В конце 2011 года
Fast Lane Ventures – один из самых активных в России венчурных фондов. Эксперты Fast Lane анализируют успешные кейсы, запущенные в разных странах, и оценивают их перспективность в России. Проекты, которые на других рынках показали себя сильными игроками, адаптируются для России. Таким образом, Fast Lane лучше всех знают, какие тенденции будут успешными и прибыльными. Татьяна поделилась этим ценным знанием.
Общие тренды
Итак, какие тренды зародились в 2011 году и продолжат развитие в 2012?
— Америка – не единственный игрок
За лидерство в интернете соревнуются проекты из разных стран. В пятерке лучших уже китайский Baidu, японские и корейские проекты тоже наращивают мощности. В двадцатку вошли Яндекс и Mail.ru. Татьяна прогнозирует, что в скором времени в списке сильнейших появится еще больше российских проектов. Европейские проекты (Shaznam. Spotify, Waze, Sondcloud) освоились на локальных рынках и завоевывают позиции на мировой арене.
Это значит, что можно обкатать бизнес-модель на российском рынке, и смело выходить заграницу.
— Мобильный интернет продолжает расти
Увеличивается количество владельцев смартфонов, которые становятся дешевле и мощнее. В России 12 миллионов пользователей мобильного интернета, однако этот тренд игнорируется.
Скорее всего, в будущем году ситуация поменяется, и бизнес будет уделять гораздо больше внимания мобильным технологиям.
— Электронная коммерция
Несмотря на кризис и перенасыщенность рынка, электронная коммерция продолжала расти в США в течение всего года. Это происходит благодаря:
- мобильному интернету, который упрощает и ускоряет покупку (Amazon и E-bay выпустили свои мобильные приложения);
- развитию купонного бизнеса;
- росту покупок по рекомендации;
- развитию электронных платежей;
- геолокационным сервисам, которые связывают онлайн и оффлайн.
Электронная коммерция в США пытается упростить путь от желания купить до получения товара.
— Реклама
Тенденции рекламного рынка в США справедливы и для России. Сохраняется огромный потенциал для роста рекламы в интернете. В 2012 году специалисты предсказывают «бум» видеорекламы. Растет необходимость вовлекать пользователя, а не вызывать его раздражение; отсюда — интеграция рекламы с внешним видом сайта. Среди других особенностей: развитие веб-аналитика, автоматизация рекламных технологий.
В будущем году главным трендом рекламного рынка в мире станет поиск способов повышения эффективности.
Кроме понимания общих тенденций, 2011-ый год принес ряд бизнес-моделей, которые доказали свою жизнеспособность. Татьяна подробно рассказала о том, какие проекты стали в минувшем году инновационными и продемонстрировали необычную и прибыльную бизнес-модель.
Издание BusinessInsider проанализировало 15 стартапов, которые появились в 2010-2011 годах и получили оценку более $100 млн. Типичный представитель этой когорты – Airbnb. Проект появился случайно и за пару лет добился оценки в миллиард долларов. Еще один яркий молодой проект – Square, компания, которая разработала девайс, превращающий iPhon в терминал для прогона кредитных карт. Все эти проекты очень разные, однако можно выделить несколько областей, разработки в которых наиболее интересны рынку:
— Платежи
Это необходимая часть развития коммерции в интернете, поэтому любой проект, который позволяет платить проще и удобнее, потенциально успешен. Например, проект Boku.com позволяет платить с мобильного телефона.
Проекты, который нашли свою нишу и «поймали волну», могут взлететь очень быстро. Проект Tumbrl вошел в десятку самых посещаемых сайтов в США за считанное время. И в области мобильных приложений все еще остаются непаханые поля, которые можно занять и стать лидером.
— Медицина
Эта сфера никогда не потеряет актуальности, поэтому все новшества в области медицины будут приветствоваться рынком. Например, проект ZocDoc.com позволяет пациентам записываться на прием.
— Пользовательский контент
Проекты из этой сферы получают огромную посещаемость и интерес аудитории, но многие ихз них до сих пор не имеют четкой бизнес-модели. Например, Quora.com – смесь Википедии, блогов и социальной сети, или Pinterest.com, посещаемость которого за три месяца выросла на 4000%.
— Облачные сервисы
Облачные проекты приближают будущее, в котором, возможно, пользователям не потребуются устройства хранения, и вся информация будет в «облаках». Типичные представители вида – Dropbox.com и Cloudflare.com.
А что в России?
— Высокие технологии
Одним из самых сильных игроков в приобретении стартапов стал Яндекс. В настоящий момент он самый активный стратегический инвестор, скупающий стартапы в области высоких технологий. Таким проектов на российском рынке немного – как правило, стартапы построены на «эксплуатации браузера» и маркетинге, а не на инновационных внедрениях.
— Интернет-магазины
В России редко инвестируют в электронную коммерцию; в 2011 инвестиции получили интернет-магазины Ozon, Kupivip, Sapato, Lamoda. Эксперты из Fast Lane считают этот год поворотным – в будущем в российский e-commerce будут инвестировать больше и чаще.
— Туризм
Впервые наблюдаются вложения в трэвл-проекты: AnywayAnyday, Ostrovok. Однако в данном сегменте ограниченно количество бизнес—моделей.
— Видео
На этом рынке есть место нескольким игрокам, пока же самыми сильными остаются Now.ru и Twigle.
— Региональность
В 2012 году наиболее востребованными будут проекты, затрагивающие региональные рынки, которые в России остаются неосвоенными.
Одна из важных особенностей интернета, отмечает Татьяна – его бинарность: проект может быть либо «номером один», либо нулём. Рынок сегментируется, и проекты получают возможность занимать лидерские позиции в небольших нишах. Инвесторы будут обращать внимание именно на лидеров, поэтому проектам важно иметь стратегию доминирования.
В канун Нового года мы пригласили на Feedback шесть проектов из самых разных ниш.
Top Delivery – уже работающая система логистики, которая позволяет интернет-магазинам осваивать региональные рынки. Решается проблема сложной доставки в регионах и некачественной работы почты: TopDelivery полностью берет на себя все проблемы по доставке, делает ее быстрой, недорогой (дешевле, чем EMC), и, в конечном счете, помогает магазину расширять круг покупателей за счет других городов. Создатель Top delivery Глеб Никулин отмечает, что им выгодно делать свою работу хорошо: если доставка пройдет гладко, покупатель будет снова и снова делать покупки в магазине, а Top Delivery будет снова и снова получать заказы на доставку. Среди клиентов компании – «Экспедиция», «Клуб красоты». Проект ищут интернет-магазины, которые готовы работать с региональным покупателем.
Just Borrow – социальный сервис взаимодействий, который помогает людям решать деликатные проблемы, связанные с одалживанием вещей и денег. Just Borrow фиксирует, кто, что и кому дал в долг, и автоматически напоминает о сроке возврата вещи. Помимо этого на сервисе составляются рейтинги надежности пользователей, возможен поиск вещей, которые готовы одолжить участники. Монетизация сервиса будет происходить за счет процента с возмещения ущерба и сделки, страховых депозитов. Также возможно размещение рекламы, сервис покупок, платный API для взаимодействия компаний.
SFBP.ru (sell fast buy profitable) – сервис, которые позволит юридическим лицам искать продавцов или покупателей товаров и услуг. Это альтернатива тендерам, работающая по принципу обратных аукционов. Преимущество использования сервиса для покупателя – возможность выбрать наиболее выгодное предложение. Участники Feedback обратили внимание на то, что цена – не единственный аспект, по которому выбирается поставщик товаров и услуг, и было бы полезно продумать отображение других факторов во время проведения обратного аукциона.
Treningo – ресурс, который позволяет организациям подбирать тренинги и курсы для своих сотрудников. Вместо общения с большим количеством тренинговых компаний, можно разместить заявку на Treningo; она будет отправлена всем подходящим специалистам, которые в ответ пришлют свои программы и предложения. Компании остается только выбрать подходящее. Со стороны заказчиков аудиторией Treningo являются HR-менеджеры и CEO, со стороны исполнителей – индивидуальные тренеры и организации. Сайт получает свой процент с каждой сделки, которую заключил тренер, или получает от него абонентскую плату. Заказчик также может приобрести возможность прямой связи с исполнителями за абонентскую плату.
My Day Track помогает чаще видеться с друзьями. Зачастую это не получается, так как не удается спланировать день: нужно обзвонить всех, выяснить план, скоординировать их. Сервис решает эту проблему, позволяя создавать и вести общие планы, координировать их с индивидуальным графиком и в результате – оставлять время на встречи с друзьями. В My Day Track можно видеть, когда друг свободен, где он сейчас и куда собирается потом. Существующие планеры и календари рассчитаны на деловые встречи и мероприятия, а для развлечений сейчас чаще используется Twitter. My Day Track становится специализированным сервисом, которые позволяет делиться планами только с интересными людьми. Монетизируется проект за счет рекомендаций мест и мероприятий.
Проект "Суррогаты" - сервис свиданий «под ключ». Молодые люди, которым не хватает времени, чтобы знакомиться даже по интернету, могут доверить это специалистам сервиса. Нужно только сообщить требования к девушке. Для пользователя создается профайл и начинается поиск подходящей девушки. Информация о девушках, которые после онлайн-общения согласны встретиться в жизни, передается пользователю. Таким образом, пользователь экономит время на общении в интернете, и по-настоящему общается с девушкой уже в реальной жизни. Услуги сервиса платные, и стоимость зависит от количества требований, которые предъявляются к искомой девушке (от 500 рублей за назначенное свидание). У участников Feedback проект вызвал живой интерес, включая замечания о том, что сама концепция очень неднозначна :).
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как самозанятому стать ИП»
- 1 Облачный бизнес Google вырос на 35% в третьем квартале
- 2 Американские венчурные инвесторы вложили $37,5 млрд в рамках 2794 сделок в III квартале
- 3 Meta* отчиталась о превышающих прогнозы прибылях в первом квартале 2024 года
- 4 Поколение Z считает «экипировку» цифрового аватара важнее реального образа — 56%
ВОЗМОЖНОСТИ
03 декабря 2024
03 декабря 2024
04 декабря 2024