Rusbase
Мобильные приложения для пожилых: огромный и недооценённый рынок

Какие приложения для старшего поколения существуют?


26 апреля 2019



Население нашей планеты стареет. В 2017 году, согласно отчету ООН, почти 13% жителей Земли (962 млн) перешагнуло 60-летний рубеж. К 2050 году эта цифра достигнет почти 2 млрд. В России в 2018 году доля пенсионеров составляла 25%, а к середине 2030-х она, по мнению экспертов Росстата, вырастет до 30%.

Есть и хорошие новости: традиционное восприятие старости уже совсем не то, что было раньше. Колоссальный вклад вносит глобальное распространение сотовой связи и интернета. В мире сейчас насчитывается более 4 млрд действующих активных мобильных устройств, а 96% населения Земли живет в зоне покрытия мобильным интернетом.

Rusbase разобрался, какие мобильные приложения сегодня доступны для старшего поколения.
Пожилые — недооценённая аудитория
Согласно исследованию Pew Research Center, смартфонами владеют 74% 50-64 летних людей и 42% лиц старше 65 лет. В России, по данным компании GfK, интернетом пользуется 31 млн людей старше 55 лет. В 2017 году смартфон для выхода в интернет освоили 14% таких россиян.

Все больше пользователей, в том числе в категории 60+, используют приложения для всех сфер жизни. Согласно отчету App Annie, в 2018 году общее число загрузок мобильных приложений во всём мире превысило 194 млрд. Во многих странах работают стартапы, которые охватывают различные сферы жизни пожилых людей. Например, на сайте AngelList можно найти 466 стартапов в категории Elder Care и 134 стартапов категории Senior Citizens.
Однако в России рынок мобильных приложений для категории 60+ до сих пор почти пустой. Причина в том, что долгое время разработчики не рассматривали эту категорию как целевую из-за низкой IT-грамотности.
«В последнее время интерес к возрастной аудитории со стороны разработчиков повысился. Среди основных драйверов можно выделить несколько:

— Насыщение рынка приложений для наиболее активных возрастных аудиторий и поиск свободных ниш со стороны разработчиков;
— Естественный переход пользователей от среднего к пожилому возрасту, сопровождающийся новыми потребностями от приложений;
Широкий ассортимент доступных по цене смартфонов и планшетов.

Среди основных сдерживающих факторов — сложность освоения новых технологий возрастными пользователями, а также низкая осведомленность целевой аудитории о приложениях и возможностях».


Михаил Седых
Заместитель генерального директора по взаимодействию с ключевыми заказчиками компании «Нордавинд»
«Сейчас идет большая недоконкуренция практически во всех категориях мобильных приложений для старшего поколения», — добавляет Анастасия Лазибная, руководитель проекта «Баба Деда».

Алексей Сиднев, генеральный директор Senior Group, выделяет пять основных направлений приложений, которые могли бы быть нужны пожилым людям — это безопасность, здоровье, напоминания, досуг и общение.
«Практически во всех этих направлениях отсутствуют специализированные приложения для пожилых. Приложения, которые есть на рынке, в основном не таргетируются на такую аудиторию и не адаптированы для использования ей».

Алексей Сиднев
Генеральный директор Senior Group
На основании данных, предоставленных экспертами, можно выделить несколько категорий приложений для пожилых, распространенных в России в данный момент:
1
Околомедицинские
Напоминания о приеме лекарств, справочники лекарств, системы мониторинга симптомов болезни, дистанционное консультирование, уход за близкими
2
Адаптационные
Рассчитанные на аудиторию с проблемами слуха, зрения и так далее
3
Информационные
Социальные сервисы, информация о досуге для пожилых
4
Развлекательные
А также приложения для психологической разгрузки, тренировки памяти и улучшения когнитивных способностей
Однако четкое позиционирование именно на аудиторию старшего возраста в нашей стране — редкость среди этих категорий.
Околомедицинские приложения
По данным Statista, в 2017 году общий мировой рынок мобильных медицинских приложений оценивался примерно в 2,4 млрд долларов. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году размер рынка составит более 11 млрд долларов.

Согласно отчету App Annie, собственное здоровье беспокоит не только жителей развитых стран, таких как США, Великобритания и Франция (рост числа установок приложений в категории «Медицина» на 35%), но и жителей стран развивающихся, таких как Бразилия, Индия и Индонезия (+35%, +65%, +110% соответственно). Перед системами здравоохранения разных стран встает совершенно новый класс задач, в связи с чем бурно развиваются технологические компании, решения которых направлены на улучшение процессов обслуживания пожилых людей.

