Top.Mail.Ru
Новости

Geeks on a plane. Путевые заметки

Новости
Виталий Полехин
Виталий Полехин

Управляющий партнер фонда Venture Angels, член Совета венчурного рынка

Виталий Полехин

Geeks on a plane  - тур для инвесторов и стартапов и по изучению технологических инновационных рынков по всему миру, организованный 500 startups.

Geeks on a plane. Путевые заметки
  1. Новости

500 startups  - это фонд посевных и ранних стадий, с акселерационной программой и суммами инвестиций от 25 до 250 тысяч долларов в проекты по всему миру, количество которых в портфеле всемирно известного акселератора из Кремниевой долины уже перевалило за 600.

Geeks on a plane  - тур для инвесторов и стартапов по изучению технологических инновационных рынков по всему миру, организованный 500 startups.

В этот раз Dave Mcclure повез участников венчурного рынка по Ближнему Востоку - посмотреть местную сцену (у которой одна миссия - объединить всех в стартап-экосистему) и исследовать межстрановые возможности в области инноваций. Изучать текущие тренды в интернете, мобильных приложениях и других технологических платформах нам предстоит в Стамбуле, Аммане, Абу-Даби и Дубае.

Прилетев в Стамбул и получив бесплатные наклейки и футболки, мы отправились изучать местные интернет-компании. Выбор пал на разработчика социальных игр Peak Games. Это быстро развивающаяся компания, Турция, Ближний Восток, Северная Африка дают им около 30 миллионов активных пользователей и 3-е место в глобальном рейтинге разработчиков социальных игр. Насчет 3-го места в глобальном рейтинге у меня есть серьезные сомнения, но где-то в пятерке мировых топов она есть.

И вообще, получив инвестиции от Hummingbird Ventures и Earlybird Venture Capital, компания чувствует себя очень неплохо. Во всем, кроме места в рейтинге, она мне сильно напомнила российский Pixonic, включая активную девушку-предпринимателя и хипстерский офис. Что касается финансовых показателей, то они, к сожалению, не раскрылись, несмотря на мою настойчивость в этом вопросе и сильном желании сравнить. В общем, рынок Турции и MENA (Ближний Восток и Северная Африка) дают им около 145 миллионов интернет-пользователей, 40 миллионов из них  - пользователи мобильных приложений. Добавьте к этому 90 миллионов пользователей Facebook и станет понятно, почему они обычно запускают игры сразу на трех платформах. Хотя в мобильные игры при запуске идет минимум инвестиций – смотрят на реакцию, не всегда хиты социальных сетей правильно воспринимаются пользователями мобильных платформ. Сейчас 15 кроссплатформенных игр им дают 12 миллионов активных пользователей в день. Они также гордятся скоростью развития и особенно тем, что  достигли показателя 10 миллионов пользователей всего за 270 дней. Да, если сравнить с Twitter и Facebook, которые сделали это за 780 и 850 дней соответственно, то результат впечатляющий. Еще одним выдающимся результатом является средняя продолжительность жизни игры, которая составляет 1 год. Для сравнения – средний показатель по отрасли - 3 месяца. Это не удивительно, так как им удалось вывести в онлайн турецкую игру камней ОКЕЙ, история которой насчитывает более 300 лет. 81% турецких пользователей Facebook установили ОКЕЙ (каждый третий Турок). Это также дает им средний показатель продолжительности сессий в 90 минут против средней по индустрии в 15-20 минут. Есть чему поучиться.

Следующая компания встретила нас большим красным биллиардным столом. Удобные кушетки, боксерские груши, пуфики перед игровыми консолями и мягкие диваны для расслабления – типичный набор интернет-компании.

Компания Yemek Sepeti (в переводе с турецкого означает «Продовольственная Корзина») напомнила мне российский Delivery Club во всем, кроме офиса и на порядок большего количества пользователей. Тоже агрегатор доставки еды из ресторанов, тоже лидер в регионе. На данный момент 60 тысяч заказов в день из 9600 подписанных ресторанов и 2 миллиона голодных и злых пользователей, которых обслуживают 300 сотрудников компании. Несмотря на интересные цифры – это еще только 6% от рынка онлайн-заказов, который составляет 1 миллион доставок в день. Рестораны сами приходят, так как у тех, кто уже сотрудничает, доля заказов через Yemek Sepeti составляет 35%. Потенциал огромный, поэтому они стараются активно расти и за счет покупки агрегаторов в других регионах, таких как Foodonclick.com на Ближнем Востоке. В 2012 году они получили 44 миллиона долларов от General Atlantic и Endeavor Catalyst, сделав свой первый за 5 лет кэш аут. В моделях продвижения используют не только традиционный для этой отрасли AdWords, но и Facebook, и прочие вещи. Странным был эксперимент с рекламой на телевидении, которая в Турции превзошла все ожидания. Как говорится, удивительное рядом.

Дружно пообедав турецкими пирогами с айраном, предварительно заказанными с помощью Yemek Sepeti, мы поехали в офис еще одного турецкого лидера, но уже в области освещения жизни простых стартаперов – технологического блога Webrazzi.com.

Послушав специальный отчет о турецкой экосистеме интернет-стартапов от представителей шести акселераторов, мы посмотрели питчи 10-ти наиболее перспективных проектов. Описание двух из них может сказать о многом: новая социальная сеть и платформа для поиска недвижимости. В общем, все как у нас – кто-то делает, а кто-то питчит. Дэйв в прямом эфире поделился своими соображениями, на что он смотрит при выборе стартапов для инвестиций. Как оказалось, это совсем не рынок, который всегда неоднозначен, и не команда, понять потенциал которой с первого взгляда бывает сложно. Важным является наличие способности что-то делать руками  - воплощать свою идею. В общем, подход грамотный, и при инвестировании от 25 тысяч долларов деньги уходят не на зарплаты и разработку, а усовершенствование и продвижение продукта. При их количестве инвестиций, давно переваливших за 500 стартапов , и экзитах на уровне оценки в 20-100 миллионов долларов, не дожидаясь миллиардов, больше ничего и не нужно. Инвестируя в проекты по всему миру, Dave считает наличие 50-100 миллионов жителей достаточным, чтобы делать локальный стартап в своей стране и никуда не ехать (сами придут, сами предложат).

Несмотря на футболку с надписью “Don’t pitch me bro!”, которую предусмотрительно надел с утра, Dave был атакован местными предпринимателями, каждый из которых считал своим долгом повторить питч лично.

Много еще чего хочется рассказать, но, как всегда, самое интересное происходит в неофициальной части. А эту часть не дает обнародовать подписанный Release and Waiver Agreement. Поэтому - при личной встрече. 

Продолжение следует… Мы едем на Турецкую Технологическую Конференцию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

14 декабря 2024