Rusbase
«Если завтра кто-то скопирует нашу платформу, пожму ему руку»
Как проект «Деловая среда» будет учить предпринимательству

Партнерский материал

30.01.2018



В 2018 году «Деловая среда» совместно с Минэкономразвития РФ запускает всероссийскую платформу, где будет собрано все, что необходимо предпринимателю в построении бизнеса — как полезные сервисы, так и контент более чем по двенадцати направлениям: в видео, тексте и других форматах. Партнеры компании помогут зафиксировать знания в сертификатах и дипломах. Аналогов платформы в мире нет.

Главная цель «Деловой среды» — повысить число малых и средних предпринимателей в России за счет обучения практической стороне бизнеса. Общая сумма инвестиций в проект — 600 миллионов рублей (300 миллионов — субсидия от Минэкономразвития, другая половина — средства «Сбербанка»).

Rusbase увидел платформу еще до запуска: это тот случай, когда сайт хочется добавить в закладки заранее, чтобы зарегистрироваться первым. А самое главное — проект не вызывает ощущения «сделанного для галочки».

Мы встретились с Андреем Ваниным — генеральным директором «Деловой среды» и Евгением Домниковым — директором по маркетингу и коммуникациям компании, чтобы обсудить перспективы новой платформы.
Что такое «Деловая среда»?
В МШУ Сколково тишина, а в коттеджах «Деловой среды» кипит работа: здесь находится основной костяк и управление «Деловой среды». Еще 200 человек программируют для проекта из других регионов. Евгений Домников проводит для Rusbase небольшую экскурсию. Мы заходим в чистые аккуратные дома и видим сосредоточенных людей за мониторами компьютеров. На стенах — планы, напоминалки, даты, цифры. В каждом коттедже — свое тематическое граффити. Например, у программистов это — история компьютеров. У юристов — петербургский пейзаж. «Это Rusbase? А мы как раз вас читаем!» — улыбаются они.

«Деловая среда» — дочерняя компания «Сбербанка», которая была основана в 2012 году. Ее миссия — поддержка предпринимательства России. «В России каждый месяц регистрируется около 100 тысяч ООО и ИП. Наша задача — увеличить эти цифры и создать среду обитания для предпринимателя, где он сможет найти все, что нужно», — рассказывает генеральный директор компании Андрей Ванин.

Пока образовательную платформу «Деловая среда» никто не видел. На одноименном сайте — зеленый экран с вензелем. Она работает в тестовом режиме для партнеров и программистов. Мне показали ее под строгим секретом. «А можно мы напишем про лаконичный дизайн? И что основной ее фон — белый, значки серые, а надписи — в фирменных зелено-оранжевых цветах?» «Можно, — отвечает Ванин. — Вы будете первой, кто ее увидит. Платформу оценивают наши программисты и эксперты–партнеры».
Перед тем как продемонстрировать функционал, Ванин показывает большую схему: «Работу над платформой мы начали с исследования: посмотрели, как живет российский предприниматель. Это — карта. Все начинается с вдохновения, затем идет поиск ниши, старт бизнеса, выбор правовой формы, производство, аренда, подбор кадров и так далее. Предпринимателя неизбежно ждут две точки: вход в бизнес и выход. У кого-то выход связан с банкротством, кто-то успешно работает всю жизнь. А кто-то изначально создает компанию на продажу. Между входом и выходом — большая жизнь, огромный цикл процессов. И в России нет ни одной компании, которая бы в этом разбиралась досконально».

Ванин показывает на стену кабинета: она напоминает таблицу Excel, только вместо ячеек — альбомные листы. Сверху — названия сфер и имена главных кураторов, задача которых — помочь собрать грамотный контент и разобраться в сфере.
«Agile-стена» в кабинете Андрея Ванина
«Мы расписались в собственном незнании пути предпринимателя, — Андрей Ванин объясняет идею кураторства. — Поэтому начали искать советников, которые хорошо разбираются в этих циклах. Например, у цикла "Вдохновение" сокуратор — Black Star. Почему именно они? Один из трех совладельцев — Тимати, известный артист. У самих Black Star 13 бизнесов: бургеры, барбершопы, одежда, музыкальный лейбл, одежда, гейминг. Они — успешные предприниматели и могут влиять на молодежь. Если они говорят, что спорт — это круто, люди начинают заниматься спортом. У Black Star есть желание говорить, что предпринимательство — это круто. И их миллионная аудитория пойдет за ними».

