О том, как трансформировать российский рынок рекламы в сторону технологичности, управлять тремя компаниями и растить трех дочек, собрать сильную команду и выстраивать хорошие рабочие отношения с партнерами и клиентами для совместного решения сложных задач, Rusbase рассказала Анна Горенкова — основатель компаний в сфере AdTech Advance, MediaDesk, RADAR.
Получив степень магистра в математике, Анна начала работу в сфере рекламы, занималась закупкой рекламного инвентаря на локальных каналах. Работала в международных рекламных холдингах, пройдя путь от junior позиций до управляющих. Анна решила расширить свои возможности и получить образование по маркетингу в Высшей школе экономики. Ушла из корпораций, чтобы создать собственный бизнес.
Анна Горенкова
Фото: предоставлено спикером
Вы получили образование, в том числе, в области математики. Это нечастый среди женщин выбор. Что побудило вас его сделать?
Математика формирует определенный образ мышления (как говорил мой учитель — параллельно-перпендикулярный) и является сильнейшим инструментом при решении комплексных задач. Шесть лет обучения математике — это было очень сложно. Но результатом стало преодоление себя, дисциплина и приумножение возможностей. Поэтому обычно после строчки «образование» в резюме, мой начальный опыт мало интересовал работодателей. Когда погружаешься в любую сферу деятельности, системный подход позволяет изучить и структурировать ее.
Ну и когда мои аналитики говорят про аппроксимацию или бифуркацию, я не закатываю глаза от непонимания.
Другой ваш диплом — по маркетингу. Насколько сложно было получать такое образование после математического?
После изучения всевозможных математик маркетинг уже не страшен. Диплом по направлению «Управление маркетинговыми активами компании» дал мне дополнительные знания и возможности: умение видеть рынок, аудитории, понимать потребности и предлагать решения.
К тому же в бизнесе мало быть экспертом в своей области — надо понимать, кому нужен твой продукт и быть визионером.
Не только закрывать уже существующие потребности, но и представлять, что будет нужно в обозримом будущем.
До того как начать свой бизнес, вы работали для других компаний. Какой главный опыт вы вынесли из этого?
У меня двадцатилетний опыт работы в крупнейших российских и международных компаниях на руководящих должностях — в Pacific Media, «Алькасар» (в наст. время — «Новая Сервисная Компания»), Dentsu Aegis Russia и др. Те принципы работы, которых сейчас придерживается наша команда — жесткие дедлайны, отсутствие страха перед большими объемами работы, точное достижение поставленных KPI, умение принимать решения и аргументировать их — я вынесла именно из сетевых агентств.
Многие женщины в крупных корпорациях часто сталкиваются со «стеклянным потолком». Приходилось ли вам встречаться с этим явлением?
Мне повезло — я никогда не сталкивалась со «стеклянным потолком», меня всегда оценивали по профессиональным качествам. Я верю: количество и масштаб твоих возможностей кроется в объеме ответственности, которую ты на себя берешь.
Фото: предоставлено спикером
Что подтолкнуло вас к созданию собственного бизнеса? Что стало решающим моментом, после которого вы поняли, что пора начинать своё дело?
В предпринимательство, на мой взгляд, приходят двумя путями. Первый путь — идеалистический: ты молод, полон энтузиазма. Возможно, это твоя первая работа, ты ею горишь, твой проект кажется делом всей твой жизни.
Второй путь — идеологический: ты уже имеешь опыт работы в компаниях разного масштаба, испытал взлеты и падения. Ты понимаешь, что и зачем ты делаешь, у тебя есть идея, и эта идея вытекает из столкновения с опытом, который ты пережил.
Мой путь — второй. Я знала, что технологии — это инструмент, который в руках профессионалов дает результат.
Создание продуктов, которые двигают процессы вперед — это я могу назвать своей личной миссией.
Поэтому слова «трансформация», «эффективность», «качество» и «технологии» для моих компаний — столпы, на которых строится вся работа.
У вас три компании — MediaDesk, Advance, RADAR. Расскажите, с чего все начиналось, какой проект был первым?
Сейчас у меня 3 технологических компании в сфере рекламы или AdTech: Advance, MediaDesk и RADAR. Advance — программатик в TV, MediaDesk — технологическая платформа автоматизированной закупки и управления brandformance кампаниями в digital, RADAR — независимый измеритель аудиторий наружной рекламы. Вместе они охватывают все возможные площадки размещения рекламы.
