Новости

Александр Брызгалов: любой проект – это всегда команда

Новости
Команда Rusbase
Команда Rusbase

Редактор проекта Rusbase

Команда Rusbase
Александр Брызгалов: любой проект – это всегда команда

бльорпаСтремительное развитие IT-технологий, включая мобильный сегмент, вызывает всё более активный интерес инвесторов к проектам в этой сфере. Вслед за западными коллегами российские венчурные капиталисты медленно, но верно открывают для себя перспективный рынок приложений для мобильных устройств. Руководитель Венчурного партнёра ОАО "Российская венчурная компания" Александр Брызгалов рассказал о своем профессиональном и личном интересе к мобильным приложениям в коротком интервью.

- Западный рынок мобильных приложений развивается с невероятной скоростью. Скажите, а каким Вам видится российский рынок мобильных устройств и приложений в настоящий момент?

- Полагаю, что мы стоим на пороге массовой "мобилизации": как в России, так и во всём мире. Современные гаджеты позволяют очень многое и сейчас будет чрезвычайно быстрый и бурный рост всего, что связанно с мобильными приложениями. Я в шутку говорю, что традиционные сайты и даже Web 2.0, в общем-то, уже "прошлый век". Мы сейчас переходим к тому, что все должно работать через мобильные приложения и гаджеты. Это просто и удобно. Смартфоны есть у каждого активного юзера. Они практически всегда с нами, в отличие от ноутбука, который даже из-за двух килограммов веса носить с собой не хочется. Убеждён - Мир стоит на пороге взрывного роста рынка мобильных приложений.

- А какие еще направления инвестиций Вам кажутся наиболее перспективными на данный момент?

- Если применительно к мобильным приложениям, то правильное направление сейчас – это формирование групп разработчиков для того, чтобы занимать лидирующие позиции. Требуется разработка большого количества приложений для разных заказчиков, включая средний ценовой сегмент и VIP- заказчиков. Поэтому первичное направление - это вложение в группы разработчиков, которые способны делать это быстро и качественно. При этом, безусловно, могут на рынке появляться приложения, которые сами по себе быстро и активно будут расти. Думаю, что здесь будет работать обычное правило венчурных капиталистов – "золотая десятка", когда из десяти проинвестированных приложений одно-два может "полететь" и принести достаточно серьёзный доход. Несколько приложений могут быть менее доходными, но окупиться. А какие-то – станут убыточными. Хотя, с учётом того, что мобильные приложения могут быстро запускаться при сравнительно малых бюджетах, это правило может трансформироваться в "золотую двадцатку" или даже "золотую тридцатку".

- В России отрасль мобильных технологий только начинает зарождаться. Как вы думаете, готовы ли российские разработчики мобильных приложений конкурировать с западными специалистами?

- Полностью готовы. Потому как SDK (прим. Software Development Kit), который необходим для мобильных операционных систем, доступен всем на равных условиях, а значит, весь вопрос в квалификации и креативности специалиста. С точки зрения креативности россияне всегда были на хорошем уровне. Да и с точки зрения профессионализма сейчас нет ощутимой разницы между американскими, нашими и, скажем, индийскими или бразильскими разработчиками. За счет глобализации стандарты одинаковы для всех, а IT отрасль ориентирована исключительно на глобальные вещи. Если говорить о деловой "наглости" и желании выйти на рынок, то, безусловно, россияне здорово проигрывают. Американцы, например, сразу нацелены на то, чтобы создать продукт общемирового использования. А многие россияне пока ещё думают: "Нам бы сначала здесь у себя поработать, ну, а потом мы, может быть, помечтаем о мире". 

Нужно ориентироваться только на целевую аудиторию и смотреть, как она себя может вести себя в разных странах. Конечно же, всем инвесторам интересно, чтобы проект имел глобальные перспективы. Считаю, что для мобильных приложений вообще нет никаких ограничений. Как говорится: "Apple Store, он и в Африке Apple Store".

- Может ли просто разработчик, так сказать "с улицы", прийти к Вам со своей идеей и предложить ее для финансирования?