Андрей Ванин
Генеральный директор, «Деловая среда»
Black Star создали программу «Люди дела» — это федеральный просветительский проект, который включает в себя медиа-канал, сообщество, международный форум и платформу онлайн-обучения. У себя на YouTube они выпускают ролики с известными предпринимателями, которые делятся бизнес-опытом.
«В треке "привлечение клиентов" сокураторами стали Google и Mail.Ru Group, — продолжает Ванин. — Зачастую привлечение клиентов в России происходит через интернет — социальные сети, "Яндекс.Директ". В блоке "Личная эффективность" сокуратор — признанный эксперт в этой области Глеб Архангельский. Роль сокураторов — наполнить вместе с нами платформу по определенной тематике».

Андрей Ванин
Генеральный директор, «Деловая среда»
Три главных вызова при создании платформы
1. Контент

Мы не смогли бы сделать это в одиночку. Поэтому с нами в плотном режиме работали сокураторы. Когда мы проводили свое исследование, выяснилось, что у предпринимателей есть запрос на фильтрацию большого объема данных, так как в интернете царит хаос: каждый человек, который прошел курс личностного роста считает себя экспертом или тренером. Некачественный контент, «диванный» эксперт, отсутствие рецензии — все это может стать причиной провала и неудачи у начинающего предпринимателя.

Платформа выступает в роли редактора, который с помощью кураторов фильтрует информацию.

Если сейчас ввести в поисковой строке «Как открыть бизнес в России», выйдет несколько десятков тысяч ссылок. Как вы поймете, где правильное? Можно спросить знакомых. Можно потратить время и прочитать все. А можно испугаться, закрыть окно и продолжить строить бизнес по наитию.

Наша платформа не только агрегирует все в одном месте, но еще и рецензирует поток данных.

2. IT

Платформа очень сложная с технической стороны, для разработки были задействованы более 200 IT-специалистов.

Для консультаций мы позвали IT-компанию Gartner. Попросили поискать по миру что-то похожее на нашу идею, чтобы купить разработку и адаптировать ее под Россию. Но ничего похожего не нашлось.

В основе нашей платформы лежит маркетплейс образовательных программ и сервисов. Да, есть такие маркетплейсы как Coursera — самый большой из существующих агрегатор образовательных практик. Есть B2B-маркетплейсы — Alibaba или Amazon, где продаются товары или услуги. Да, ты можешь на сайте заказать продукт и тебе привезут его домой, но ты не можешь таким же образом заказать сервис по бухгалтерии. Его недостаточно раз приобрести: ты должен постоянно обновлять базу и подгружать документы, пересылать письма. Поэтому мы приняли решение разрабатывать новую платформу.

3. Дизайн

Наша целевая аудитория — 5,8 миллиона человек, у которых зарегистрирован бизнес в России. Это все обычные люди — как из Москвы, так и из регионов. Владельцы салонов красоты, шиномонтажники и так далее. Перед нами стояла жесткая задача — сделать интерфейс максимально простым. Мы провели большой конкурс, где взвешивали соотношение качества, значимость проекта и цены. Концепции защищали ведущие дизайнерские бюро. Самое интересное предложение, которое соответствовало всем критериям, было у студии Артемия Лебедева. Это не просто сайт. Его должно быть приятно визуально читать, смотреть.
«Деловая среда» делает ставку не только на уже работающих предпринимателей, но и на молодежь. Тех, кто в будущем станет предпринимателем.