Фото: предоставлено спикером
Я четко осознавала, что первый проект должен быть связан со сферой, которую ты досконально знаешь. Поэтому в 2017 году пришла к созданию компании Advance, которая начала работать в сфере закупки ТВ-рекламы на региональных рынках. Мы быстро достигли стабильности и начали диверсифицировать бизнес, создавать технологическое решение — programmatic для размещения рекламы на TV. Постепенное развитие инструмента и адаптация его под требования рынка позволили найти первых клиентов.
Читайте также:
Apple: история компании от самого начала до наших дней
История создания Paysafe Group — транснациональной компании онлайн-платежей
Топ-9 альтернативных платежных методов в Европе
Я понимала перспективы развития рынка и начала смотреть за рамки TV в сторону диджитализации. Конкуренция в этом направлении на тот момент была высокая, поэтому для меня было важно не просто соответствовать стандартам рынка, а предвосхищать их.
В этот момент команда разработчиков с продуктом DSP хотела выводить его на федеральный уровень. Для этого требовались инвестиции и наработанные контакты. Именно их я предоставила со своей стороны, мы совместно начали развивать DSP Adspend (сейчас — один из продуктов MediaDesk). Так началась история создания MediaDesk.
Фото: предоставлено спикером
Мы начали прокачивать качество продукта, увеличивать штат, разрабатывать новые технологические решения. Сейчас в продуктовую карту MediaDesk входят: DSP Adspend, Trading Desk Mediadesk, собственная DMP Mediadesk, собственное планировочное решение (планировщик), включающее модуль бронирования рекламных кампаний для клиентов и агентств.
Сетевые группы, конечно, следили за нашим прогрессом и начали приходить к нам с конкретными потребностями. Одной из них стал инструмент с возможностью геотаргетирования в наружной рекламе. Совместно с моим партнером Алексеем Хайновским, мы основали RADAR. DSP в «наружке» — круто, но на чем она будет работать? Данных нет. Поэтому основной нашей задачей стал сбор собственной DATA. Недавно RADAR стал первым игроком на российском рынке «наружки», который смог реализовать концепцию «ooh+ретаргетинг» без привязки к wi-fi сканерам.
Сейчас мы смотрим в сторону кросс-историй и создаем продукты с помощью синергетического эффекта всех направлений компаний.
Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются многие фаундеры, независимо от пола — стартовый капитал. Расскажите, где вы искали деньги, как привлекали первые инвестиции?
Вопрос «Откуда деньги?» действительно возникает очень часто. Работая с региональной рекламой, я понимала дефицит контрагентов на рынке закупки на локальных каналах. Так мы выбрали наше первое направление — и сразу получили первый большой контракт с сетевым агентством. В течение полутора лет мы смогли зарекомендовать себя как надежные партнеры.
С учетом цифровизации в ТВ-направлении, было понятно — отсутствие диверсификации нас погубит. На этапе запуска разработки инструментов уже нельзя было обойтись без привлечения инвестиций. Для меня на тот момент это был совершенно новый опыт: оценить перспективы развития, просчитать риски, упаковать продукт, подготовиться к питчингу. А главное, нести ответственность за привлеченные деньги.
Тренировалась я на супруге, он венчурный инвестор. Мне удалось защитить перед ним видение стратегии развития своей компании. И он стал моим инвестором. Именно первый инвестиционный транш придал мне уверенности в собственных силах.
Какими принципами вы руководствуетесь в ведении бизнеса? Что для вас как для фаундера и руководителя наиболее важно?
В первую очередь важна идея бизнеса и команда, которая вместе с тобой ее реализует. Рассуждения о заменяемости сотрудников, о «винтиках в машине корпорации» легко разбиваются о реалии бизнеса, когда речь заходит о качестве результата. Только команда с едиными для всех критериями качества понимает, зачем она все это делает.
Те, кто верит в продукт и гордится им, могут смотреть в глаза тем, кому они его продают и быть не просто подрядчиками, а партнерами для своих клиентов.
Теми, кто несет ответственность и находит новые возможности.
Как вы подбирали команду, с которой работаете?
Первые два года я лично проводила собеседования на каждую позицию. С частью команды я работала еще в корпорациях — еще тогда они впечатлили меня уровнем своей экспертизы. Очень горжусь тем, что сейчас они работают со мной.
Мой главный принцип — нельзя бояться брать людей умнее тебя.
У нас сильная команда, наши технологии — реальны, на них можно посмотреть, с ними можно поработать. И еще уважение друг к другу — принцип, который нельзя нарушать.
Предпринимателю в России непросто, женщине, в целом, тоже. Насколько вас поддерживали в основании дела близкие, коллеги? Не отговаривали?
Сочетание «женщины+технологии» для России до сих пор непривычно. Так же, наверно, как и «женщины+инвестиции». Но никто и не обещал, что будет легко. Все близкие и коллеги поддержали меня сразу. И конечно, вдохновляли, направляли, не позволяли делать глупостей.
А кто был для вас источником вдохновения? Не обязательно предприниматель.
У меня нет кумиров. Иногда меня это печалит. Мне всегда казалось, что когда у тебя перед глазами есть те, кто тебя вдохновляет, это помогает двигаться вперед. Но для меня главное вдохновение — это моя команда, это проекты, которые закрывают боли и потребности рынка. Когда мы предлагаем рабочее, честное решение, которое двигает рынок и облегчает жизнь его игрокам, делает бизнес прозрачным, точным, технологичным.
У нас в России силён культ материнства и жива идея, что ради ребёнка надо отказаться от всего. У вас три компании и трое детей. Насколько сложно это сочетать? И приходилось ли отказываться от чего-то в бизнесе ради детей? Или от каких-то семейных радостей ради работы?
Есть фраза, которая мне очень нравится — «У счастливых родителей — счастливые дети. У счастливых детей — счастливые родители». Невозможно от чего-то отказываться и быть цельным человеком. Да, у меня три компании и три дочки.
Я никогда не выбираю между бизнесом и детьми. Все зависит от приоритета и поставленных целей в конкретный момент. Это непросто, требует работы, постоянного переосмысления, калибровки. Но именно так я остаюсь верна себе, черпаю силы, чтобы развиваться и двигаться дальше. Конечно, человек всегда инстинктивно склоняется в сторону семьи. Лучшими своими проектами я считаю своих детей. У дочек такой же плотный график, как и у меня.
Постепенно российский бизнес приходит к идее о социальной ответственности. Как это реализовано в ваших компаниях?
На текущий момент компания инвестирует в свою стабильность, чтобы поддерживать штат более чем из 50 человек. Вместе с тем, я поддерживаю благотворительный фонд «Образ жизни». Фонд, который борется с причиной возникновения социальных проблем, а не следствиями. Команда фонда участвует в законодательных процессах, работает над созданием альтернатив домов-интернатов, проводит тренинги для работников социальной сферы, а также профилактику эмоционального выгорания.
Для меня это особенно важно, так как внутри команды мы развиваем социальную ответственность и человечность.
Чем бы ещё хотели заняться — но возможности пока нет?
Есть большая мечта — создать логопедический коррекционный центр. Я сама столкнулась с этой проблемой со своей средней дочкой. Речь — важный фундамент для будущего, а сейчас, к сожалению, очень мало хороших логопедов-дефектологов, либо они очень дорогие. Может появиться целое поколение с проблемой речи. Поэтому хочется создать центр, где дети с особенно сложными случаями могли бы получать квоты на занятия со специалистами, а специалисты могли бы развивать свою экспертизу и находить возможности хорошо финансированной компенсации работы.
Какой бы вы хотели видеть ту отрасль, в которой работаете? Что бы вы в ней изменили?
Знаете, я очень люблю свою отрасль. Это полноценная часть моей жизни, я бы не хотела ее связать в профессиональном плане ни с чем другим. Когда моей старшей дочке было 10 лет, им в школе задали вопрос — «Если бы у вас была возможность поменять что-то в мире, чтобы вы сделали?», Лиза ответила: «Эта жизнь замечательная, зачем в ней что-то менять?». Отвечу так же и скажу, что каждый должен профессионально заниматься тем, что ему нравится и получать за это финансовую компенсацию, тогда будут создаваться действительно качественные и стоящие продукты, тогда будет развитие и прогресс.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 32% женщин и 51% мужчин предпочитают работать под началом мужчины
- 2 Среди необычных подарков на 8 марта женщины называли дверь, соленые грибы, бабочек, варенье и бензин
- 3 Доля женщин в IT выросла с 18% до 23%
- 4 Лидеры мирового экспорта цветов, мошенничество перед праздником, рост доли женщин в IT: главное для бизнеса 8 марта
ВОЗМОЖНОСТИ
08 ноября 2024