Top.Mail.Ru
Интервью
Партнеры

«Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk

Интервью
Полина Есакова
Полина Есакова

Редактор — RB.RU

Полина Есакова

О том, как трансформировать российский рынок рекламы в сторону технологичности, управлять тремя компаниями и растить трех дочек, собрать сильную команду и выстраивать хорошие рабочие отношения с партнерами и клиентами для совместного решения сложных задач, Rusbase рассказала Анна Горенкова — основатель компаний в сфере AdTech Advance, MediaDesk, RADAR.

Получив степень магистра в математике, Анна начала работу в сфере рекламы, занималась закупкой рекламного инвентаря на локальных каналах. Работала в международных рекламных холдингах, пройдя путь от junior позиций до управляющих. Анна решила расширить свои возможности и получить образование по маркетингу в Высшей школе экономики. Ушла из корпораций, чтобы создать собственный бизнес.

«Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk
  1. Интервью

Анна Горенкова

Фото: предоставлено спикером

Вы получили образование, в том числе, в области математики. Это нечастый среди женщин выбор. Что побудило вас его сделать?

Математика формирует определенный образ мышления (как говорил мой учитель — параллельно-перпендикулярный) и является сильнейшим инструментом при решении комплексных задач. Шесть лет обучения математике — это было очень сложно. Но результатом стало преодоление себя, дисциплина и приумножение возможностей. Поэтому обычно после строчки «образование» в резюме, мой начальный опыт мало интересовал работодателей. Когда погружаешься в любую сферу деятельности, системный подход позволяет изучить и структурировать ее.

Ну и когда мои аналитики говорят про аппроксимацию или бифуркацию, я не закатываю глаза от непонимания.

Другой ваш диплом — по маркетингу. Насколько сложно было получать такое образование после математического? 

После изучения всевозможных математик маркетинг уже не страшен. Диплом по направлению «Управление маркетинговыми активами компании» дал мне дополнительные знания и возможности: умение видеть рынок, аудитории, понимать потребности и предлагать решения.

К тому же в бизнесе мало быть экспертом в своей области — надо понимать, кому нужен твой продукт и быть визионером.

Не только закрывать уже существующие потребности, но и представлять, что будет нужно в обозримом будущем. 

До того как начать свой бизнес, вы работали для других компаний. Какой главный опыт вы вынесли из этого?

У меня двадцатилетний опыт работы в крупнейших российских и международных компаниях на руководящих должностях — в Pacific Media, «Алькасар» (в наст. время — «Новая Сервисная Компания»), Dentsu Aegis Russia и др. Те принципы работы, которых сейчас придерживается наша команда — жесткие дедлайны, отсутствие страха перед большими объемами работы, точное достижение поставленных KPI, умение принимать решения и аргументировать их — я вынесла именно из сетевых агентств.

Многие женщины в крупных корпорациях часто сталкиваются со «стеклянным потолком». Приходилось ли вам встречаться с этим явлением?

Мне повезло — я никогда не сталкивалась со «стеклянным потолком», меня всегда оценивали по профессиональным качествам. Я верю: количество и масштаб твоих возможностей кроется в объеме ответственности, которую ты на себя берешь. 

Фото: предоставлено спикером

Что подтолкнуло вас к созданию собственного бизнеса? Что стало решающим моментом, после которого вы поняли, что пора начинать своё дело?

В предпринимательство, на мой взгляд, приходят двумя путями. Первый путь — идеалистический: ты молод, полон энтузиазма. Возможно, это твоя первая работа, ты ею горишь, твой проект кажется делом всей твой жизни.

Второй путь — идеологический: ты уже имеешь опыт работы в компаниях разного масштаба, испытал взлеты и падения. Ты понимаешь, что и зачем ты делаешь, у тебя есть идея, и эта идея вытекает из столкновения с опытом, который ты пережил. 

Мой путь — второй. Я знала, что технологии — это инструмент, который в руках профессионалов дает результат.

Создание продуктов, которые двигают процессы вперед — это я могу назвать своей личной миссией.

Поэтому слова «трансформация», «эффективность», «качество» и «технологии» для моих компаний — столпы, на которых строится вся работа.

У вас три компании — MediaDesk, Advance, RADAR. Расскажите, с чего все начиналось, какой проект был первым? 