На мой вопрос, чем современные пятнадцатилетние подростки отличаются от своих сверстников, которые росли десять лет назад, Андрей Ванин отвечает так: «Современная молодежь и подростки более свободны от стереотипов — они родились и живут в эпоху Instagram. Поэтому мы и позвали Black Star — чтобы они общались с молодыми на их языке. Да, я уже совсем не "молодежь", но внутренне разделяю их ценности. У меня трое детей. Старшей дочери — 23 года, среднему сыну — 9, младшему — три. Очень многому учусь у детей, потому что у них другие установки, другое восприятие».
Функционал платформы
Каждую точку бизнеса, от входа до выхода, представляет бегунок.

1. Идентификация

Вы идентифицируете себя согласно жизненной ситуации — на каком этапе бизнеса вы сейчас. Если только думаете над запуском — это точка «вдохновение». Или вы только что стартанули и открыли кафе: тогда вы — новый предприниматель. Или вы на этапе подбора персонала — это другая стадия. Выбираете точку — и по клику находите весь актуальный материал.

Например, в блоке «Подбор персонала» вы найдете текст от HH.ru о том, как проводить собеседование, техники интервью от «Курсона», тексты от City Business School — крупнейшего онлайн-MBA и единственного проекта в России, который получил международную аккредитацию на онлайн-образование. Но чтобы упростить выбор, будет еще специальная инструкция по идентификации.

2. Форматы контента

Можно выбрать обучение по уровню восприятия: «читать» — статьи, «смотреть» — видео, «учиться» — курсы, «действовать» — пошаговые инструкции.

3. Ноу-хау платформы

Раздел «Действовать».

«Деловая среда» взяла топ-10 самых распространенных вопросов в поисковике на тему «Хочу открыть» — магазин, кафе, салон красоты и так далее — и позвала экспертов, с которыми разработала несколько пошаговых инструкций: как выбрать локацию и атрибуты, сделать ремонт, привлечь клиентов, какие документы нужны, какую форму — ИП или ООО лучше использовать, какую систему налогообложения выбрать, как нанять хороший персонал, как проверить квалификацию сотрудника, какие расценки на труд в этой категории, на что обратить внимание в Законе о рекламе и другие.

Эксперты тщательно подбирались под нужды аудитории: так, экспертами в области красоты стали не крупные игроки рынка, а успешные представители малого бизнеса. По словам Андрея Ванина, это самый популярный раздел среди предпринимателей, которые тестируют сайт.
Почему проект будет востребован
— У «Сбербанка» уже есть образовательная программа, которая реализуется совместно с Google — «Бизнес класс». Как она будет соотноситься с платформой?
— «Бизнес класс» — это полугодовая программа, в рамках которой люди обучаются предпринимательству. В 2017 году программу прошло 37 тысяч человек, в 2018 году планируем увеличить это число до 100 тысяч. А на платформе «Деловая среда» будет выжимка из этих курсов в формате видеороликов — они будут закрывать одну из ветвей «Старта бизнеса». Если вы захотите, то сможете там обучаться.
— Почему такой проект необходим в России?
— Предпринимательством интересуется все больше людей. Не обязательно строить свой бизнес — достаточно даже просто читать об этом. Наше исследование показало, что большинство провалов бизнеса в России происходят на старте, причем от банальной нехватки знаний.

Моя дочь в 21 год открыла кофейню. Я специально не вмешивался. Через четыре месяца проект закрылся. Почему у нее не получилось? В торговом центре с массовым потоком она начала продавать элитный кофе. Просто не угадала с нишей. Почему? Не было знаний. А наша платформа помогает минимизировать ошибки. Мы не сомневаемся в востребованности проекта.
Граффити в офисе «Деловой среды»
— Предположим, что я хочу открыть свой бизнес и понимаю, что мне не хватает знаний. И выбираю одну из бизнес-школ MBA. Они — ваши конкуренты?
— Нет. Вообще, мы за конкуренцию. Потому что она способствует рождению крутых продуктов. Сама платформа — маркетплейс, для которого партнеры производят контент. Мы как гипермаркет, который выставляет продукты с определенной рецензией. Это интересно всем: у нас не было ни одного отказа от партнеров.
— Как правило, курсы и программы обучения подразумевают получение сертификата или диплома, который я смогу показать работодателю и включить в резюме. У вас на платформе будет такая возможность?
— Некоторые наши партнеры по образованию имеют свои школы, где уже выдают дипломы. Поэтому да, такая практика будет. Та же Coursera этим затягивает клиентов. Если вам очень понравится контент от партнера, никто не помешает поступить к ним на обучение.
— На какой пост-эффект вы рассчитываете?
— Увеличить долю ВВП в бизнесе и число предпринимателей. Мы планируем, что за год на платформе пройдет обучение 100 тысяч человек.
— А если брать срок в пять лет?
— Мы живем в мире, который стремительно меняется. До «Деловой среды» я входил в правление Московского банка «Сбербанка». Раньше «Сбербанк» разрабатывал стратегию на пять лет. Несколько лет назад мы перешли на трехлетнюю корректировку. В 2013 году «Сбербанк» принял стратегию развития на пять лет с корректировкой. А в 2014 году случился кризис. И ни один из сценариев не реализовался. Поэтому мы не мыслим категориями «пять-десять лет». У нас есть задача: определенное число зарегистрированных, обученных пользователей, заполнение платформы сервисов. Мы посмотрим на потребности и реакцию предпринимателей и сделаем корректировку. Для обратной связи будет специальная кнопка.
— Проект реализуется на условиях софинансирования. За сколько лет планируете окупить вложения?
— Около трех лет. Основной источник дохода — платные сервисы.
Партнеры проекта
У платформы более ста партнеров по всем направлениям и два генеральных партнера.

Первый генеральный партнер, «Яндекс», помогает «Деловой среде» по техническому направлению. Компании также рассматривают вариант запуска мобильного приложения с голосовым помощником «Алисой» — для тех, кто едет в машине. Второй генеральный партнер — «Опора России», крупнейшая общественная предпринимательская организация, которая участвует в оценке актуальности контента и говорит «Деловой среде», каких знаний не хватает бизнесменам.

Уже сейчас на сайте внедрены системы на основе Big Data, которые анализируют поведение клиента. Для удобства в будущем появится поиск по ключевым словам и персонализация контента. Регистрация на платформе бесплатная. А раздел «Сервисы» (регистрация бизнеса, открытие банковского счета, онлайн бухгалтерия, поиск персонала, юридическое сопровождение) платный. И хорошая новость: «Деловая среда» будет стараться максимально сохранить образовательный блок бесплатным.
— Как будете привлекать пользователей?
— Всеми средствами: реклама, пиар, интернет, соцсети.
— С какими стереотипами вам и банкам приходится бороться в первую очередь?
— Что открывать свой бизнес страшно. Поэтому один из инструментов нашей работы — блок «Вдохновение», где действующие предприниматели рассказывают о своем пути и тем самым мотивируют аудиторию. Недавно мы просили рассказать свою историю Вадима Дымова: он прошел путь от обычного жителя Владивостока до владельца «колбасной империи». Планируем также отснять подобные короткометражки. Сейчас в процессе три фильма — хотим выпускать их раз в месяц.

Давайте по-честному: в последние 70 лет предпринимательство в России было вырезано. Все страны развивались, а мы стояли на месте. Бум бизнеса в стране начался, как только развалился коммунизм. Задача «Деловой среды» — возрождать предпринимательство. В одиночку с этим не справиться. Но мы не одни. Недавно НТВ вместе с «Внешэкономбанком» запустило реалити-шоу в поддержку стартапов «Идея на миллион» — начинается популяризация на ТВ. В России уже есть лидеры мнений, которые пиарят предпринимательство: вспомните «Бизнес-секреты» Олега Тинькова, канал «Трансформатор» Дмитрия Портнягина, влог Сергея Косенко, «Жизнь Би» Евгения Гаврилина, «Людей Дела» от Black Star. В школах постепенно вводят основы предпринимательства: ученики создают компанию и просчитывают стратегию, финансовый риск. Это важно.

Когда мы начали копаться в истории, выяснилось, что в России много людей, которые известны в кинематографе, литературе, науке. А все предпринимательство заканчивается на Савве Морозове. Истории предпринимательства у нас в принципе нет.

Нужно стремиться к тому, что сейчас делает Китай: там на каждом углу и со всех экранов вещает о бизнесе основатель Alibaba Group Джек Ма. Предприниматель в Китае — национальный герой. Мы также надеемся на прогрессивное сообщество молодых журналистов, которые будут и рассказывать о бизнесе.
— Помимо стереотипов, потенциального предпринимателя у нас пугают коррупция, непрозрачность системы…
— Это вопрос уже не к нам, а к госструктурам. Со своей стороны могу заметить, что в правительстве сейчас виден наплыв неравнодушных адекватных людей, с которыми приятно работать. В том же Минэкономразвития — молодая амбициозная команда, которая радеет за дело.

Я не признаю людей-деструкторов, у которых все плохо. Мне нравятся люди, которые говорят: «Я сделал хорошее дело — сделай как я». Если завтра кто-то скопирует нашу платформу, пожму ему руку — это спровоцирует меня действовать быстрее.

Или, например, нам часто говорят, что в регионах живут плохо. У меня родители в Кемерово — и не хотят переезжать. Я сам туда часто прилетаю.
— У меня есть классная идея. Я могу ее продвинуть или продать через платформу?
— Мы рассматриваем такой вариант. Но не хочу обещать. В теории, платформа технически создана для загрузки разных сервисов. Для продвижения идей существуют отдельные площадки. Стоит ли нам интегрировать такое? Вопрос. Это все нужно тестировать. Если будет запрос — сделаем.
«Академия провалов»: как завалить бизнес
Совместно с одной из бизнес-школ «Деловая среда» создала «Академию провалов»: организаторы взяли 12 самых распространенных «провалов» малого бизнеса (например, «кассовый разрыв» и «правовой риск») и попросили столкнувшихся с этим предпринимателей рассказать подробнее о том, как и почему они закрыли свое дело. А дальше кейсы прокомментировали эксперты ведущих учебных заведений для предпринимателей — ВШЭ и МШУ «Сколково».
Троица аджайла
В кабинете Андрея Ванина на одной из стен — большой граффити с Гагариным, Королевым и Богом. Под конец интервью он рассказывает историю картины.
«Вы знаете, что "Сбербанк" переходит на аджайл-управление? Это передовой подход из IT, в котором нет привычного для корпораций устройства или отделов. Допустим, есть задача построить платформу. На платформе есть конкретные сервисы и команда сотрудников. Например, в блоке «Вдохновение» есть человек, который отвечает за контент, дизайнер, который отрисовывает блок, и программист. И нет никаких иерархий и долгого согласования.

Основной принцип аджайла — работающий продукт важнее исчерпывающей документации. В традиционных корпорациях каждое решение требует согласования. В аджайле делаются конкретные вещи, чтобы продукт увидел рынок. Эта картина символизирует аджайл.

В «Сбербанке» работает более 200 тысяч человек. Есть сотрудники, которые отвечают за Run — это люди, обслуживающие вас непосредственно в офисах каждый день. Есть те, кто отвечает за Change — люди, которые делают продукты, ту же «Деловую среду»: не было продукта — мы его создали. И дальше уже люди из Run будут доносить продукт до аудитории. Есть небольшое число специалистов, которые отвечают за Disrupt — прорывные технологии. Например, Uber — это Disrupt, который изменил традиционную систему бизнеса такси.

Три модальные организации изображены в лице всемирно известных людей. Юрий Гагарин совершил первый полет в Космос — это Run. Королев изменил индустрию: сделал технологию — придумал ракету, это Change. И "высшая" сила — так, как мы ее понимаем, то, создало все на этой планете — Disrupt».

Андрей Ванин
Генеральный директор, «Деловая среда»

Платформа «Деловая среда» будет доступна с 1 февраля.
Автор текста: Екатерина Гаранина
Фото на обложке: Коттеджи в «Сколково», где работает «Деловая среда»
Фотографии: Rusbase
©Rusbase, 2018


Людмила Чумак

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.