RUSBASE

Авиареволюция:
как одно приложение хочет изменить целый рынок

Почему пассажиры важнее бизнес-процессов и как аэрофобия стала причиной, по которой рынок авиации уже не будет прежним





Алексей Герваш — профессиональный пилот и психолог, который занимается лечением аэрофобии. В какой-то момент он понял, что годами каждый полёт повторяет аэрофобам то же самое, и подумал, почему бы не возложить эту задачу на компьютер?

Так появилось SkyGuru — мобильное приложение для аэрофобов, которое помогает пережить полёт. Когда самолёт взлетает, разворачивается, попадает в зону турбулентности или резко снижает высоту — пользователю приходят сообщения, что это нормальный процесс и беспокоиться о том, что самолет разобьётся, не стоит.

Как работает эта технология, почему она актуальна для авиационного рынка и можно ли заработать деньги на аэрофобии — в интервью с CEO SkyGuru, Алексеем Герваш.

Про мужчин, которым стыдно

— Вы устали говорить каждый полёт одно и то же. Усталость — единственная причина создания приложения?


— Я профессиональный пилот и психолог, занимаюсь лечением аэрофобии 10 лет. За плечами уже 8 тысяч выпускников — это одна из самых больших цифр в области лечения аэрофобии, что делает меня топовым специалистом в отрасли.
Аэрофобией страдают 40% населения.
Но если я мыслю определённым образом, чтобы знать, что говорить аэрофобам — почему нельзя сделать такого же персонального помощника?

Но это не главное. Вы представляете количество страдающих аэрофобией в мире? Это почти 40% населения, а за помощью обращается лишь 0,1% — вот вторая причина, которая натолкнула меня на создание проекта.
Алексей Герваш, CEO SkyGuru
— Почему за помощью обращаются так мало людей? Это правда такая большая проблема?

— За помощью обращаются редко, потому что аэрофобы мнительны, подозрительны и думают, что им ничего не поможет. Понимаете, они все уверены, что их случай какой-то особенный. Или мужчины — им вообще стрёмно признаться, что у них есть какой-то страх или фобия. Поэтому я решил сделать такого электронного ассистента, который будет помогать людям легче пережить полет и заставлять их задуматься о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью.
Как донести до аэрофобов, что самолёт не падает
— Как работает сейчас SkyGuru?

— SkyGuru работает на предиктивной аналитике, которая подтверждается или опровергается в реальном времени с помощью сенсоров мобильного девайса. Мы говорим человеку, что через 15 минут будет зона турбулентности, которая продлится 40 минут, но не все 40 минут будут турбулентными. Например, 2 минуты трясёт, а другие 2 — нет, а происходит так, потому что мы пролетаем Альпы.

То есть мы прогнозируем, что будет, и объясняем пассажиру, что происходит. Потом, когда происходит то, что мы спрогнозировали, повторяем аэрофобу сообщения, типа «Эй, смотри, это тот самый поворот, о котором мы тебе говорили. А вот та самая зона турбулентности. Ты живой, всё в порядке!».
Приложение работает в офлайне. Мы не подключаемся ни к самолёту, ни к интернету, ни к GPS.
Далее мы объясняем человеку разные процессы, почему что-то происходит и каким образом. Как работает авиация, например. Или какие-то общие сведения, которые не связаны с происходящими в полете процессами.

Скоро добавим развлекательные сообщения, чтобы человек не погружался в плен своих фантазий. Например «Псс, парень, смотри, ты в курсе, что мы летим над Парижем? Там много всего интересного, зацени…». И всё это в офлайне. Мы не подключаемся ни к самолёту, ни к интернету, ни к GPS.
— Научить гаджет общаться с аэрофобом вместо вас — сложно?

— Конечно, научить мобильный телефон искусственному интеллекту и сделать так, чтобы он понимал, что происходит в полете, не имея внешних источников данных и интернета — сложная задача, поэтому это и заняло три года. И даже сейчас разработка продолжается, мы не остановились на том, что сделали. Основная идея приложения какая? Сделать так, чтобы человек думал, что рядом с ним есть кто-то, кто ему всё объясняет, поддерживает и помогает.
Интерфейс SkyGuru
— Как это работает без интернета?

