Rusbase
Безрельсовые трамваи, автономные капсулы, летающее такси — как мир переходит на транспорт будущего
9 июля 2018



Подробнее о новых видах транспорта
в России можно прочитать в этой статье.
Экологически чистый и безопасный общественный транспорт уже сейчас начинает появляться на дорогах городов России. Власти Москвы в конце прошлого года объявили тендер на закупку 300 электробусов для транспортных сетей города и намерены закупать еще по 300 таких машин в год, а к 2021 году — и вовсе отказаться от дизельного общественного транспорта. В Санкт-Петербурге по разным маршрутам курсирует до сотни троллейбусов с автономным ходом, которые используются на отдельных городских участках как электробусы. Электрические автобусы российского, белорусского, китайского и финского производства также появляются в автопарках Екатеринбурга, Тулы, Курска, Ростова-на-Дону, Тамбова и других городов России.

Российские разработчики интересуются также беспилотными технологиями общественного транспорта. Испытания собственных беспилотных автобусов уже сейчас проводят автохолдинги Volgabus и КамАЗ. Кроме этого власти России проявляют интерес к транспортным технологиям компании Hyperloop One, объявив о сотрудничестве с американской корпорацией, в частности, при проектировании новой сверхскоростной ветки Hyperloop между портом Зарубино в России и китайским городом Хуньчунь на Дальнем Востоке.
Однако большинство транспортных технологий приходят в Россию с Запада. Значительную поддержку создателям новых решений в сфере пассажироперевозок оказывают власти США, а также правительства стран Европы и Азии. Rusbase предлагает читателям узнать, как общественный транспорт будущего внедряют в разных регионах мира.
Какие задачи решает новый общественный транспорт
Разработчики технологий для транспорта будущего ставят перед собой несколько задач, соответствующих актуальным проблемам отрасли. Одна из них — сокращение времени на пассажироперевозки. Новые решения для экономии времени пассажиров традиционно предлагают проектировщики высокоскоростных поездов. Над технологиями в этой области продолжают работать инженеры из Японии, Южной Кореи, Франции и других стран. Альтернативой таких разработок может стать технология вакуумного поезда Hyperloop, разработанная американским предпринимателем Илоном Маском — согласно проекту, поезд передвигается с помощью воздушной подушки внутри трубы.

Другой целью изобретателей в транспортной индустрии является экономия энергоресурсов и улучшение экологии городов. Добиться этого можно за счет отказа от углеводородного топлива и перехода автобусов на электроэнергию и биотопливо. Проблема безопасности при перевозке пассажиров (как известно, 90% аварий на дорогах происходят по вине водителя) может быть решена с помощью беспилотных транспортных технологий, уже сейчас внедряющихся такими компаниями, как Google, Uber и Tesla. Другой глобальной проблемой остаются пробки и загруженность дорог в больших городах. Здесь помочь должны новые транспортные системы, позволяющие пассажирам передвигаться над городским транспортным потоком по выделенным линиям. Кроме того, эту проблему могут решить технологические компании, разрабатывающие в своих лабораториях новые модели летающих такси.

Но как инновации в транспортной индустрии распределены географически? Чтобы представить более полную картину развития общественного транспорта в мире, мы разделили информацию на три сегмента по названию континентов, использующих новые технологии.
Америка
В США компания Hyperloop One продолжает тестировать сверхскоростные поезда и строить первые участки трубопроводов. Родина технологии Hyperloop — Соединенные Штаты. Поэтому первые рабочие ветки Hyperloop прокладываются именно здесь. Тестирование системы на участке DevLoop проходит в пустыне к северу от Лас-Вегаса. Специалисты говорят, что оно уже подходит к концу. Кроме того, ветки Hyperloop должны появиться в округе Кингс в Центральной Калифорнии, в тоннелях под Лос-Анджелесом, а также между городами Хьюстон и Даллас в Техасе.
Города США также становятся полигонами для внедрения беспилотных летающих такси. В ноябре 2017 года менеджер по продукту Uber Джефф Холден заявил, что к 2020 году новый транспорт появится в Лос-Анджелесе и техасском Далласе. Помогать в запуске этого проекта компании Uber будет космическое агентство NASA.

Власти Калифорнии вносят свой вклад и в развитие другого перспективного вида общественного транспорта. Губернатор штата Джерри Браун сообщил в январе этого года, что в Калифорнии может появиться первая в его стране «зеленая» железная дорога. Новая транспортная система будет представлять собой электрифицированную железную дорогу, поезда которой получают энергию от возобновляемых источников. Высокоскоростная ветка должна протянуться более чем на 800 миль (1 300 км), соединив американские города Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сан-Диего.

Разработчики японской компании Panasonic также планируют начать тестировать новые транспортные технологии в Штатах. Известный производитель электроники разрабатывает инфраструктуру «умного города» недалеко от Денвера, штат Колорадо. Проект должен завершиться к 2026 году. В новом населенном пункте будут испытываться последние разработки технологичного городского дизайна. Кроме «умных» дорог, бесплатного Wi-Fi, светодиодных уличных фонарей, датчиков загрязнения воздуха и солнечных батарей, здесь также найдется место и для беспилотных автобусов.
Проект «умного города» недалеко от Денвера, США
Изображение: Business Insider
Другой «умный город» строят в соседней с США Канаде. Здесь в Торонто должен появиться умный район, который станет местом тестирования технологий адаптивных светофоров, модульных домов, роботов-курьеров и грузовых дронов, при этом основными транспортными средствами для жителей района будут беспилотные маршрутки и велосипеды. Автором проекта выступил холдинг Alphabet, владеющий Google Inc.

Канадские власти начинают внедрять в стране также технологию Hyperloop. Кандидатом из Канады, попавшим в число десяти международных проектов, представленных на рассмотрение компании Hyperloop One, стал маршрут Монреаль — Торонто. Благодаря вакуумному поезду время в пути для пассажиров, добирающихся из Монреаля в Торонто, может сократиться с пяти часов до 39 минут.

Одним из немногих проектов в мире, получивших официальную поддержку государственных властей, стал проект канадского подразделения Bell Helicopter, предполагающий разработку беспилотных версий вертолетов и городского аэротакси. Весной 2018 года стало известно, что власти Канады уже инвестировали в эти разработки $49,5 млн.
Азия
Оценивать возможности транспорта будущего продолжают в странах Азии. В январе 2018 года китайские СМИ сообщили, что город Шэньчжэнь в Китае с населением 12 млн человек завершил перевод наземного общественного транспорта на электрическую тягу. В результате все 16 359 автобусов Шэньчжэня теперь ездят на электричестве, вообще не используя дизельное топливо.
Автобус Шэньчжэня
Изображение: Quartz
Между тем, еще в сентябре 2017 года, в Пекине начались испытания первой полностью автоматизированной линии метро «Яньшань — Фаншань». В новых пекинских поездах нет кабин машинистов, а эксплуатацией и техобслуживанием линии занимается «умная» система.

В октябре прошлого года по улицам китайских городов также начали курсировать другие новые транспортные средства. Крупнейший в мире производитель поездов — китайская корпорация CRRC — разработал трамвай, которому не нужны рельсы. Он перемещается не по рельсам, а по дороге с разметкой, сделанной специально под него.
Трамвай без рельсов
Фото: Daily Mail
Еще одним городом, активно инвестирующим в развитие общественного транспорта, является Дубай в ОАЭ. В 2016 году американские компании Hyperloop Technologies и Hyperloop Transportation Technologies одновременно заявили о готовности построить высокоскоростную ветку Hyperloop между Абу-Даби и Дубаем. Сегодня строительство участка продолжается. Новый поезд позволит сократить время пассажиров в пути между городами с часа до 8–15 минут.

В Дубае также продолжают тестировать пассажирские дроны. Их внедрением здесь занимается не только транспортный гигант Uber, но и немецкие производители беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, в феврале 2018 года правительство Дубая представило своим гражданам проект другого беспилотного общественного транспорта — автономные капсулы, передвигающиеся по выделенным линиям автомобильных дорог, предназначенные для поездки на короткие и средние расстояния.
Автономные капсулы
Фото: Gulf News
Одним из самых технологически развитых регионов мира остается островное государство Сингапур. Здесь проходят первые в мире испытания беспилотного такси, а сразу за легковым транспортом тестируются беспилотные автобусы, выход на маршруты которых запланирован уже на 2022 год. При этом на территории кампуса Национального университета Сингапура продолжаются испытания французского электробуса, который заряжается за 20 секунд, а правительство республики уже запустило тендер на создание системы общественного транспорта, которая будет работать по требованию пассажиров.
Французский электробус, тестируемый в Сингапуре
Фото: New Atlas
К перспективным транспортным системам присматриваются власти Тель-Авива. Израильский стартап SkyTran еще в 2013 году представил местному правительству технологию городского транспорта, работающего на магнитной подвеске. Эта система должна стать экологически чистой, дешевой, быстрой и удобной альтернативой автомобилям и автобусам. Легкие вагончики SkyTran перемещаются на высоте шести метров над уровнем земли и могут разгоняться до 240 км/ч. Возможности другого похожего проекта — гиропоезда Dahir Insaat, передвигающегося над городским транспортным потоком с помощью гироскопа, — сегодня изучают также власти Катара.
Транспортная ветка SkyTran
Фото: SkyTran
Перспективными транспортными средствами интересуются и в Индии. Несмотря на то, что в индийском правительстве намерены запретить использование беспилотных автомобилей ради сохранения в стране рабочих мест, тем не менее уже через три года здесь может появиться первая ветка Hyperloop, а местные специалисты предлагают индийским властям запустить первые пассажирские беспилотные капсулы, перемещающиеся по канатной дороге, в окрестностях Дели.
Европа
Европейские страны известны своей любовью к экологически чистым и компактным видам городского транспорта. Поэтому здесь популярны весьма демократичные способы борьбы с глобальными транспортными проблемами. Один из примеров — стремительное развитие рынка электрических велосипедов за последние годы в Германии, Франции, Италии и других странах ЕС.

Пока европейские пешеходы и автомобилисты постепенно пересаживаются на байки, американская компания Uber разрабатывает планы выхода на европейский рынок проката электровелосипедов. Глава Uber Дар Хосровшахи в июне этого года заявил, что его компания намерена запустить в Европе новый сервис Jump, который позволит арендовать электровелосипеды без участия станций проката. Первый пилотный проект Jump к концу лета должен появиться в Германии.

Большинство крупных городов Европы продолжают также поддерживать программы развития электротранспорта. Одним из лидеров в Европе по внедрению электромобилей в городскую среду остаются Нидерланды. Именно здесь находится самый крупный электробусный парк Старого Света, обслуживающий участок между Амстердамом и аэропортом Схипхол. В парке голландской компании числится 100 сочлененных электробусов VDL Citea SLFA Electric, выпущенных местной автобусостроительной компанией.
Автобусный парк VDL
Фото: Авто Ревю
Несколько иной подход к развитию «зеленого» транспорта выбрали власти Великобритании. В конце 2017 года стало известно, что транспортное управление Лондона намерено в ближайшее время перевести часть автобусов в британской столице на биотопливо, изготовленное из кофейной гущи. В состав нового топлива входит масло, полученное из кофейной гущи, и дизель. Однако этот шаг властей — не первый подобный опыт для транспортных компаний Лондона: биотопливо, изготовленное из животного жира и масла для жарки, уже используется на 9 500 автобусах столицы Великобритании.

Индустрия общественного транспорта в Европе развивается также за счет беспилотных технологий. В январе прошлого года городские власти Парижа запустили два беспилотных мини-автобуса по маршруту между Лионским вокзалом и вокзалом Аустерлитц. У парижских автобусов, вмещающих до 12 человек, нет не только водителя, но и ярко выраженной передней или задней части. Прибыв к месту назначения, он может, не разворачиваясь, сразу же двинуться обратно, подобно вагону фуникулера.

В 2018 году первые беспилотные автобусы также вышли на улицы Стокгольма и Хельсинки. В шведской столице автобус курсирует по дорогам одного из микрорайонов города среди обычного транспорта со скоростью 20 км/ч. А в столице Финляндии беспилотный автобус тестируется на первом в Хельсинки постоянном длинном маршруте Helsinki Robusline. При этом осенью испытания беспилотных автобусов должны будут начаться в других районах финской столицы.
Новые технологии общественного транспорта разрабатывают также конструкторы Беларуси. Здесь испытывают модели автобусов, которые парят над землей, держась за струнные рельсы. Пути для этих транспортных средств лежат на специальных опорах, выдерживающих большие нагрузки. В белорусской компании говорят, что их проектом уже заинтересовались власти Индии, стран Ближнего Востока, Молдовы и России.
©Rusbase, 2018
Автор: Антон Кузнецов
Фото на обложке: Unsplash


Людмила Чумак

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.