Медицинские и околомедицинские мобильные приложения чаще всего являются частью цифровых решений, которые решают определенные задачи: по уходу, надзору, контролю и так далее. В России они только набирают популярность еще и из-за того, что закон о телемедицине, позволяющий докторам дистанционно оказывать медпомощь пациентам путем проведения телемедицинских консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга, вступил в силу только с января 2018 года.

Один из удачных примеров убер-медицины в России — сервис вызова врачей на дом Doc+. Врачи оказывают консультации через чат, аудио- или видеосвязь с помощью специализированного приложения, разработанного компанией.

Некоторые стартапы в этой категории до сих пор проходят длительные процессы согласований, поэтому на данный момент не готовы рассказывать о своей деятельности.
«Существует большой класс решений, которые осуществляют мониторинг состояния пожилых людей, как правило, с целью экстренного информирования родственников и социальных служб о нештатных ситуациях, таких как падение, долгое отсутствие движения и других подозрительных аномалиях в стандартном поведении человека.

С другой стороны, развивается класс устройств медицинского качества для удаленного наблюдения за состоянием пожилого человека в соответствии с назначениями, которые делает врач. Такой класс технологий всегда неразрывно связан и софтверными решениями, которые также требуют обязательной регистрации в Росздравнадзоре.

Сейчас процесс регистрации медицинского софта довольно запутанный, особенно когда применяются технологии на базе машинного обучения для помощи врачу. Это тормозит развитие рынка».


Сергей Воинов
Руководитель направления «IoT, Электроника, Digital Health» ИТ-кластера Фонда «Сколково»
Это система мониторинга и экстренного вызова помощи. Линейка устройств рассчитана как на пожилых, так и на людей с ограниченными возможностями. Сервис действует в 60 регионах России, охватывает 300 тысяч пользователей, имеет диспетчерский центр 24/7 и ИТ-платформу.

Сигнал поступает от мобильных устройств в диспетчерский центр, а затем перенаправляется в нужную службу — диспетчер звонит в скорую, связывается с родственниками и так далее. Информация о проблемах человека (аллергиях, перенесенных заболеваниях) хранится на сервере компании. Стоимость стандартного подключения — 590 рублей в месяц.

Компания также разработала мобильное приложение Knopka911, которое можно установить через AppStore или Google Play на смартфон или умные часы.
Схема работы «Кнопки жизни»

Бесплатное приложение — часть кардиокомплекса, который также включает кардиофлешку. Позволяет в любой момент за несколько минут получить данные о работе сердца, частоте пульса и уровне стресса. Стоимость кардиофлешки варьируется от 3500 до 12 тысяч рублей.

Приложение скачивается из Google Play или App Store, устанавливается на смартфон или планшет. Оно отображает динамику работы сердца в режиме реального времени, показывает частоту сердечных сокращений и уровень напряженности. Все данные можно отправить в облачный сервис «КардиоОблако», который дает возможность получить дистанционное заключение кардиолога.
«В связи с тематикой решения в целевую аудиторию входит большая доля пожилых людей. Мы провели опросы потенциальных пользователей различного возраста и пола на этапе разработки и после релиза приложения. Анализ показал, что доля людей старше 45 лет составляет более 30% от всего количества пользователей, среди которых 64% мужчин и 36% женщин.

Анализ остальных показателей, таких как география использования, периодичность, модели устройств и других, позволяют сформировать не только перечень требуемых улучшений приложения, но и стратегию продвижения, направленную на популяризацию кардиокомплекса».


Михаил Седых
Заместитель генерального директора по взаимодействию с ключевыми заказчиками компании «Нордавинд»
Система мониторинга помогает снижать риски образования пролежней на 80%. Мониторятся четыре состояния положения тела пациента (переворот на правый или левый бок, на спину и живот) и три события (подъем руки, переворот, падение).

Решение поставляется в виде собранного комплекта устройств, включающего в себя модуль с камерой, датчиками микроклимата, пульсометром и USB-модемом, который нужно включить в сеть питания и установить перед кроватью больного на поставляемый в комплекте штатив для камеры. При включении устройств информация с них автоматически передается на сервер и обрабатывается.

Благодаря встроенному USB-модему решение можно установить в любой точке, где есть доступ к мобильному интернету: оно не требует наличия проводного интернета в помещении или Wi-Fi. Доступ к кабинету пациента и дневнику сиделки осуществляется при помощи входа в личный кабинет на сайте.
Приложения по уходу за близкими
В 2017 году в США выпустили приложение Papa, с помощью которого пожилые люди могут нанимать студентов, чтобы те помогали им по дому или просто проводили с ними время. Разработчики опирались на данные исследований, показывающие, что более всего люди старшего возраста страдают от одиночества.

В России аналогов пока нет, но наиболее похожий функционал у сервиса «Близкие.ру». С помощью сервиса пользователь может вызвать специалиста по уходу на дому для своих пожилых родных. Средняя продолжительность визита составляет около двух часов. Минимальная стоимость услуги — 890 рублей за один визит в день. Компания заранее обговаривает с клиентом список задач, которые специалист должен выполнить во время визита: сходить в магазин, сделать уборку, позаботиться о гигиене подопечного, провести с ним время и так далее. Через мобильное приложение родственники могут контролировать работу специалиста.

Другой пример из этой категории — бесплатное американское приложение Alzheimer's Caregiver Buddy, которое упрощает жизнь людям, ухаживающий за больным Альцгеймером. Приложение позволяет отслеживать симптомы, координировать уход с другими членами семьи или опекунами, а также контролировать назначения и лекарства. В нем также есть справочный центр, где воспитатели могут найти ответы на срочные или часто задаваемые вопросы.
В России ниша информационных мобильных приложений, которые могли бы предоставлять необходимую справочную информацию и помогать осуществлять уход за пожилыми людьми, страдающими от определенной болезни, пока пуста.
Адаптационные приложения
По данным Национального института здоровья США, каждый третий человек в возрасте 65-74 лет совсем не слышит, и почти половина из тех, кто старше 75, имеют проблемы со слухом. Израильская компания AbiliSense разработала приложение, которое постоянно слушает мир вокруг, анализирует звуки и преобразовывает их в сигналы, поступающие на смартфоны, носимые гаджеты и другие IoT-устройства. Приложение, в частности, помогает слабослышащим пожилым людям, живущим самостоятельно, избегать травм и потенциальных угроз (например, краж).

Аналогичных российских разработок пока нет, однако в Google Play можно скачать несколько приложений по распознаванию речи слабослышащим человеком.
Приложение транскрибирует речь в текст в блокноте, который видит человек с нарушением слуха. Ответ можно набрать с помощью сенсорной клавиатуры. Приложение особенно удобно использовать, когда говорят сразу несколько людей, например, за столом или на конференции. Язык распознавания речи можно выбрать в меню, он не ограничивается языком телефона по умолчанию.
Собственные разработки подобных приложений ведут социальные центры. Например, Санкт-Петербургская служба социального медицинского сопровождения «Система Забота» в 2019 году запустила специализированное бесплатное приложение для своих абонентов «Забота 365».

Приложение помогает глухим и другим людям с инвалидностью связываться с остальным миром, дает возможность выбрать тему звонка и нозологию инвалидности. С его помощью человек может позвонить в медицинские и государственные учреждения, поговорить с удаленным оператором или переводчиком жестового языка.
Другой пример приложения, учитывающего особенности физиологии пожилых, а также незрячих и слабовидящих людей — «Определитель купюр». Приложение в конце 2018 года разработала лаборатория «Сенсор-Тех» совместно с «Мегафон».

Пользователь подносит банкноту к камере телефона, и приложение определяет и озвучивает номинал. Для слепоглухих людей предусмотрен вибрационный режим: различным купюрам соответствуют разные типы вибраций. Приложение можно установить на устройства с операционной системой Android или iOS. В ближайшем будущем оно сможет распознавать также евро и доллары.
Есть масса приложений, которые предлагают простой и легкий для чтения интерфейс слабовидящим людям и людям с ограниченными возможностями, например, Magnifying Glass With Light — увеличительное стекло с подсветкой.
Информационные приложения
В последнее время интерес к сфере мобильных приложений со стороны государства заметно вырос.

В 2019 году в России появятся цифровые социальные карты для пенсионеров, которые будут работать в приложении на смартфоне. Пенсионеры смогут воспользоваться приложением, чтобы предъявить свои права на льготы — нужная информация будет зашифрована в QR-коде на экране гаджета. В настоящее время специалисты уже заключают соглашения с магазинами: первыми стали магазины Х5 Retail group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Также обсуждается совместный проект с РЖД.

Осенью 2018 года Дмитрий Медведев поддержал идею создания единого мобильного приложения для пенсионеров. Обсуждается возможность создать базу получателей различных льгот в привязке к их возрасту, в том числе на основе тех больших данных, которые имеются в распоряжении крупных компаний, например, Сбербанка. Нахождение человека в такой базе данных можно фиксировать посредством приложений в мобильных телефонах, а также с помощью пластиковых карт.

Рассматривается также возможность создания мобильного приложения, которое позволяло бы идентифицировать гражданина как пенсионера при приобретении товаров, за которые ему полагается скидка в том или ином магазине.
В 2017 году пенсионный фонд запустил бесплатное мобильное приложение для пенсионеров «ПФР электронные сервисы», доступное для платформ iOS и Android. Для входа в приложение необходимо ввести четырехзначный пин-код и пройти авторизацию с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг. Подтвердить упрощенную или стандартную учетную запись можно как в клиентских службах пенсионного фонда, так и в отделениях МФЦ.

С помощью приложения можно получить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, о пенсии и социальных выплатах. Также есть возможность заказать справки и документы, записаться на прием или направить обращение в онлайн-приемную ПФР.
В некоторых регионах разработаны свои социальные приложения. Например, в Подмосковье это «Мобильный центр социальных услуг» (доступно в iOS и Android). Разработка приложения — часть проекта «Долголетие в Подмосковье». С его помощью пенсионер или инвалид может найти волонтерскую организацию поблизости, узнать, где можно достать ходунки или коляску, вызвать экстренную службу или заказать социальное такси.

Планируется также, что с помощью приложения граждане старшего поколения смогут выбрать досуговые мероприятия на территории своего или соседнего муниципалитета — например, поплавать в бассейне, посетить кинотеатр или заняться йогой. В приложение добавят расписание бесплатных мероприятий для пожилых.
Развлекательные приложения
Согласно отчету App Annie, 74% всей выручки в 2018 году сторам принесли мобильные игры. Сегмент игр для пожилых людей также довольно большой: в основном это игры, тренирующие память, кроссворды, психологические тесты. Однако российские разработчики только начинают осваивать этот сегмент.
«Специализированное российское приложение для пожилых, сталкивающихся с ухудшением работы когнитивных функций мозга, например, из-за деменции, пока отсутствует. Зарубежный образец — Gray Matters.

Приложение позволяет снизить риск развития болезни Альцгеймера, предлагая человеку перестроить свой ежедневный образ жизни. Пользователь каждый день проходит определенные тесты, отвечает на вопросы, ведет дневник, узнает какие-то факты о полезных продуктах и так далее. Фактически человек получает рекомендации, которые разделены по шести основным категориям: физическая активность, сон, питание, снижение стресса, улучшение когнитивных способностей и социализация.

В России уже разработаны онлайн-тренажеры для мозга, но пока нет готовых решений, ориентированных именно на пожилую аудиторию».

Вадим Бараусов
Основатель проекта Vozrastech
Интересен пример зарубежной компании Fountain Digital Labs, которая запустила приложение VIrry VR (в рамках проекта Virry Life) и использует его как средство борьбы с возрастными изменениями мозга у пожилых людей. Человек надевает шлем виртуальной реальности и «переносится» в дикую природу, где может взаимодействовать с животными, например, кормить или изучать их. Партнеры проекта — кенийский заповедник LEWA. Компания провела исследования воздействия виртуальной реальности на психику пожилых людей в гериатрическом центре «Малаховка».

Компания исследовала динамику показателей, отражающих состояние сотрудников и подопечных гериатрического центра при ежедневном взаимодействии с дикой живой природой с помощью приложения,
рассказывает Светлана Драгаева, СЕО Fountain Digital Labs и основатель Virry. В исследовании участвовали 23 подопечных в возрасте 70+ и 52 сотрудника.

Перед первым VR погружением участники проходили тестирование по методике запоминания десяти слов, которую разработал один из основателей нейропсихологии Александр Романович Лурия. Также использовалась авторская методика известного возрастного психолога Екатерины Вадимовны Мурашовой: «свободный рисунок на тему природы» перед первым погружением в среду виртуальной саванны.

До и после VR эксперимента участники отвечали на вопросы, отмечая собственное состояние. Также производилось измерение частоты сердечных сокращений.
Кадр из Virry
«Мы обнаружили, что в 34% случаев посещения VR-саванны подопечные пансионата заметили снижение переживаемых болевых ощущений, а в 40% значимо улучшилось настроение. 58% людей потом обсуждали погружение в виртуальную реальность со своим близкими.

Также мы отметили улучшение когнитивных способностей и рост интереса ко всему новому. Что очень важно — у пожилых людей возникло ощущение, что они помолодели. "Понижение субъективного возраста" — важнейший показатель эффективности, так как уже доказана и в РФ, и в США корреляция между здоровьем и субъективным возрастом».

Светлана Драгаева
СЕО Fountain Digital Labs и основатель Virry
Анастасия Лазибная считает, что в России катастрофически не хватает мобильных приложений для ранних пенсионных возрастных групп, у которых фокус и интересы смещены на другой контент, включая знакомства. Например, до сих пор нет нормально локализованных или созданных специально под российскую аудиторию приложений для знакомств в категории 50+.
Эксперты о рынке
«Основной барьер для aging tech — в отношении. Я сталкиваюсь со стереотипами в отношении пожилых и технологий, эйджизмом, незнанием и нежеланием узнавать больше о жизни старшего поколения. Чем больше будет пожилых людей и чем больше они будут использовать технологии, тем больше на этот рынок будут обращать внимание разработчики, инвесторы и технологические корпорации. Нужно ждать, но активно, вместе раскачивая рынок».

Вадим Бараусов
Основатель проекта Vozrastech
Илья Мурыгин, менеджер по коммуникациям франко-российской компании QRepublik, разрабатывающей инновационные неэлектронные медицинские идентификаторы, видит проблему в том, что пользование мобильными приложениями для пожилых все еще акцентируется больше на их детях, которые куда более лояльны к цифре. Компания работает на зарубежных рынках, 80% розничных пользователей — американцы.
«Со сменой поколения придёт и другая ситуация. Пока в России о здоровье думают в самую последнюю очередь, оставляя решение любых вопросов на авось, и вместе с низкой платежеспособностью населения на данном этапе это не сулит особо красочных перспектив. Не думаю, что какие-либо цифровые продукты для пожилых сейчас могут взорвать рынок — только если ими будут пользоваться их дети».
Илья Мурыгин, менеджер по коммуникациям франко-российской компании QRepublik
«Скорее всего, успешным будет приложение, которое разрабатывается совместно со специалистами по гериатрическому уходу. Senior Group готовы помочь разработчикам и поделиться своей экспертизой, организовать тестирование подобных приложений на наших подопечных в гериатрических центрах, пансионатах и на надомном обслуживании, чтобы совместно создать хороший продукт для многих миллионов пожилых людей и дать им возможность быть современными независимо от возраста, а также показать им, что технический прогресс — это не страшно, а полезно и облегчает быт».

Алексей Сиднев
Генеральный директор Senior Group
«Очень скоро население, которое сейчас активно пользуется цифровыми продуктами, повзрослеет, и как только продукты и сервисы станут просто повседневным товаром, позиционирование "для пожилых" станет нерелевантным. То есть отстройка по типу "мобильный банк для пожилых" станет не нужна — все клиенты будут иметь достаточный пользовательский опыт, и ассоциация с возрастом станет неуместной и где-то даже неэтичной.

С другой стороны, возможность создания нишевых продуктов для пожилых, связанных с какими-то признаками этой группы населения — например, плохое зрение или необходимость управления пенсионными накоплениями — актуальна сейчас и будет использоваться и далее».


Михаил Эрман
Директор бизнес-инкубатора ВШЭ
В 2018 году мировой рынок товаров и услуг для пожилых превысил $436 млрд. По прогнозам AT Kearney, к 2020 году глобальная платёжеспособность людей в возрасте 60 лет достигнет $15 трлн. Объем российского рынка товаров для ухода за пожилыми и немощными людьми, а также товаров для реабилитации оценивается в 30 млрд рублей в год. Это гигантский и пока недооцененный для России рынок.
© Rusbase, 2019
Автор: Ирина Пешкова

Фото на обложке: Dmyrto_Z, Depositphotos
Татьяна Петрущенкова