— До полёта мы загружаем информацию о рейсе, потом анализируем её. Происходит анализ информации и предполагается огромное количество сведений — как мы полетим, есть ли что-то, что нас остановит, какой будет ветер и как он повлияет на полёт. Очень много вычислений, которые проводит командир корабля, теперь делает мобильное приложение.

Для аэрофобов это важно. Сейчас они чувствуют, что никому не нужны и им никто не помогает, а когда их трясёт — думают, что отваливается хвост самолёта. Так у них работает мозг, и никто им до сих пор не помогал в этом.

Про то, что «заводит сильнее, чем женщина»

— Как отреагировали коллеги на идею?


— Когда я это все придумал, то пошёл к коллегам. Рассказал об идее, они сказали «Вау». Естественно, сразу появился скептицизм и вопросы, как я это буду делать, если у меня нет данных и прочее… Но я подумал, что в 21 веке это решаемо, ведь мобильные телефоны напичканы разными сенсорами, поэтому можно прописать алгоритмы, в результате работы которых мы будем реально понимать, что происходит в полете и объяснять это человеку.
В этом есть очень большой мэджик, полное ощущение чуда было даже у меня.
— Не хотелось всё бросить, когда ничего не получалось?

— Моя сущность так устроена, что чем сложнее задача — тем больше драйва к её решению. А задача действительно сложная, потому что понимать, где ты находишься, не имея внешних источников данных, офигенски трудно. Или например, распознавать, что это юзер потряс телефон, а не началась турбулентность.

Задач было очень много. За три года я сделал с продуктом порядка 600 тестовых полётов. Каждый тестовый полёт — это не только поездка, но и жёсткая аналитика, где приходится фиксировать многие вещи, додумывать новые фичи и переделывать то, что не работает. Поэтому каждый тест — ещё 6-8 часов работы.


— Но оно того стоило, видимо?

— Да, естественно! В конечном счёте это работает, и работает очень круто. Я не объективен, конечно, потому что это — моё бейби, но в этом есть очень большой мэджик.
Несколько примеров! Мы летели с коллегой в Аликанте, SkyGuru сказал, что через 39 минут будет зона турбулентности. Когда начало потрясывать, мы посмотрели на часы — действительно прошло 39 минут после взлёта. Или случай, когда я летел в Самару и SkyGuru прислал сообщение, что сейчас мы заходим на посадку в аэропорту Самары и планируется левый разворот перед полосой, поэтому создаётся ощущение того, что самолёт летит слишком низко.

Когда это действительно произошло, полное ощущение чуда было даже у меня. Я смотрел на экран и думал «It is magic!». Поэтому мне никогда не хотелось всё бросить. Этот продукт меня заводит сильнее, чем красивая женщина.

Приложение, от которого невозможно отказаться

— Алексей, а кто инвестор? Или сами вытягиваете?


— Мне повезло с проектом. Я провёл всего три встречи с потенциальными инвесторами и третий сказал дал согласие. Это Taktik Labs, они взяли на себя всю техническую сторону работы. Я пришёл к ним с идеей и они дали мне людей. Над проектом работали всего 10 человек. 4 из них — маркетинг, остальные — разработчики.
— Рынок авиации оценил технологию?

— Конечно, мы же смогли самолёт научить разговаривать человеческим языком! Для людей перелёты — это психологически тяжело, им нужны такие прогнозы и подтверждения.
Производители самолётов видят в этой технологии будущее самолётостроения.
Самые тревожные моменты — взлёт, посадка, когда никто не может никому помочь. А мы научились объяснять пассажиру, что происходит.

Сейчас мы делаем совместный проект с одним из крупнейших производителей самолётов. Они видят в этом будущее самолётостроения, что самолёт — это не просто металлическая штука, а транспорт, который разговаривает с пассажирами.
— А авиакомпании? Они заинтересованы в работе с вами?

— Авиакомпании тоже начинают понимать, что у них есть проблемы, ведь если столько пассажиров страдают аэрофобией, то они меньше летают, чем хотелось бы.

