Мы поговорили с предпринимательницей и психологом Ксенией Ларькиной о создании платформы психологической поддержки «Нежно Space», где ИИ помогает психотерапевтам оказывать качественную помощь. О том, как совмещать работу с предпринимательством, зачем ИИ нужен в проекте по ментальному здоровью и как опыт жизни за рубежом помогает развивать свой продукт — в материале.
Ксения Ларькина, основательница платформы
Сейчас у меня два основных направления деятельности. Первое — консультирование.
Его тоже можно разделить на две группы:
- Я консультирую предпринимателей. Могу быть ментором на больших программах, работаю со студенческими акселераторами.
- В то же время я — практикующий психолог и телесно-ориентированный психотерапевт.
Второе основное направление — стартап «Нежно Space». Мы делаем что-то вроде Netflix для психотерапии.
Выбор направления проекта личный. Я сама сталкивалась с расстройством пищевого поведения и до сих пор работаю с последствиями. Сейчас мы сосредоточились только на этой проблеме, но планируем расширяться. Мы видим, что спрос есть и в других направлениях психологии.
«На меня повлияла жизнь в кругу людей, создающих стартапы»
В 2018 году я жила и работала в Амстердаме. Там попала в окружение людей, создающих стартапы: кто-то активно занимался вопросами экологии, кто-то делал интересные проекты в области маркетинга и так далее. Мы проводили время после работы, ходили на вечеринки и обеды. Покупали в супермаркетах еду и организовывали что-то вроде фуршета за огромным столом. Это отлично способствовало нетворкингу.
После такого интересного опыта по возвращении в Нижний Новгород я чётко поняла, что хочу создать свою компанию.
«Звучит интересно, но ничего не понятно»
В это время я работала тьютором по вопросам мотивации и психологического состояния в фитнес-проекте. Меня заинтересовала тема интуитивного питания как части помощи девушкам на пути к телу мечты. О нём много говорил диетолог проекта. Углубляясь подробнее в тему, я понимала, что интуитивное питание — это вовсе не то, о чём говорили в проекте.
Через год я пошла обучаться телесно-ориентированной психологии и терапии. Благодаря этому ответила себе на некоторые вопросы. Со временем поняла, что для того чтобы консультировать на эту тему и делать продукты, нужно получить ещё одно образование в области психологии.
Пока готовилась к поступлению, подумала: «А почему бы не совместить психотерапию и искусственный интеллект?» Рассказала об идее друзьям из IT-сферы. В ответ услышала: «Звучит интересно, но ничего не понятно». Знакомые психологи тоже не поняли, зачем нужна платформа, если можно просто консультировать людей.
«Важно найти людей, которые в вас верят»
Я понимала, что это будет новый продукт. Иногда даже думала, что было бы легче взять какую-нибудь бизнес-модель из другой страны и перенести на наш рынок.
Меня вдохновила мама. Она — математик, занималась цифровой трансформацией школьного образования и разрабатывала персональные траектории учеников в школе. Я поняла, что часть этой методики можно переложить на психотерапию. Любому человеку сложно прийти к психологу, а прийти на курс, где дают общую информацию, — неэффективно. Даже в расстройствах пищевого поведения нужно по-разному работать с людьми, ведь у всех разные причины проблем с питанием. Так пришла идея о том, что для всех должны быть разные траектории психологической поддержки, но в понятной для любого человека форме.
Вокруг всегда будет миллион людей, которые говорят, что ничего не получится, но нужно обязательно найти человека, который вдохновит и поддержит.
«Много общалась с людьми, чтобы сформировать гипотезу»
У меня начался долгий путь научных и практических исследований. Я консультировала людей по расстройствам пищевого поведения, смотрела, какие темы наиболее актуальны.
Появились 2 идеи относительно того, как это можно технически реализовать: в формате email-рассылки и в формате Telegram-бота.
Я делала много прототипов. На маркетинг ничего не тратила. Заплатила 500 рублей блогеру, чтобы он разместил пост о нашей email-рассылке в Instagram*. С одного такого упоминания ко мне пришло около 80 человек. Я не следила, открывают ли они письма. Через 2 месяца ко мне пришла девушка и сказала, что ей было не актуально в самом начале, но спустя время, когда у неё случился рецидив булимии, ей очень помогла наша рассылка.
После каждого прототипа люди писали, что было полезно: они возвращались к материалам тогда, когда было нужно.
«Можно сотрудничать со стажёрами и студентами»
На старте я всё делала на свои деньги. По этой причине я брала стажёров в команду. Нужно было понимать, что человек действительно может справиться с задачей, даже если он начинающий специалист в своей сфере. Если в команду требовался талантливый сотрудник, я не обращала внимания на его регалии или портфолио.
В таких случаях выручают SkillBox, «Нетология» и «Яндекс Практикум». «Яндекс Практикум», например, может выделить группу стажёров, а их преподаватель будет их курировать. С «Нетологией» у нас прекрасный опыт по фронтенд-разработчикам. Последний кейс: к нам приходили девушки-фронтендеры, которые очень талантливо и быстро выполняли задачи. После этого мы сотрудничаем с ними на коммерческой основе.
Сейчас мы продолжаем эту практику. Кроме этого, мы сотрудничаем со студентами. Например, я планирую сходить в Университет искусственного интеллекта, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского и Ивановский государственный университет, чтобы пообщаться с теми, кто в этом заинтересован.
На старте я также ходила в разные акселераторы и инкубаторы, это очень хорошо помогает.
«Первый продукт мы сделали на грант»
Большое количество времени у меня заняло научное исследование для подготовки к гранту от Фонда содействия инновациям. Первый продукт мы сделали на этот грант. Часть того продукта используем и сейчас.
Сначала со мной работал один разработчик. Он со мной всё это время. В апреле 2022 года мы наконец-то запустились. Это был первый вариант нашего продукта. Он был не в формате подписки, а в формате единовременной покупки курса. После запуска у нас пошли продажи. Без затрат на маркетинг мы собрали первые 120–150 анкет пользователей.
Протестировав эту версию, я поняла, что этот формат не подходит, и нужно всё переделывать. Когда мы начинали разработку, я хотела получить и образовательный курс, и доступ к продукту по подписке. В итоге от курса мы отказались.
«За год мы полностью пересобрали продукт»
Мы полностью переделали продукт за год. Даже название поменяли. На это ушло много времени, сил и денег. Уверена, что можно было сделать всё быстрее, но я не могла. То, что у нас есть продажи и мы получаем огромное количество положительной обратной связи, — заслуга нового формата продукта.
Сейчас мы начали регистрацию интеллектуальной деятельности. Патента у нас не будет, потому что наш продукт состоит из кода. Код регистрируется как авторское право**, то есть как, например, стихотворение.
«Люди готовы, чтобы о них персонально позаботились, но не готовы много за это платить»
Стандартная цена по России за психолога — 2500 рублей в час. Даже если найти за 1000 рублей в час, при встречах всего раз в неделю это будет стоить 4000 рублей в месяц. Наш продукт предлагает ежедневную поддержку за 3000 рублей в месяц.
Как работает платформа
Перед началом работы с платформой «Нежно Space» нужно пройти опрос на 30 вопросов. Это психологические данные, нужно учесть много факторов. Например, как человек относится к еде, перфекционист ли он, как на него влияет общество, как он относится к своему телу, может ли различать эмоции и так далее.
После опроса пользователь попадает в личный кабинет, где видит практику на день. Затем он переходит к работе с темами. Темы открываются раз в неделю и могут быть о качестве жизни, тревожности, семье, отношениях с родителями. Внутри каждой темы 3 материала: подкаст, статья и терапия. После изучения тем можно перейти к упражнениям.
Важно учесть, что все материалы носят консультационный характер. Мы не медицинская организация.
«Упражнения озвучивают только психологи»
Я отвечаю за весь продукт, в том числе за техническую часть. Раньше работала и над контентной составляющей, но сейчас мы подключаем новых психологов и планируем расширяться.
Для меня принципиальный момент, чтобы упражнения озвучивали психологи. Они определённым образом помогают человеку, даже когда просто зачитывают упражнения. Если это будет диктор или актёр — он просто красиво прочитает, психолог же включаются в большее количество процессов. Чтение с помощью ИИ мы тоже не рассматриваем: нам пока достаточно его в рекомендательном алгоритме.
Психологам мы даём творческую свободу: называем темы, но упражнения они подбирают сами. Специалисты точно знают, что работает, как то или иное упражнение нужно подать, чтобы оно подействовало наиболее эффективно.
«Мы делаем B2B-формат продукта»
Мы предоставляем компаниям трёхмесячный доступ к платформе для всех сотрудников, которым это интересно. Дополнительно раз в месяц я провожу групповые сессии под запросы бизнеса. Сначала мы думали, что сессии будут по темам платформы, но обнаружили, что у бизнеса каждый месяц есть свои пожелания.
Есть сотрудники, которые отказываются от групповых сессий, но просят доступ к платформе.
Моя гипотеза о том, что человеку хотелось бы поработать со своим внутренним состоянием, но он не готов обратиться за этим к психологу, подтвердилась в том числе в B2B-сегменте.
«Работа над личным брендом помогает привлекать новых клиентов»
Не могу сказать, что я развиваю личный бренд в стандартном для соцсетей понимании. Я бы всем не советовала делать упор исключительно на ведение Instagram*. Деньги получить можно быстро, но это не игра в долгую. Соцсети — это вспомогательный инструмент, чтобы обмениваться контактами и оставаться на связи.
При этом я не вкладываю активно деньги в развитие личного бренда, а использую для этого нетворкинг. Все подкасты, на которые я хожу, это приглашения знакомых или мои отклики. Например, скоро у нас выйдет подкаст с «Заварили бизнес». Им нужен был бизнес-психолог, который мог бы провести сессию между двумя основательницами, и я откликнулась на запрос. Кроме этого, после участия в акселераторе «Сбер500» ребята из WEEEK пригласили меня сначала на подкаст, а потом и на другие форматы сотрудничества.
С одной стороны, такие активности помогают мне в работе над личным брендом, с другой — отражаются на бренде компании. Это как снежный ком, который растёт и приводит нам новых клиентов.
«Комьюнити помогают предпринимателям»
Когда я состою в каком-либо комьюнити, я делаю много и для себя, и для других. Могу кого-то порекомендовать, могу спросить совета сама.
Раньше я активно читала обсуждения в 3–4 комьюнити. Спустя полгода я всё ещё состою в нескольких чатах, но активно слежу только за одним. Остальные — в архиве, я вернусь к ним, если будет нужно.
* Запрещённая в России организация.
** Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (п. 1 ст. 1261 ГК РФ).
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Важна поддержка близких и опыт работы в такси: построить большой таксопарк в маленьком городе
- 2 «Развитие личного бренда — часть моей работы»: как создать успешную компанию в сфере юридических услуг
- 3 Так танцуй же, танцуй под мои барабаны
- 4 «Без меня ничего не развалилось»: как делегировать в цветочном бизнесе