Отличное интервью с выдающимся учёным, инженером и предпринимателем Луисом Да Сильва. Луис Б. Да Сильва является генеральным директором компании Cobalt Consulting — технологического инкубатора, расположенного в г. Ливемор (Калифорния). Сейчас Луис готовится к приезду в Россию для участия в Стартап Академии СКОЛКОВО, занятия которой начнутся 1 июня. А пока он поделился своим мнением по поводу предпринимательства в России и перспективных трендов.
- У вас есть опыт работы с российскими проектами?
- У меня есть несколько проектов в России. Но в большинстве случаев это своего рода идеи, которые я подал и развил. Я работал с многими людьми в России: это были и врачи, и инженеры, и ученые.
- А есть ли смысл ехать в Кремниевую Долину или же среда интеграции стартапов и в России достаточно хорошо развита и нет необходимости переезжать в другую страну?
- Это очень хороший вопрос. Вы знаете, Кремниевая Долина уникальна, даже для Соединенных Штатов это уникальное явление. Там люди мыслят стартапами. В Кремниевой Долине своего рода другая атмосфера, которой вы не найдете например, во Флориде. Когда я разговаривал и работал с ребятами из России, у меня было ощущение, что у них есть те же вдохновение и энергия, чтобы запускать стартапы. Поэтому я думаю, что здесь есть нужный дух, и вы определенно можете стартовать здесь, вам не обязательно ехать в Кремниевую Долину, чтобы начать делать свой проект. Мне кажется, что вы можете сделать это в России. Но, думаю, это будет чуть сложнее, чем в Кремниевой Долине.
- С какими дополнительными проблемами придется столкнуться разработчику технологических проектов, например, в сравнении с интернет-проектами?
- Хороший вопрос. В разработке продуктов есть масса проблем. Многие из них связаны с издержками. Если вы делаете, например, программное обеспечение, то можете переписать программу или вообще удалить её, и это всегда будут временные затраты. Здесь нет материальных издержкек. Если вы разрабатываете какой-то компонент и ваш дизайнер делает ошибку, вы теряете время, деньги, и еще вы теряете ценность этого компонента. Таким образом, это гораздо более дорогая часть работы, здесь ошибки стоят дороже, а издержкек больше. В большинстве случаев, на этой стадии люди часто смотрят на возврат инвестиций в оборудование, технологии или продукты.
- А какие трудности вязаны с привлечением инвестиций?
- Я бы сказал, что если вы в данный момент ищете деньги и у вас есть хорошая модель или, к примеру, программный проект, то вы их найдете, вам не нужно десять миллионов долларов. Когда я занимаюсь разработкой медицинских устройств в Соединенных Штатах, мне нужно как минимум тридцать миллионов долларов в зависимости от проекта, только чтобы дойти до клинических испытаний, чтобы провести исследование. Это стоило мне десять тысяч долларов на одного пациента. Никакой программный продукт не будет стоить столько. Так что это гораздо более дорогостоящее дело, чем разработка ПО. И я думаю, с точки зрения инвестиций люди смотрят на него как на возможность быстрого возврата инвестиций, нежели как на развитие реального физического продукта.
- Как лучше поступить, если у вас есть технологичный проект? Стоит ли идти в большую корпорацию и пытаться продать ей свою идею, или все-таки лучше реализовывать ее самостоятельно?
- Снова хороший вопрос. Вот какой подход вы встретите в наиболее крупных корпорациях в наши дни, если ваша идея находится на ранней стадии. У вас есть идея с массой рисков, а они не очень заинтересованы в экспериментах. Им гораздо проще поддержать вас, чтобы вы развивали их сами, и включиться, когда вы вплотную подбираетесь к выпуску продукта, и вам нужен маркетинг. Вам нужна маркетинговая машина на сто миллионов долларов, большая корпорация. Вот тогда они могут быть очень заинтересованы в приобретении вашего продукта. Но пока в нем есть какие-то технические проблемы, большие корпорации будут готовы соскочить. Я работал с несколькими большими компаниями над парой идей, и они им нравились, но в обоих случаях они хотели, чтобы я закончил продукт, подготовил его к продажам, и тогда бы они тоже вложились в него, начали его продвигать и продавать, потому что у них была для этого инфраструктура. В создании чего-либо, особенно продуктов, предполагающих развитие, маркетинговые затраты огромны. Сама по себе разработка может стоить немного, а вот маркетинг — наоборот. И именно в этот момент приходит время вступать в партнерство или продаваться большим корпорациям. Так что для больших серьезных ребят очень тяжело войти в проект на ранней стадии. Они предпочтут подождать, пока уйдут все научные риски, и тогда уже присоединятся.
- Какие тенденции в бизнесе вы можете назвать, или какие направления вы считаете перспективными?
- Хм, вы спрашиваете с точки зрения рынка и технологий или просто общие тенденции в изобретениях?
- И то и другое. Если вы можете назвать только технические тенденции, будет здорово, но если вы можете выделить некоторые направления в общем, тоже неплохо.
- Вы знаете, это непросто. Сейчас главным трендом стали социальные медиа. Такие вещи как Facebook очень популярны сейчас. Хотя я лично считаю, что этот тренд спадет очень быстро и потеряет свою важность в ближайшие год-два. Думаю, в плане технологий людям интересна экология, но мне кажется, что это скорее дань моде, чем настоящая потребность, потому что то, насколько мы можем заботиться об экологии, зависит от экономики. Если из-за этого вещи будут дороже, не факт, что люди будут за них платить.
Из новых областей, представляющих интерес, это, конечно, энергия - люди всегда ищут ее в перспективных технологиях. Еще интересна домашняя робототехника, там довольно быстро все растет. Мне кажется, это будет следующая большая революция. Думаю, роботы сделают с миром то же, что в предыдущие годы сделал интернет. Потому что нужен тот, кто может сделать трудную работу, которую больше делать никто не хочет. Население некоторых районов высокоразвитого мира уменьшается, мы теряем людей. Люди не хотят делать грязную работу. Так что, думаю, эти новые технологии будут пользоваться спросом в дальнейшем и они сильно повлияют на общество.
Почему мы сейчас не видим роботов повсюду? Есть несколько причин. Во-первых, у нас нет батарей. Это по-прежнему большая проблема. Вот почему технологии энергосбережения, в частности создание батарей и более мощных источников энергии, будут оставаться главным трендом еще долго в обозримом будущем. Понимаете, компьютер сам к этому ведет — мы продолжаем делать все более быстродествующие машины, и это довольно важно для разрешения чьих-то трудностей с роботами. Я думаю, что японцы хорошо продвинулись в этом плане. И я считаю, что они очень правильно делают, потому что довольно скоро у всех дома будут роботы. Это технология, которая всегда будет важна.
Я же работаю в основном в медицинском секторе. Нам нужны технологии, которые снижают стоимость медицинского обслуживания, делают его дешевле для людей. Нам нужно лучше лечить рак, который по-прежнему остается проблемой. Таким образом, медицина всегда будет важна. И если вы посмотрите на нее как на отрасль, увидите, что она всегда растет. Иногда рост замедляется, но тут не бывает таких больших падений, как в других отраслях. Это очень стабильный устойчивый сегмент.
Итересно, какие ещё советы и наставления дадут ведущие эксперты отрасли? Скоро мы опубликуем ещё несколько интервью с преподавателями и менторами Стартап Академии. А задавать интересующие вас вопросы и следить за новостями Академии вы можете на страницах в Facebook, Twitter и LinkedIn.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 «Этот бизнес мой. Я его придумала, я его создала»: главное из интервью основательницы Wildberries Татьяны Ким
- 2 Важна поддержка близких и опыт работы в такси: построить большой таксопарк в маленьком городе
- 3 «Развитие личного бренда — часть моей работы»: как создать успешную компанию в сфере юридических услуг
- 4 «Со второго месяца мы начали работать в плюс»: парикмахер из Липецка про открытие собственного салона красоты
ВОЗМОЖНОСТИ
07 декабря 2024
08 декабря 2024
09 декабря 2024