- По-хорошему, разработчик не только с идеей должен прийти. Если он называется разработчиком, значит он должен прийти с какой-то реализацией того, что он уже сделал. Т.е. просто написанная или даже красиво написанная идея никого из инвесторов не заинтересует. Есть хорошая американская поговорка – "Кто идею придумал – один доллар получит. Кто идею реализовал – десять долларов получит. А кто идею смог реализовать и продать - получает сто долларов". Поэтому первая стадия - чистая идея - совсем не интересует, а вот уже вторая стадия, когда есть идея и какая-то реализация - это уже намного интереснее.

- Назовите типичные ошибки предпринимателей, которые подстерегают их в начале пути?

- Частая ошибка, когда люди свою идею считают абсолютно гениальной и не очень-то хотят ее трансформировать, в силу изменения рыночной ситуации, появления конкурентов или из-за не приятия идеи целевой аудиторией. Порой бывает идея действительно чудесная и замечательная, но она чуть-чуть опережает свое время - нужно немного выждать либо слегка трансформироваться. А посему гордыня – не только ошибка, но и грех. Смотреть же нужно исключительно в бизнес и его нужность потребителям.

- Александр, вам неоднократно приходилось оценивать самые разные стартапы, в том числе стартапы разработчиков мобильных приложений. Можете ли вы выделить какие-либо специфические черты, свойственные проектам данной сферы?

- Динамика и скорость – вот две главные особенности. Мобильные приложения можно сделать довольно быстро. Если есть реакция рынка, имеет смысл сразу же делать вторую и третью версию приложения. От момента задумки до реализации проходит очень мало времени, и в этом главное отличие от тех же веб-сервисов. Сегодня эта отрасль в России только зарождается и стартаперского сообщества, которое бы аккумулировало в себе исключительно мобильные приложения, на сегодняшний момент в стране нет. Ваш конкурс будет первым.

- Для успеха стартапа нужно стараться развивать свою идею, скажите какие еще важные пункты, что еще необходимо для успехов стартапов?

- Первично, на мой взгляд, грамотная команда. Для небольшого стартапа два-три, максимум четыре человека вполне достаточно. Правильно организованная команда и обязательное наличие харизматичного Лидера, который способен "зажечь" и организовать ребят, а также и привлечь необходимые инвестиции. Очень важно чтобы идея проекта позволяла активное расширение горизонта. Нужно, чтобы первичная идея содержала возможность развития проекта в четырех-пяти направлениях. Порою "выстрелить" может не то направление, о котором больше всего думали разработчики на старте проекта.

- Александр, каких мобильных приложений не хватает именно вам? Какие ваши любимые мобильные предложения, если такие есть?

- На мой взгляд, мобильных приложений, связанных с игровой индустрией достаточно много: для этого нет необходимости ни в какой мотивации, в том числе венчурной. Это уже сложившийся сегмент. Очень важным является направление, связанное со здоровьем человека - диагностика по самочувствию молодых и более взрослых людей. К примеру: мы с утра проснулись под будильник и нам выдается некий прогноз на сегодняшний день - с учётом текущего самочувствия имеет смысл идти на фитнес или не нет, нужно ли поднимать штангу или лучше поплавать, стоит ли идти вечером на свидание или лучше сходить в фитнес. Мне кажется, что смартфон должен стать таким объективным другом, он должен быть частью человека. Такие приложения очень нужны. На западном рынке их достаточно много, но они фрагментарны и решают какую-то очень узкую задачу. Это не правильно. Приложения, которые дают комплексную оценку самочувствия человека чрезвычайно важны, так как здоровье – это "страшилка" номер один в мире.

- Александр, а каким смартфоном вы пользуетесь? На какой операционной системе?

- Будучи поклонником Apple, конечно же, iPhone и iOS. Хотя, покупая недавно для сотрудников ультра-новый смартфон под Android, я им немного "поигрался" и поймал себя на мысли, что если бы я четыре года назад не перешёл на iPhone, а только сейчас выбирал для себя то или иное решение, то, я бы очень серьезно задумался о выборе аппарата. Глобальные технологии и конкуренция стали очень быстро выравнивать уровень между смартфонами различных платформ.

Но бренд есть бренд. Есть уважение к тому, что было уже сделано и надежда на то, что все это будет активно развиваться дальше.

Читайте более полную версию интервью здесь: apps4all.ru

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase