Бизнес за границей
«Защищаться от подделок бессмысленно. Мы выбрали развитие и рост».
Как робо-конструктор для детей привлек инвесторов и пользователей Kickstarter

10 декабря 2019



Проект Robo Wunderkind базируется в Вене и был основан шесть лет назад тремя выходцами из СНГ. Компания продает по всему миру роботы-конструкторы и за 2018 год сделала выручку в 600 тысяч евро.

Кофаундеры Юрий Левин и Анна Яроцкая рассказали, как был придуман продукт, почему его сложно копировать, чем стартапам помогает Kickstarter, а также про увеличение продаж на Amazon и привлечение инвестиций.
Robo Wunderkind в цифрах
2013 год
Дата основания проекта
15
Число сотрудников
600 тысяч евро
Выручка за 2018 год
149; 179; 249 евро
Цена наборов
Robo Wunderkind: модульные блоки; пример робота; фото для конференции International Baccalaureate в Вене
Анна Яроцкая
Кофаундер
Юрий Левин
Кофаундер
«Многим кажется, что программировать сложно. Мы решаем этот вопрос»
Юрий: Мне 26 лет. Я родился в России, но вырос в Казахстане. В 19 лет переехал в Вену, поступив на факультет архитектуры Венского технического университета. В Robo Wunderkind я уже 4,5 года занимаюсь всем, что связано с дизайном и развитием продукта.

Анна: Я выросла в Украине и получила первое образование там. Затем приехала по обмену в Австрию, училась тут, работала пять лет в консалтинге и инвест-менеджменте. Потом получила магистра в Лондонской школе экономики.

А на конференции для стартапов в Вене уже познакомилась с Юрием и Рустемом (Рустем Акишбеков – сейчас партнер Arkley VC. В 2018 году ушел из проекта, оставив за собой долю в нем. – Прим.). Вместе мы и придумали проект.
Robo Wunderkind

Это конструктор, из модулей которого с помощью приложения можно создать и запрограммировать робота. У роботов могут быть камеры, лазерные указки, сенсоры температуры, LED-дисплей. Конструктор предназначен для детей от 5 лет.
Юрий: Есть мнение, что робототехника, микросхемы, программирование – это круто, но сложно. А мы решили сделать так, чтобы программирование и робототехника были просты, как Lego. Цель нашего проекта – помочь каждому построить что-то свое.

Анна: Меня вдохновила возможность приобщить детей к миру технологий, помочь им получить новые навыки и стать креативными с помощью технологий. Как человек с бизнес-образованием я сделала анализ рынка. В результате пришла к выводу, что тренд обучения программированию есть уже в школьном возрасте, при этом существующие продукты, например, Lego Mindstorms, не подходят для детей младше 11-12 лет. Мы решили создать продукт для детей от 5 лет, так как в этом возрасте формируются интересы и установки ребенка. Мы называем этот возраст «window of opportunity», когда очень легко приобщить ребенка к чему-то новому.
Анна и Юрий
«Инвестиции на старте – 10 тысяч долларов»
– Какими были ваши первые шаги?

Юрий: Мы начинали с простого комплекта Arduino. У нас была идея, а в Казахстане проходил конкурс «Построй свой бизнес». Решили на него податься, хотя продукта по факту не было. Сняли видео и выиграли $10 тысяч. Это были деньги на старт. В самом начале нас было трое (Юрий, Анна и Рустем. – Прим.): мы начали работать над первыми прототипами, делать тесты с пользователями.

Анна: Но для разработки программируемого робота нам надо было понять, как все устроено. Через два месяца после конкурса в Казахстане мы начали подаваться в разные акселераторы, чтобы прокачать продукт и идею. Нас взяли в китайский акселератор HAX, который считается одним из лучших в области hardware. Мы пришли туда с целью сделать из идеи hardware-продукт. Было много вопросов: как производить, где. Четыре месяца мы провели в Шэньчжэне. На тот момент у нас уже был первый прототип, но мы его потом еще много раз переделывали: пробовали разные варианты дизайна.
Акселератор помог понять, на что обращать внимание в разработке продукта, как искать и узнавать своих юзеров, как выбрать фабрику для производства в Китае и строить с ней отношения.
Мы остановились на производстве в Китае, так как там хорошая инфраструктура. 90% поставщиков находятся в пределах одной провинции: встречу с ними можно организовать за несколько часов. Еще китайские фабрики быстро развиваются. Когда мы начинали работать с одним из наших поставщиков, машины на линии обслуживали работники. Через год это уже были robotic arms. И эта фабрика не пионер, просто это нормальное развитие для Китая.

После окончания HAX стали набирать людей в команду. Быстро поняли, что команда должна быть международной, так как это поможет развивать продукт глобально. Первые два инженера были из Канады, третий – из Италии. Мы пользовались и продолжаем пользоваться платформой AngelList. На ней есть кандидаты, которым интересны именно стартапы. И многие открыты к переезду в другую страну.
Про факапы и доработку продукта
– В вашей команде есть сотрудники из восьми разных стран. Что это дает?

Анна:
У нас три офиса: главный – в Вене, еще есть в Чикаго и в Шэньчжэне. В штате 15 человек: это инженеры, маркетинг, те, кто работает с дистрибьюторами. В команду хорошо вписываются люди с международным опытом – у них разные подходы к решению проблем, и это очень помогает.

– Сколько времени прошло от идеи до готового продукта?

Анна: Три года. Было несколько фаз развития проекта: акселератор, набор команды, кампания на Kickstarter, запуск производства, поиск инвесторов. Пока мы продолжаем стабильно работать с партнерами. Запускаем сейчас новое поколение продукта на Kickstarter.

Юрий: У нас несколько раз менялась концепция – переделывали продукт. Было много факапов с технической стороны, когда мы думали, что уже ничего не получится. Например, была ситуация, когда не работали коннекторы. Мы тестировали дизайн, и когда вышли коннекторы, поняли, что кубики разваливаются. Пришлось переделывать все. Из-за того, что продукт сложный, потратили много времени: от момента участия в акселераторе до шиппинга первой партии прошло три года.

Мы около года прорабатывали только разные варианты дизайна, тестировали, собирали фидбэк. Потом работали над электроникой, производством пресс-форм. Изготовление пресс-форм – трудоемкий процесс, потому что внесение любого изменения занимает три недели, и только потом пресс-форму можно протестировать.

В первой версии мы ориентировались на дизайн. В начале этот процесс вызвал много проблем: мы отливали сперва пластиковый «скелет», потом на него добавляли силиконовую часть. Никак не могли отладить машину, которая отливала силикон – он был не того цвета, появлялись пузыри. Решили отказаться от этого и переделали весь пластик. Сборка стала занимать меньше времени. Сейчас оптимизируем дизайн.
То, что мы запускаем сейчас – третья версия продукта. Первая версия была дорогой, мы поменяли внутри все электронику и компоненты. А сейчас обновляем пластик, дизайн и упрощаем процесс производства.

– Расскажите человеку, который видел конструктор только на картинке – как он работает?

Юрий:
Конструктор состоит из кубиков, которые полностью совместимы с Lego. Вы можете соединять блоки и запрограммировать их через приложение, а также подключить все к интернету. Например, можно сделать так, чтобы как только кто-то заходит в комнату, начинала играть музыка.

Сейчас у нас есть два приложения: Robo Live и Robo Code. Приложения, как и блоки, следуют цветовой логике, где синий – это моторы, красный – сенсоры, желтый – свет и дисплей, оранжевый – звуки. Robo Live ориентировано на детей помладше и представляет собой remote control, или джойстик, с помощью которого можно управлять роботом. Robo Code – приложение, где ребенок может запрограммировать робота, используя различные команды и условия, а потом сохранить проект и вернуться к нему.
Констурктор Robo Wunderkind

Чем хорош Kickstarter для стартапа
– Что дает вам как стартапу Kickstarter?

Юрий:
С одной стороны, для нас это реалити-чек для проверки того, что мы сделали: мы смотрим, как реагируют люди. Во время первой кампании у нас были клиенты из 60 стран – это вау. Мало что даст такой охват. Если бы мы анонсировали продукт на сайте или Facebook, никто бы не заметил. С другой, не у всех стартапов есть возможность презентоваться или пропитчиться на большой площадке. Kickstarter дает возможность заявить о себе молодым проектам. (В 2015 году в рамках первой кампании проект собрал $246 тысяч вместо объявленных $70 тысяч. Тогда конструктор заказали 1100 человек. – Прим.)

Как привлечь инвестиции
– На разных стадиях проекта вы привлекли более $2 млн. Расскажите, как так получилось. Как привлекали инвесторов, как презентовались им?

Анна:
Конечно, отказы были, это часть процесса, и это нормально. Сперва ты общаешься с большим количеством инвесторов, мы были в контакте с минимум тремя сотнями, потом более детальное общение, повторные звонки и встречи – примерно с сорока инвесторами. На протяжении трех лет в нас вложились 10 инвесторов. Редко кто готов предложить финансирование сразу после первой презентации.
Инвестору интересно наблюдать за проектом, смотреть, как он растет, какие результаты достигаются, какую ценность проект приносит в мир.
Главное – показывать рост, тогда откроются новые возможности.

Финансирование к нам пришло от микса из венчурных фондов, бизнес-ангелов и family office. В Европе вообще очень много так называемых family office. И часто у них больше денег, чем у венчурных фондов, и они более гибкие в плане принятия решений.

«Рынок робототехники продолжает расти»
– На какие рынки продаж вы ориентируетесь?

Анна:
Немецкоговорящая Европа – 30%, США – 30%. У нас есть партнеры в России – 10% и Китае – 20%, которые продвигают нас в образовательных учреждениях. Плюс недавно присоединилась Скандинавия – 10% от всех продаж.

Рынок робототехники продолжает расти. Больше всего конкурентов приходит из Азии. Они быстро делают hardware-продукты. Но наш продукт – часть образовательного концепта. Поэтому мы конкурируем и отличаемся комплексным подходом: у нас не только робот. Мы еще думаем о том, как этот продукт может нести дополнительную ценность в школах или домах. Мы заметили, что самые свежие и классные идеи приходят от юзеров: чтобы они могли делиться и вдохновлять друг друга своими проектами, мы создаем комьюнити вокруг бренда.
Наш опыт работы помогает хорошо понять учителей в Европе и США, Германии, Австрии. Стараемся вникнуть в то, как мыслят преподаватели и родители. Так как мы находимся в Европе, мы понимаем менталитет потребителей, и это тоже помогает обгонять конкурентов.

Наши ближайшие конкуренты – Wonder Workshop и Sphero, однако оба продукта не модульные. То есть это уже целые роботы, дети не могут их собирать. А нам модульность позволяет выигрышно смотреться перед образовательными учреждениями, требования которых к таким продуктам, как наш, возрастают. Sphero (стоимость роботов на официальном сайте продукта – от $39 до $599. Шесть разных вариаций) немного дешевле, чем Robo Wunderkind, и является сильным конкурентом. Также есть LittleBits (стоимость продукта на официальном сайте – от $149 до $4999), но их продукт более сложный и предназначен для детей постарше.

– Вы как-то защищаете себя от копирования?

Анна:
Мы продумываем работу с партнерами. При этом защита от подделки – продолжение развития.

Юрий: Защищаться от подделок бессмысленно. Но мы можем развиваться и расти. У нас есть алгоритм проверки оригинальности кубиков. Даже если сделать такой же продукт, он будет несовместим с нашими кубиками.

Анна: Можно потратить больше усилий на защиту от плагиата, чем на развитие. Мы предпочитаем развиваться.
Почему мы отказались от конструктора за $699 (Нажмите, чтобы развернуть)
Раньше наш самый дорогой конструктор стоил $699, но мы поняли, что пользователи хотят сами выбирать, какой именно набор функций им интересен. В 2020 мы запустим продажу отдельных кубиков, которые можно будет купить на такую же или даже большую сумму.

«Российская продукция может быть и лучше, и хуже иностранной»
– А как мыслят учителя?

Анна:
В Америке они стараются быть лучшими и быть в тренде. Наш продукт помогает учителям формировать готовые уроки или находить идеи. В Европе другая система – образование там бесплатное, поэтому инициатива идет не от учителей, а от правительства. В Германии, например, запустили дополнительное финансирование цифровизации школ, на которое в год будет тратиться миллиард евро.

В Европе много организаций, которые помогают использовать диджитал-инструменты. В начальных школах Германии и Австрии один педагог преподает все предметы. Для них мы делаем учебные планы и уроки, которые, например, помогают совместить программирование и изучение новых слов. Еще у нас есть проект изучения правил дорожного движения вместе с Robo Wunderkind. Например, дети строят и программируют светофор, а потом разыгрывают сценки на тему дорожного движения.

Юрий: Нам помогает простота. Некоторые учителя сами только начинают изучать программирование. Наш продукт прост в обращении, и его легко внедрить в обучение.

Анна: Поэтому на всех рынках мы работаем с партнерами – дистрибьюторами или реселлерами, которые продают школам программы по запросу. У таких проектов есть уже готовые каталоги. Это работает лучше, потому что предложение более кастомизировано. Такое партнерство помогает продаваться, продвигать наш продукт на рынке. Они знают, как все устроено.
Иногда в рамках партнерств мы понимаем, что из-за специфики конкретного рынка требуется дополнение плана уроков, и мы это делаем – в команде Robo Wunderkind есть профессиональные педагоги.

Партнеры часто ближе к клиентам, чем мы, могут приехать и сразу все показать. При этом партнеры берут от 15 до 40% комиссии. Условно, если рекомендуемая производителем цена для потребителя составляет 100 рублей, то партнеры покупают у нас за 60–85 рублей: со скидкой от 15 до 40% в зависимости от объемов.

А родители покупают продукт через Kickstarter, Amazon и напрямую через наш сайт. У нас сезонные продажи: b2с покупают больше всего под Новый год и Рождество.
40–50% всех продаж – b2c, через Amazon и сайт, 50–60% – b2b, через партнеров.
В России у нас примерно 10% от всех продаж. Мы сотрудничаем с образовательными учреждениями и планируем развивать и масштабировать продажи.

Приятно, что в России ценится математика и другие точные науки, есть интерес к программированию – даже сильнее, чем в Европе. Дети в России меньше боятся и проявляют креативность, которая удивляет даже нас самих. У нас был случай, когда мальчик 8 лет построил роботизированную станцию для кормления кошки. Или маленький кухонный комбайн. Чтобы ребенок в 8 лет задумался о таком – это же здорово! Для нас это будущее, которое хочется поддерживать и развивать.
Как привлекать юзеров и прессу
– Как вы продвигаете себя?

Анна:
Мы участвуем в разных мероприятиях и активно работаем с прессой. Многие приходят к нам сами, в основном с мероприятий – международных EduTech-выставок, воркшопов для детей и учителей, семейных ивентов вроде Maker Faire и так далее.

Мы тоже генерируем новости. Они должны быть постоянно. Не стоит их высасывать из пальца, но постоянно напоминать о себе нужно. Мы стараемся продвигать меня как female founder, так как в Европе и США это очень востребованная тема и об этом часто пишут. За нашим продуктом стоит серьезная работа педагогов, поэтому мы стараемся предоставлять статьи и комментарии для профильных журналов. Еще стремимся попадать в как можно большее количество праздничных календарей и обзоров.

Юрий: Для наших юзеров мы стали устраивать челленджи. Ежемесячно проводим конкурс на лучший проект по заданной теме. Пользователи публикуют свои проекты в Instagram с хэштегом. По итогам месяца мы выбираем победителя, который получает приз. Сейчас все проекты собраны в Instagram и YouTube. Но мы поняли, как важно для наших пользователей иметь единую платформу, где они будут, с одной стороны, черпать вдохновение и находить идеи проектов, а с другой – делиться своими проектами. Эта идея будет реализована в будущем поколении продукта – в приложении.
– Расскажите про продажи через Amazon.

Анна:
Это главная площадка для всех, кто продает товары по всему миру. Он очень популярен в США и Европе. У нас фокус на продажах через Amazon и свой сайт.

Amazon – это долгий путь. Бренд там нужно постоянно продвигать, чтобы люди его находили. Наши продажи на Amazon сильно драйвят упоминания в прессе, также мы постоянно оптимизируем страницы товаров, работаем с клиентами, чтобы они были довольны и оставляли отзывы.

Еще работаем с рекламными инструментами на самой площадке, общаемся с командой Amazon, которая поддерживает нас в маркетинговых планах и дает уникальные возможности по продвижению. Например, два месяца назад мы смогли поучаствовать в тренинге по продажам от Amazon, а недавно они отобрали нас в список финалистов Amazon Small Business Awards. Неделю назад мы принимали у себя в офисе их команду: они сняли о нас репортаж, который сами же и продвигают.

Все эти активности бесплатные, но чтобы дойти до признания Amazon, понадобился год активной работы. По сути, на Amazon ты делаешь еще один веб-сайт, который отдельно продвигаешь.
Проект попал в специальный список Amazon. Октябрь, 2019
«Рынок допобразования в технической сфере вырастет в 10 раз
Сегодня школьное образование в сфере программирования и робототехники в России развивается по двум направлениям: в рамках общего образования (государственные и частные школы) и дополнительного образования (кружки и секции).

Что касается школ, то здесь ключевым фактором для развития является нацпроект «Образование». Он предусматривает модернизацию уроков «Технология» в школах. Новую концепцию утвердили в конце 2018 года. Она предполагает введение таких предметов, как программирование, 3D-моделирование, прототипирование, робототехника и системы автоматического управления, технологии «умного дома», интернета вещей и так далее.

В наиболее продвинутых школах уже есть инженерные классы, где это преподают. Например, наши «РОББО Классы» закупили 130 российских школ. Но в масштабах страны доступность получения образования по инженерным специальностям в школах низкая. Чаще всего этот происходит точечно и отдается «на откуп» директорам школ, которые не всегда готовы к переменам. Менее чем в 5% школ есть соответствующее оборудование, в основном преподавание технологии и информатики идет с использованием устаревших методик.

Если говорить про сферу дополнительного детского образования, то технические кружки, в том числе программирования и робототехники, посещает не более 7% ребят. Но мы видим, что к этому растет интерес. Мы ожидаем, что в ближайшие пять лет рынок дополнительного образования в технической сфере вырастет в 10 раз, в том числе благодаря государственным инициативам.

Один из факторов бурного роста рынка образовательных проектов в робототехнике – локальный бэби-бум 2008-2016 годов: все больше детей посещают кружки дополнительного образования и раннего развития. Родители хотят быть «хорошими» и стремятся обеспечить ребенку разностороннее развитие.

Растущий рынок дает отличные возможности как для расширения бизнеса, так и для выхода новых EduTech-проектов. С точки зрения идеи и цены Robo Wunderkind вполне конкурентоспособен на российском рынке.

Павел Фролов
CEO образовательной робототехники «РОББО»
© Rusbase, 2019
Автор: Екатерина Гаранина
Фотографии: пресс-кит проекта, а также страница проекта в Facebook



Екатерина Гаранина-Карпова
«Защищаться от подделок бессмысленно. Мы выбрали развитие и рост». Как конструктор для детей привлек инвесторов и «взорвал» Kickstarter