Также у нас есть интерес и со стороны производителей развлекательных систем. Ведь что такое сегодня развлекательные системы? Кино посмотреть? А люди с аэрофобией не могут смотреть кино. Они видят только то, что персонажи бегают по экрану, а в голове у самих «Господи, мы все умрём».
Авиационная отрасль
консервативна, никто не хочет ничего менять — летают и слава богу.
— Чем привлекательна разработка для авиации?

— Авиационный рынок быстро растёт, но количество аэрофобов просто зашкаливает. При этом авиация — достаточно точная наука.
Мозг пилота и действия SkyGuru идентичны в 95% случаев. Мы работаем на алгоритмах и данных, которые загружаем, анализируем их и останавливаемся на понимании, каким маршрутом полетим. Туда накладываем погоду, смотрим, какой будет ветер и тому подобное — на выходе имеем предсказание маршрута и переводим это на язык юзера — никто в мире в авиации этого не делал.

Но у нас очень консервативные авиакомпании. Авиационная отрасль вообще очень консервативна, никто ничего не хочет менять — летают и слава богу. Но даже они начинают понимать, что около 40% пассажиров на борту страдают и им нужна помощь, которую никто не даёт. И если они получают эту помощь, то летают чаще.

Ещё важный момент — тревожные люди очень склонны к перфекционизму, поэтому они достигают больших успехов в работе. То есть аэрофобы состоятельны и могут позволить себе бизнес-класс, авиакомпании начинают это понимать. Поэтому наш проект с производителем самолётов — хороший канал продаж, им же проще работать с авиакомпаниями, чем нам.

Сколько стоит спокойствие аэрофобов

— А что с монетизацией приложения?


— У нас деньги от пользователей идут неплохо. За год выручка с доходом от продаж дополнительных услуг пользователям составила порядка $150 тысяч (больше 8,5 млн рублей. — Прим. Rusbase).
Согласно данным Контур.Фокус, за 2016 год выручка ООО «Летаем без страха» составила 5,4 млн рублей, чистая прибыль — 407 тысяч рублей.
Наши юзеры — тревожные и мнительные психотипы. Проблема, да?
— Сейчас у нас порядка 65 тысяч юзеров. Процесс собирания пользователей может быть длинным, ведь продукт нишевой и есть проблема с тем, что наши юзеры — аэрофобы, а это тревожные и мнительные психотипы. Проблема, да? Ведь только в таком случае становятся аэрофобом.

Но именно тревожность и мнительность останавливает пользователей от покупки приложения. Они думают, вдруг их обманут или они заплатят, а приложение не будет работать. С другой стороны, против фактов не попрёшь. Более 12 тысяч платящих клиентов — неплохо.
Стоимость приложения SkyGuru Pro в App Store составляет 1490 рублей.










Что видят пользователи, когда попадают в зону турбулентности
— Какие ещё есть способы монетизации?

— Мы сделали API, которое можно предоставлять разным компаниям. Например, можем дать пользователям поисковых систем гораздо более полную информацию о рейсах, чем та, которая есть сейчас. С одним из поисковиков, кстати, у нас даже подписан NDA, мы общаемся на эту тему. В общем, поисковики тоже заинтересованы в работе с нами. А так мы рассчитываем на B2B-сегмент. Интерес у них есть, у нас есть подписанные NDA.
Им не приходило в голову сказать пассажирам «Чуваки, вам покажется, что мы падаем — НО МЫ НЕ ПАДАЕМ».
— Какие дальнейшие планы?

— Среди огромного рынка авиаперевозок, за все 120 лет авиации никто не говорил о психологическом комфорте пассажиров. Никому не приходило в голову сказать им «Чуваки, мы сейчас взлетим на полной тяге, потом уменьшим её, поэтому вам покажется, что мы падаем — НО МЫ НЕ ПАДАЕМ».

Поэтому следующий шаг — производители самолётов будут авиакомпаниям предлагать транспорт уже с нашей технологией, а это совершенно другие деньги.

Алиса Беркана
Авиареволюция: как одно приложение хочет изменить целый рынок