Сейчас у меня 3 технологических компании в сфере рекламы или AdTech: Advance, MediaDesk и RADAR. Advance — программатик в TV, MediaDesk — технологическая платформа автоматизированной закупки и управления brandformance кампаниями в digital, RADAR — независимый измеритель аудиторий наружной рекламы. Вместе они охватывают все возможные площадки размещения рекламы. 

Фото: предоставлено спикером

Я четко осознавала, что первый проект должен быть связан со сферой, которую ты досконально знаешь. Поэтому в 2017 году пришла к созданию компании Advance, которая начала работать в сфере закупки ТВ-рекламы на региональных рынках. Мы быстро достигли стабильности и начали диверсифицировать бизнес, создавать технологическое решение — programmatic для размещения рекламы на TV. Постепенное развитие инструмента и адаптация его под требования рынка позволили найти первых клиентов. 


Читайте также:
Apple: история компании от самого начала до наших дней
История создания Paysafe Group — транснациональной компании онлайн-платежей
Топ-9 альтернативных платежных методов в Европе

Я понимала перспективы развития рынка и начала смотреть за рамки TV в сторону диджитализации. Конкуренция в этом направлении на тот момент была высокая, поэтому для меня было важно не просто соответствовать стандартам рынка, а предвосхищать их. 

В этот момент команда разработчиков с продуктом DSP хотела выводить его на федеральный уровень. Для этого требовались инвестиции и наработанные контакты. Именно их я предоставила со своей стороны, мы совместно начали развивать DSP Adspend (сейчас — один из продуктов MediaDesk). Так началась история создания MediaDesk.

Фото: предоставлено спикером

Мы начали прокачивать качество продукта, увеличивать штат, разрабатывать новые технологические решения. Сейчас в продуктовую карту MediaDesk входят: DSP Adspend, Trading Desk Mediadesk, собственная DMP Mediadesk, собственное планировочное решение (планировщик), включающее модуль бронирования рекламных кампаний для клиентов и агентств. 

Сетевые группы, конечно, следили за нашим прогрессом и начали приходить к нам с конкретными потребностями. Одной из них стал инструмент с возможностью геотаргетирования в наружной рекламе. Совместно с моим партнером Алексеем Хайновским, мы основали RADAR. DSP в «наружке» — круто, но на чем она будет работать? Данных нет. Поэтому основной нашей задачей стал сбор собственной DATA. Недавно RADAR стал первым игроком на российском рынке «наружки», который смог реализовать концепцию «ooh+ретаргетинг» без привязки к wi-fi сканерам

Сейчас мы смотрим в сторону кросс-историй и создаем продукты с помощью синергетического эффекта всех направлений компаний.

Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются многие фаундеры, независимо от пола — стартовый капитал. Расскажите, где вы искали деньги, как привлекали первые инвестиции?

Вопрос «Откуда деньги?» действительно возникает очень часто. Работая с региональной рекламой, я понимала дефицит контрагентов на рынке закупки на локальных каналах. Так мы выбрали наше первое направление — и сразу получили первый большой контракт с сетевым агентством. В течение полутора лет мы смогли зарекомендовать себя как надежные партнеры.

С учетом цифровизации в ТВ-направлении, было понятно — отсутствие диверсификации нас погубит. На этапе запуска разработки инструментов уже нельзя было обойтись без привлечения инвестиций. Для меня на тот момент это был совершенно новый опыт: оценить перспективы развития, просчитать риски, упаковать продукт, подготовиться к питчингу. А главное, нести ответственность за привлеченные деньги. 

Тренировалась я на супруге, он венчурный инвестор. Мне удалось защитить перед ним видение стратегии развития своей компании. И он стал моим инвестором. Именно первый инвестиционный транш придал мне уверенности в собственных силах. 

Какими принципами вы руководствуетесь в ведении бизнеса? Что для вас как для фаундера и руководителя наиболее важно?

В первую очередь важна идея бизнеса и команда, которая вместе с тобой ее реализует. Рассуждения о заменяемости сотрудников, о «винтиках в машине корпорации» легко разбиваются о реалии бизнеса, когда речь заходит о качестве результата. Только команда с едиными для всех критериями качества понимает, зачем она все это делает.

Те, кто верит в продукт и гордится им, могут смотреть в глаза тем, кому они его продают и быть не просто подрядчиками, а партнерами для своих клиентов.

Теми, кто несет ответственность и находит новые возможности.

Как вы подбирали команду, с которой работаете? 

Первые два года я лично проводила собеседования на каждую позицию. С частью команды я работала еще в корпорациях — еще тогда они впечатлили меня уровнем своей экспертизы. Очень горжусь тем, что сейчас они работают со мной.

Мой главный принцип — нельзя бояться брать людей умнее тебя.

У нас сильная команда, наши технологии — реальны, на них можно посмотреть, с ними можно поработать. И еще уважение друг к другу — принцип, который нельзя нарушать. 

Предпринимателю в России непросто, женщине, в целом, тоже. Насколько вас поддерживали в основании дела близкие, коллеги? Не отговаривали?

Сочетание «женщины+технологии» для России до сих пор непривычно. Так же, наверно, как и «женщины+инвестиции». Но никто и не обещал, что будет легко. Все близкие и коллеги поддержали меня сразу. И конечно, вдохновляли, направляли, не позволяли делать глупостей. 

А кто был для вас источником вдохновения? Не обязательно предприниматель.

У меня нет кумиров. Иногда меня это печалит. Мне всегда казалось, что когда у тебя перед глазами есть те, кто тебя вдохновляет, это помогает двигаться вперед. Но для меня главное вдохновение — это моя команда, это проекты, которые закрывают боли и потребности рынка. Когда мы предлагаем рабочее, честное решение, которое двигает рынок и облегчает жизнь его игрокам, делает бизнес прозрачным, точным, технологичным. 

У нас в России силён культ материнства и жива идея, что ради ребёнка надо отказаться от всего. У вас три компании и трое детей. Насколько сложно это сочетать? И приходилось ли отказываться от чего-то в бизнесе ради детей? Или от каких-то семейных радостей ради работы?

Есть фраза, которая мне очень нравится — «У счастливых родителей — счастливые дети. У счастливых детей — счастливые родители». Невозможно от чего-то отказываться и быть цельным человеком. Да, у меня три компании и три дочки.

Я никогда не выбираю между бизнесом и детьми. Все зависит от приоритета и поставленных целей в конкретный момент. Это непросто, требует работы, постоянного переосмысления, калибровки. Но именно так я остаюсь верна себе, черпаю силы, чтобы развиваться и двигаться дальше. Конечно, человек всегда инстинктивно склоняется в сторону семьи. Лучшими своими проектами я считаю своих детей. У дочек такой же плотный график, как и у меня. 

Постепенно российский бизнес приходит к идее о социальной ответственности. Как это реализовано в ваших компаниях? 

На текущий момент компания инвестирует в свою стабильность, чтобы поддерживать штат более чем из 50 человек. Вместе с тем, я поддерживаю благотворительный фонд «Образ жизни». Фонд, который борется с причиной возникновения социальных проблем, а не следствиями. Команда фонда участвует в законодательных процессах, работает над созданием альтернатив домов-интернатов, проводит тренинги для работников социальной сферы, а также профилактику эмоционального выгорания.

Для меня это особенно важно, так как внутри команды мы развиваем социальную ответственность и человечность. 

Чем бы ещё хотели заняться — но возможности пока нет?

Есть большая мечта — создать логопедический коррекционный центр. Я сама столкнулась с этой проблемой со своей средней дочкой. Речь — важный фундамент для будущего, а сейчас, к сожалению, очень мало хороших логопедов-дефектологов, либо они очень дорогие. Может появиться целое поколение с проблемой речи. Поэтому хочется создать центр, где дети с особенно сложными случаями могли бы получать квоты на занятия со специалистами, а специалисты могли бы развивать свою экспертизу и находить возможности хорошо финансированной компенсации работы.

Какой бы вы хотели видеть ту отрасль, в которой работаете? Что бы вы в ней изменили? 

Знаете, я очень люблю свою отрасль. Это полноценная часть моей жизни, я бы не хотела ее связать в профессиональном плане ни с чем другим. Когда моей старшей дочке было 10 лет, им в школе задали вопрос — «Если бы у вас была возможность поменять что-то в мире, чтобы вы сделали?», Лиза ответила: «Эта жизнь замечательная, зачем в ней что-то менять?». Отвечу так же и скажу, что каждый должен профессионально заниматься тем, что ему нравится и получать за это финансовую компенсацию, тогда будут создаваться действительно качественные и стоящие продукты, тогда будет развитие и прогресс.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме