Начинающим

Какие СМИ пишут о научных стартапах

Начинающим
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова

Если вы развиваете стартап, в котором есть научная составляющая — то вот в какие СМИ вы можете постучаться. Журналисты и редакторы дали свои комментарии о том, у каких проектов есть шанс попасть в публикацию или эфир.

Какие СМИ пишут о научных стартапах

«Эхо Москвы» — передача «Наука в фокусе»

Контакт: [email protected]

Комментирует Наргиз Асадова, ведущая передачи:

Важно понимать, что на передаче мы говорим именно про фундаментальную науку и прорывные технологии. Это должна быть научная разработка и сильные ученые. Если ваша технология не настолько прорывная — попробуйте написать моему коллеге Александру Плющеву (ведет программу «Точка» — обо всем полезном, что встречается в интернете).
Наргиз Асадова «Эхо Москвы»
image description

«КоммерсантЪ» — раздел Ъ-Наука

Контакт: [email protected]

Комментирует корреспондент — Елена Краузова:

Часто мы берем венчурные проекты с серьезными НИОКР, которые еще в самом начале пути. Есть инвестиции, а продаж нет — на страницы деловых СМИ эти стартапы не попадают, а нам очень интересны. Спикер должен быть готов внятно описать технологию, проект должен быть с высоким научным потенциалом. Нужно понимать, что редакция может это проверить (например, мы всегда смотрим патенты, говорим с экспертами в отрасли). Желательно, чтобы и «ученый», и «предприниматель» в проекте были готовы пообщаться с журналистом, так как мы пишем, в том числе, о стратегии вывода на рынок и планах по внедрению продукта в целом.
Елена Краузова
image description

Slon.ru

Контакт: [email protected]

И комментирует — снова Елена Краузова (вот такая она ;)

В Slon.ru я пишу кейсы про наукоемкие проекты, если у них:
  • - выручка от 1 млн рублей в месяц + действительно оригинальная идея. Мы хорошо понимаем, чем проект отличается от конкурентов. Он должен быть первопроходцем в нише, а не «одним из».
  • - выручки нет, но идея очень «цепляет», красивый нишевой продукт и красивая бизнес-модель. Конечно, эта «красивость» субъективна, тут решает редакция.
Елена Краузова
image description

По теме: Как общаться с журналистами, если вы стартап


Lenta.ru — отдел «Наука и Техника»

Контакт: [email protected]

Комментирует Александр Баулин, редактор отдела:

Что писать Научным стартапам не стоит забывать, что они могут «сидеть на двух стульях». Если со «стартаповской» ипостасью все понятно: сделки, истории про поиск программистов и переделку продуктов, то научная часть дает еще столько же инфоповодов. Это могут быть, например, вышедшие научные работы. Не забывайте подчеркивать отечественную принадлежность, если не юридическую, то по происхождению основателей или ученых — про исследования российских ученых не будут писать автоматически, но при прочих равных — предпочтут их западным. Но это должна быть работа, опубликованная в реферируемом журнале. Традиционно поводом может стать полученная премия или приз за конкретную научную работу или развиваемое направление в целом. Отлично подойдет взаимодействие с известным брендом, в науке коллаборация более развита. Например, про использование «Матрикснета» в работе ЦЕРН написали и ИТ-издания (как про технологию «Яндекса»), и научно-популярные (как про технологию для изучения элементарных частиц). Кому писать В научно-популярных журналах ищите тех, кто пишет по вашей тематике. В общественно-популярных СМИ в научном отделе обычно трудится 1 человек, даже если больше — то редко у них жесткая специализация, поэтому вам нужен именно отдел науки или инноваций. Помните, что какой бы сложной не была ваша тема, если вы не можете уместить ее суть в теме письма, то ваши шансы быть услышанными падают.
Александр Баулин Lenta.ru
image description

«Эксперт»

Комментирует Дан Медовников — бывший заместитель главного редактора:

Главные критерии — научная новизна, эффект для общества и харизматичный лидер. Заходить нужно через авторов.
Дан Медовников «Эксперт»
image description

«Популярная механика»

Контакт: [email protected]

Комментирует Дмитрий Мамонтов — научный редактор:

Нам интересны стартапы, которые занимаются любыми новыми технологиями, наукоемкими или не очень. Не имеет значения, если у стартапа очень сырой продукт. Даже если это просто прототип — уже хорошо, в случае использования интересной новой технологии. Иногда мы пишем даже о «проектах на бумаге» — если они могут вызвать интерес у читателей. Технология должна быть популяризируема (то есть ее можно объяснить на пальцах). К сожалению, есть множество интереснейших технологий, о которых невозможно рассказать простым языком. Например, многие технологии в области программного обеспечения. Псевдонаука/лженаука сразу же отсекаются с вероятностью 100%. Большой плюс — если технология или продукт являются наглядными, то есть их можно эффектно сфотографировать. Бизнес-аспекты для ПМ значения не имеют. Даже если у стартапа нулевые шансы прожить дольше года, но он выпускает или разрабатывает интересные штуки, нам это интересно.
Дмитрий Мамонтов «Популярная механика»
image description

«Кот Шредингера»

Контакт: [email protected]

Комментирует Григорий Тарасевич, главный редактор:

Нам интересно содержание науки и технологий, а не форма организации. Новости, напичканные «стартаперами», «инновационными контурамии» и «венчурными инвестициями» — уже вызывают аллергию. Интересно: что именно изобретено? В чем открытие? В чем идея? Как это скажется на жизни людей? Часто главным преимуществом нового продукта объявляется «дешевле зарубежных аналогов». Для экономики это важно, но отчасти эта новость напоминает осетрину второй свежести, мол, на Западе такие штуки уже давно есть, а мы вот сделали то же самое, но на три цента экономичнее. Всегда интересно, чтобы популярно объяснили научную суть изобретения. Часто пиарщики инновационных компаний не могут это сделать. И картинки! Если у российской инновационной компании просишь иллюстрации, получаешь какие-то мутные фотографии с конференций и презентаций. А ведь наука и технологии — это очень красиво. Еще интригует возможность самому попробовать, пощупать, потестировать продукт.
Григорий Тарасевич Главный редактор «Кот Шредингера»
image description

Russia Beyond the Headlines

Контакт: [email protected]

Комментирует Глеб Федоров, редактор:

Стартап должен быть интересен иностранной аудитории, то есть решать какую-нибудь глобальную проблему.
Глеб Федоров RBTH
image description

«Экспир» — портал для ученых и для тех, кто хочет коммерциализировать инновации

Контакт: [email protected]

Комментирует Сергей Ивашко, главный редактор:

1) Проекту удалось привлечь финансирование от государства. Рассказ пойдет о том, с какими сложностями столкнулись при подаче заявок. Цель — показать механизм работы с источниками поддержки инноваций. 2) Если проект приближается либо вышел на коммерческую стадию. Тогда мы рассказываем о компании и о продукте в разделе «История успеха». 3) Проект может рассказать о себе сам на форуме «Экспир». Так как «лишних людей» там нет, то высока вероятность того, что рассказ найдет целевого читателя. Только авторы проекта должны понимать, зачем они о себе рассказывают: хотят просто похвастаться, или хотят привлечь финансирование, или ищут родственные научные группы? Это сильно влияет на подробности, о которых имеет смысл рассказать.
Сергей Ивашко «Экспир»
image description

«ПостНаука»

Контакт: [email protected]

Комментирует Ивар Максутов — сооснователь и главный редактор:

В стартапе должны быть сильные ученые и какая-то собственная научная разработка (реальная наука). Мы можем пригласить людей на съемки — но не чтобы рассказывать о разработке, а чтобы раскрывать какую-то научную тему.
Ивар Максутов «ПостНаука»
image description

N+1

Контакты указаны здесь.

Комментирует главный редактор Андрей Коняев:

Пишем о науке и технологиях. Чтобы попасть к нам в новости, нужно сделать хотя бы что-то. Мы не пишем про планы, мы пишем про конкретные достижения. Например, созданный прототип, научная статья или что-то еще.
Андрей Коняев «Эксперт»
image description

Rusbase — рубрика $cience

Контакт: [email protected]

Комментирует Анна — редактор рубрики $cience:

Пишите, если у вас есть идея лонгрида или интересная история. Откровенно расскажите о своих успехах и провалах, посоветуйте ярких героев, предложите себя в качестве эксперта по какой-либо теме.
Анна Соколова Rusbase
image description

По теме: 18 российских журналистов, пишущих о стартапах


Также обратите внимание на группу в Facebook «Клуб научных журналистов», а также издание «Перпетум» (о молодых ученых, изобретателях и инноваторах, контакт [email protected]).

P.S. Мы понимаем, что охватили здесь не все СМИ, пишущие о научных стартапах. Если вы знаете другие медиа — пишите в комментариях или на [email protected].

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Краткий гайд, который поможет написать текст для интерфейса
  2. 2 Аранжировка карьеры: начинающему композитору в кино
  3. 3 Сервис аренды устройств «Мой девайс» привлек $475 тысяч инвестиций
  4. 4 Стоп-темы: какой контент не стоит использовать для размещения рекламы
  5. 5 Куда идти стартапам в Африке
Стажировка в IT
Гринатом зовет студентов и начинающих специалистов на программу Greenlab
Узнать больше