RB.RU узнал у предпринимателей и топ-менеджеров, какие ниши будут актуальны для бизнеса в 2025 году. Среди них — внедрение искусственного интеллекта (ИИ), бизнес-аналитика, онлайн-психология и экологически чистые продукты.
Ставка на искусственный интеллект
В 2025 году будут перспективны бизнесы, внедряющие ИИ в AdTech, заявил RB.RU СЕО IT-платформы умного поиска клиентов для бизнеса «Кнам» Дениса Зайченко.
По его словам, российский рынок испытывает дефицит рекламных каналов после ухода крупных платформ, таких как Facebook*, Instagram* и Google, что ведет к росту стоимости привлечения клиентов и увеличению конкуренции, а значит растут затраты на маркетинг.
«В условиях цифровизации компании вынуждены оптимизировать продажи и рекламные кампании», — считает Зайченко.
Директор операционной дирекции АО «ТЭК-Торг» Евгений Карасев говорит, что в 2025 году новой перспективной нишей для бизнеса станет обеспечение безопасности при внедрении ИИ из-за роста числа инцидентов в этой сфере. Еще одна, связанная с предыдущей, ниша для развития бизнеса — это конфиденциальные вычисления, к ней можно добавить ведение бизнес-аналитики на базе ИИ.
«Вопрос скорости принятия решений в бизнесе, в том числе неочевидных и на большом объеме данных, актуален всегда. Помимо скорости развитие технологий позволяет сократить операционные расходы на бизнес-анализ», — добавил Карасев.
Основатель коммуникационного агентства Factura Lab Дарья Фащевских полагает, что перспективной нишей может стать обучение внедрению ИИ и связанная с этим консалтинговая деятельность. По ее словам, в России уже около 40% компаний малого и среднего бизнеса используют ИИ в своей операционной деятельности, а больше половины крупнейших российских компаний внедрили ИИ хотя бы в одну из бизнес-функций. Фащевских добавила, что всем, кто внедряет ИИ, потребуются решения по интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы на базе недорогих решений.
По словам Зайченко, в целом IT-отрасль в 2025 году — одна из самых перспективных из-за продолжающейся государственной поддержки, которая включает налоговые льготы, гранты и субсидии. Это существенно снижает финансовые риски и стимулирует инвестиции в исследования и разработки, а участие стартапов в акселерационных программах предоставляет доступ к экспертным знаниям и сетям контактов, облегчая выход на новые рынки и привлечение партнеров, добавляет он.
Выгодный FinTech
По мнению экономиста Константина Церазова, самым перспективным направлением инвестиций в 2025 году станет FinTech как катализатор распространения роботов в банках и брокерских компаниях.
«Классические банки и брокерские компании столкнутся с вопросом выживания в условиях растущей конкуренции со стороны цифровых коммуникаций. Чтобы сохранить свою роль, классическому финансовому сектору нужно будет трансформироваться», — говорит экономист.
Церазов добавил, что в 2025 году инвесторам будет выгодно вкладывать средства в перспективные финтех-стартапы.
«Грамотное внедрение инноваций будет стоить дороже, чем нефть. Тот, кто будет иметь доступ к самым передовым открытиям, которые дает FinTech, сможет обеспечить стратегическое преимущество в новой мировой экономике, в которой меняются многолетние устои», — считает он.
По мнению экономиста, блокчейн и ИИ для полного раскрытия потенциала нуждаются в цифровых банкинге и брокерских услугах. «Мы будем видеть стремительный рост рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) в России. Пока что можно фиксировать невероятно сильную недооценку потенциала ЦФА для получения доступа к капиталу», — полагает экономист.
Бизнес на людях
Еще одна выгодна ниша — это инвестиции в людей, обращает внимание Церазов.
«Чутье, коммуникабельность и человеческая креативность недоступны нейросетям. Сам ИИ был создан человеком, и следующие ключевые инновации будут также сделаны людьми. Часть таких открытий, не менее интересных, чем ИИ, мы увидим уже в 2025 году», — заключил экономист.
Фащевских из Factura Lab добавляет, что заработать смогут и онлайн-психологи.
«Сейчас уровень тревожности, стресса и в то же время внимания к своему внутреннему состоянию, к выстраиваю work-life balance только растет. Для успешного развития бизнеса в этой сфере важно уделять внимание качеству как услуг, так и сервиса, а также технологическим решениям. Именно те, кто сможет предложить качественные решения, смогут занять свою нишу на этом быстрорастущем рынке», — говорит она.
Электронная торговля
В 2025 году перспективной нишей для малого бизнеса останется e-commerce, считает руководитель агентства «Соломка» Дмитрий Захарьев.
«Все, что связано с нишевыми товарами, локальными производителями и удобными сервисами доставки, будет в России особенно востребовано», — говорит он. На пике спроса останутся услуги доставки, в том числе курьерской. Еще одно возможное направление — работа с экологически чистыми продуктами. Захарьев также отмечает перспективность работы в области кибербезопасности из-за роста кибератак, утечек данных и поиском решений для защиты своей информации.
СРО (chief product officer) «Яндекс Go для бизнеса» Екатерина Никитина указывает на ниши, связанные с сотрудничеством со странами Азии и БРИКС. По ее словам, клиенты сервиса «Командировки» платформы «Яндекс Go для бизнеса» в 2024 году чаще отправлялись в деловые поездки в Азию и на Восток — в Китай, Вьетнам, Индию и Иран.
«Именно там предприниматели начинают выстраивать прочные деловые связи: локализуют производства и, наоборот, экспортируют туда свои товары. Этого тренда в 2025 году продолжат придерживаться ритейл, особенно fashion-направление. Такие бизнесы все чаще распространяют товары через крупные e-com площадки и digital-каналы, что упрощает выход на рынок и позволяет минимизировать затраты на создание собственной инфраструктуры», — считает Никитина.
Выстраивание новых логистических цепочек между Россией и этими странами позволяет малому и среднему бизнесу занять роль посредников и организаторов грузоперевозок между крупными российскими предприятиями и азиатскими производителями.
Визуализация данных
Генеральный директор российской IT-компании «ГрафТех» Петр Василенко считает, что одним из трендов 2025 года станет визуализация данных на фоне увеличивающихся информационных потоков.
«Людям все сложнее воспринимать информацию в текстовом варианте, даже если она изложена в емком и понятном, но 10-страничном документе», — сказал он.
Кроме того, растет спрос на относительно новый продукт коллаборации визуального мышления — онлайн-доски, говорит Василенко.
«После ухода западных вендоров с российского рынка спрос на эти инструменты только увеличился, и теперь их применяют не только стартапы и малый бизнес, но и крупные корпорации, государственные учреждения и компании нефтегазового сектора», — констатирует он.
Еще одной перспективной нишей в 2025 году может стать создание экосистемных продуктов.
«Основным вызовом для российского рынка графических редакторов стала поддержка форматов техфайлов, созданных в зарубежных продуктах и теперь недоступных из-за санкций. Стремление отечественных разработчиков создать решения, способные поддерживать разнообразные форматы, стало стимулом для возникновения на рынке графических редакторов экосистем», — считает Василенко.
* корпорация Meta признана в России экстремистской организацией и запрещена
Фото на обложке: cienpies /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как попасть в топ поисковой выдачи Ozon»
- 1 Apple анонсировала презентацию нового устройства
- 2 Apple внедрит в iPhone китайский ИИ от Alibaba
- 3 Отец инвестора Синегубко оказался владельцем 33% в medtech-сервисе «НаПоправку»
- 4 Минцифры объявило дату запуска платформы для подтверждения IT-навыков