украинский сервис мобильных платежей и предзаказов для ресторанов Settle собирался на российский рынок, но в итоге решил сконцентрироваться на США. Так что ниша пока свободна. Зато в избытке сервисы для бронирования: в США есть, например, OpenTable и Reserve, у нас — Gettable и LeClick.

Пригодились бы функции расчета через смартфон и предзаказа через мобильное приложение.
Сергей Игишев директор кофейни «Кафешоп» (Екатеринбург)
image description
Вообще будет востребован любой софт, облегчающий клиенту выбор и оплату (разделение счетов, например). Чтобы можно было выбрать блюдо с помощью смартфона. Можно даже заранее, если спешишь: пришел — а оно уже готово. Поел — с карты списали и стоимость еды, и чаевые.
Александр Ендовин соучредитель бельгийской пивной «0.33» (Москва)
image description

Агрегатор отзывов

Самые известные платформы для сбора отзывов о заведениях — Foursquare и Yelp. В 2014 году Foursquare использовали более миллиона россиян. Сервис Yelp в России не представлен. Год назад «Яндекс» запустил приложение из той же ниши — «Яндекс.Город». Были и другие аналогичные проекты, но, судя по всему, рестораторы о них не знают.

Во всяком случае, директор кофейни «Кафешоп» Сергей Игишев включил в свой виш-лист «программу, которая агрегировала бы отзывы о заведении в интернет-источниках и выдавала бы информацию в удобном виде».


Визуализация отчетов

Также представитель екатеринбургской кофейни хотел бы просматривать отчеты о продажах по категориям в ярком визуальном воплощении. «Сейчас отчеты настроены только в табличном виде», — объясняет он.


Дешевые мобильные приложения

Даже сами разработчики мобильных приложений признают, что их продукт на самом деле нужен далеко не всем. Для небольших ресторанов и кафе затраты могут оказаться не только неподъемными, но и напрасными. Хотя желающих предостаточно. На рынке довольно много компаний, разрабатывающих для реального бизнеса приложения «под ключ», а также конструкторов приложений с готовым шаблоном для ресторанов. Однако всегда найдется место для того, кто решит эту задачу проще и дешевле конкурентов.

Что касается мобильных аппов, они слишком дороги для ресторанного бизнеса. Не каждый владелец может себе позволить выложить несколько сотен тысяч. Кроме того, в большинстве случаев острой необходимости в них нет. Вот, к примеру, «Кофемания» сделала себе апп. Даже я, их лояльный пользователь, скачивать себе его не стал — зачем? Но нам в «0.33» мобильное приложение не помешало бы. У нас огромная коллекция пива, которую было бы удобно описывать в несложной базе, чтобы постоянные клиенты знали, например, какое пиво им попробовать, если им понравился, например, Rochefort 8, или сколько бутылок ещё осталось на складе. Но мы пока не можем себе позволить такую дорогостоящую игрушку. Словом, хотелось бы снижения затрат на программирование и дизайн приложений.
Александр Ендовин соучредитель бельгийской пивной «0.33»
image description
Хотелось бы приложения для смартфонов, которое позволит нам общаться с пользователями и рассказывать о своих продуктах и изменениях в меню.
Сергей Игишев директор кофейни «Кафешоп»
image description

Интеграция системы управления рестораном с «1С»

Из насущного — точно не помешала бы интеграция нашей рабочей оболочки с «1С», чтобы не нужно было перебивать данные вручную.
Александр Ендовин соучредитель бельгийской пивной «0.33»
image description

Кстати, такую функцию сейчас поддерживает система R-Keeper.


Сенсорные столы

Несколько лет назад на выставке в Париже я видел тач-скрин от Microsoft, который одновременно служит поверхностью стола, интерактивным меню и платежным терминалом. С тех пор они его так и не запустили, кажется, в серийное производство. А жаль, изящная и удобная инновация.
Александр Ендовин соучредитель бельгийской пивной «0.33»
image description

На самом деле идея интерактивных столов для ресторанов реализуется уже достаточно давно. Их можно купить, например, у московской компании NexTouch или у киевской Interactive Restaurant Technology, не говоря уже о зарубежных поставщиках. Вопрос, как обычно, в цене и окупаемости подобного приобретения.

Все еще не хватает легкого и удобного решения по управлению меню на экранах в закассовой зоне. Это должно быть решение, не требующее серверов, специальных навыков и умений. Что-то такое, что само вытягивает данные по актуальному меню из кассовой системы и выводит через браузер в телевизоре в упакованном в какой-либо шаблон виде.
Леонид Комиссаров совладелец Light Cafe и ресторана Open Family (Санкт-Петербург)
image description

Видеонаблюдение за персоналом

Производство базируется на трех факторах — сырье, оборудование, люди. Сырье отбирается очень тщательно, оборудование своевременно обслуживается. Самая нестабильная составляющая — люди. За их работой необходимо присматривать, поэтому гаджеты и видеонаблюдение очень помогают (например, наблюдение с планшета за сотрудниками на кухне).
Евгений Мещеряков шеф-повар ресторана «Хлебная лавка» (Москва)
image description

Правда, таких предложений на рынке в избытке. Но ниша интересная.

Учет производства

Евгений Мещеряков: «Обычно происходит только автоматизация системы учета склад-бухгалтерия. Я считаю, что основное производство также должно учитываться. Это немаловажный фактор себестоимости».


Электронные тренажеры

Евгений Мещеряков: «Также на рынке нет электронных тренеров для персонала всех подразделений».


Посредник между поваром и официантом

Евгений Мещеряков: «Раньше на раздачах в цехах были марочники, которые комплектовали заказы для официантов. Они были посредниками между производством и торговым залом. Теперь на таких сотрудниках стали экономить, а вот замену так и не придумали. Было бы интересно, если бы представители торгового зала могли специальным гаджетом считывать прямо с блюд информацию, что укомплектовано, а что еще нет».


Матанализ спроса

Будучи программистом, совладелец сети кафе здорового питания «Рецептор» Александр Брайловский решил разработать ERP-систему самостоятельно, с нуля. Она не только отражает рабочее время сотрудников, расходы и доходы, но и прогнозирует будущий заработок. В июле компания откроет API для своих франшиз.

Владельцы «Рецептора» сами реализуют технические идеи, которые приходят им в голову. Сейчас Александр Брайловский работает над автоматизацией планирования заготовок. Предсказать будущие заказы поможет статистический анализ данных за прошлые месяцы.

Аналогов алгоритму, предсказывающему потенциальный объем заказов, на рынке нет. Программа позволит, например, приготовить ровно столько гречки, сколько будет раскуплено, и не придется ничего списывать. Сначала мы формулируем гипотезу (сколько понадобится заготовок), а потом моделируем ее на конкретном историческом периоде. Ручная корректировка поможет определить оптимальные объемы. До сих пор математический анализ в ресторанном бизнесе не применялся.
Александр Брайловский совладелец сети кафе «Рецептор» (Москва)
image description

Умный ресторан

Пригодилось бы что-то типа умного дома, но для ресторана. В ресторанах есть вентиляция, кондиционеры, музыка, свет, сигнализация и куча другой техники. Хорошо было бы управлять всем этим в одном месте с айпада, а не тыкая в 30 разных тумблеров.
Леонид Комиссаров совладелец Light Cafe и ресторана Open Family
image description

Интеллектуальные системы для согласованного управления оборудованием заведения уже предлагают, например, компания «Бестрон», «200 Ватт», GrandSmartHome и другие. Посмотрим, как этот сегмент изменится с приходом интернета вещей.


3D-печать еды

Пожалуй, самая футуристическая ресторанная инновация — 3D-печать еды. Если это станет возможным, появятся новые форматы ресторанов. Например, такие, в которых ты заказываешь что-то из приложения, оплачиваешь картой, а потом просто забираешь готовый ужин из будки с 3D-принтером.
Леонид Комиссаров совладелец Light Cafe и ресторана Open Family
image description

Сейчас распечатанную еду можно увидеть на YouTube и на выставках. Представьте, как изменится мир, когда эта технология будет внедрена прямо за углом, в ближайшем кафе.


Условия внедрения

Что касается критериев применимости для ресторанного бизнеса, здесь все просто: масштабируемость, вариативность, интерактивность.
Дмитрий Хрущев совладелец ресторана чешской кухни Chernovar
image description
Нужна простота использования, возможность внедрять на имеющемся оборудовании (либо инвестиции в новое должны быть минимальными), облачность и мобильность.
Сергей Игишев директор кофейни «Кафешоп»
image description
Прежде всего, это должны быть эргономичные мобильные устройства, легкие в освоении для сотрудников. Также они должны взаимодействовать между собой, чтобы минимизировать человеческий фактор.
Евгений Мещеряков шеф-повар ресторана «Хлебная лавка»
image description

Если после прочтения у вас родились еще какие-нибудь идеи для кафе и ресторанов — не жадничайте, делитесь в комментариях.

На всякий случай предупреждаем, что Uber для ресторанов уже есть — СМИ так окрестили  приложение Reserve (ранее в Uber’ы записали Cover ), а основатель ABBYY Давид Ян — свой сервис мобильных платежей Platius. Впрочем, это все равно никого не остановит :)

Вот еще одно видео для вдохновения:

Фото на обложке предоставлено сайтом Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как раскрутить свой бизнес
  2. 2 Матрица Ансоффа: что это, как построить и использовать стратегию проникновения в бизнесе
  3. 3 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  4. 4 Ностальгия: почему мы платим за это
  5. 5 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта