– Сколько инвестиций вы с Артемом привлекли в CarPrice и SmartPrice? – В CarPrice — $52 млн, а в SmartPrice — $5,25 млн.
– Дай советы стартаперам, которым только предстоит питчить. – Никогда не хитрите и не врите инвестору. Прозрачно опишите картину того, что на текущий момент происходит в бизнесе. Любой инвестор, если вы ищете
smart money, а не просто деньги на развитие...
– А в чем отличие? Что такое smart money? – Smart money — это когда инвестор готов помогать тебе строить бизнес, а обычные деньги — когда инвестор рассчитывает получить дивиденды через год-три-пять, и ему не важно, как развивается компания. Я все-таки считаю, что, особенно на ранней стадии, надо привлекать именно smart money. И тут важно рассказать все честно, потому что ты рассчитываешь получить помощь от человека.
– Вернемся к советам. Как привлечь деньги в стартап? – По своему опыту могу точно сказать, что фандрайзинг — это очень сложно! Ты готовишь хорошую презентацию, назначаешь время, чтобы следующие два месяца заниматься привлечением инвестиций, выделяешь под это несколько часов в день, пишешь 100-150 мейлов, получаешь 20-25 встреч, посещаешь эти встречи лично, и на каждой из этих встреч ты обязан рассказать:
- что ты делаешь,
- какая у тебя команда,
- каких финансовых показателей ты планируешь достичь,
- как ты планируешь их достичь,
- почему ты хочешь работать именно с этим инвестором.
Странно смотрится, когда стартапер приходит на встречу и не дает возможности инвестору или инвестиционному фонду задать вопросы. Инвестиционный фонд прорабатывает огромное количество индустрий и компаний. Часто их опыт даже в построении твоего бизнеса гораздо больше, чем твой. Обязательно после презентации оставляйте время на вопросы. Те ответы, которые вы дадите, даже важнее, чем заученные фразы из презентации. Свой бизнес надо знать досконально: какой бы вопрос тебе ни задал инвестор, у тебя должен быть на него свой ответ.