На фото: Рубен Бабаев, основатель проекта Social Coins
Что побуждает некоторых людей бросать привычную работу и начинать свое дело? Мечта "работать не на босса, а на себя"? Изменить мир? Разбогатеть? Об этом уже рассуждал один из наших блогеров, а теперь мы обратились с такими вопросами к Рубену Бабаеву - основателю проекта Social Coins ("Доброта и Твиттер").
Social Coins помогает людям заниматься благотворительностью, не тратя деньги - чтобы помочь какому-нибудь сайту/проекту/благотворительной организации, пользователь публикует рекламный пост на своей странице в соцсети, а деньги от рекламодателей отправляются на финансирование проекта, который они выбрали.
CEO & Co-founder Рубен Бабаев рассказал о своем опыте работы, старте проекта и поиске кофаундеров.
Я программист по образованию, помимо университета, учился на курсах ИКРА от RedKeds и в International High School of Brand Management, работал в нескольких московских рекламных агентствах (последнее — Sauce) на позиции Digital Strategist (это человек, который разрабатывает стратегии продвижения для брендов в интернете: изучает аудиторию бренда, ее потребительские инсайты, подбирает ключевые сообщения для будущей рекламной кампании, каналы для коммуникации в интернете, рассчитывает охват, KPI, прогнозирует эффективность и необходимый бюджет).
То есть, если ночью меня разбудить и спросить, чем различаются аудитории Твиттера и Фейсбука в России, то я отвечу. Или какая средняя цена привлечения пользователя в приложении для iOS, или сколько стоит пост у Варламова в ЖЖ и какой у него охват.
Только за 2013 год я поработал с UniCredit Bank, Банком "Возрождение", "БинБанком" и другими.
Про идею
В какой-то момент мне стало грустно, что столько возможностей, которые появились благодаря интернету и технологиям, используются только ради того, чтобы, проанализировав кучу информации о людях, выдавать им кредиты самым изощренным способом. И я подумал, что раз уж я умею делать все эти штуки, почему бы не сделать что-то полезное.
Идей была куча, буквально каждый день я что-нибудь записывал в Evernote, начиная от банальных социальных сетей для соседей и заканчивая платформой, где родители могут давать карманные деньги своим детям за прочтение книг, или сервиса для совместных медитаций.
С одной стороны, я, как и все, каждый день сталкиваюсь с морем рекламы в социальных сетях, но на самом деле от этой рекламы в 99% случаев мне нет никакой пользы. С другой стороны, часто действительно хочется помочь кому-то, и денег на это не жалко, но вот механизмы довольно сложные и небезопасные: нужно использовать банковскую карту, отслеживать состояние платежа и т.д. Так и появился Social Coins. Мы решаем обе проблемы: "Ок, я добровольно размещу рекламу на своей странице, но взамен часть денег за рекламу отправится тем, кому они реально нужны".
Про уход с привычной работы
Мне всегда везло с работодателями, поэтому уходить было сложно, да и боссов я своих любил, все время старался учиться у них, потому что знал, что рано или поздно мне придется все это делать самому.
Расскажи про переломный момент.
Переломного момента не было, я же стратег. Я заранее все спланировал, сначала обдумал идею, откладывал деньги, затем нашел ребят, мы сделали первый прототип - и только потом я уволился, когда точно понял - это моё. Почти перед самым увольнением мне предложили новую работу, с окладом в два раза больше текущего. Было довольно тяжело отказать, но на тот момент я уже все решил. Поэтому просто сделал скриншот того письма с предложением, сейчас он стоит у меня в рамочке на столе.
Про поиск кофаундеров
Я просто начал искать среди друзей. Нужен был профессиональный программист (я сам любитель) и дизайнер. Ими стали Игорь и Сережа. Но по-настоящему проект зажил, когда к нам присоединился Гриша — продавец компакт-дисков и наш PR-менеджер. Он самый важный специалист в команде, потому что он может думать, как нормальный человек, а не как мы — гики, разработчики и рекламщики.
А как относишься к онлайн-поиску кофаундеров?
Насчет поиска кофаундера удаленно - сложно сказать. Наверное, нет. Должен быть личный контакт, профессионализм не важен, главное — чтобы было желание делать что-то самостоятельно и учиться новому. Важно понимать, что кофаундер — это твой партнер, а не главный сотрудник, то есть, если завтра ты умрешь, то должна быть уверенность в том, что он продолжит дело.
Про курс EarlyDays
Мы заметили пост про EarlyDays в StartFellows и решили поучаствовать: курс проходил с 1 по 18 декабря. Это платный курс, но ФРИИ оплачивает какое-то количество билетов на конкурсной основе, и нам повезло.
Мне сразу понравился курс, потому что во время первой skype-консультации Юрий Лифшиц прервал все мои сопливые рассказы про революционную технологию, количество зарегистрированных юзеров и изменение мира и поставил конкретную жесткую задачу с ограниченным сроком выполнения. Это действительно важно, чтобы кто-то с профессиональным опытом смог посмотреть на проект, на команду и сказать, что нужно сделать для успеха прямо сейчас.
На EarlyDays много видео-уроков по самым разным темам: продажи, работа со СМИ, инвестиции и т.д. Плюс система заданий, которые стартап должен выполнить за время курса, плюс постоянные консультации с Юрием. Если что-то не получается, он действительно проникается каждым проектом, входит в ситуацию и старается максимально помочь, а не просто отмахивается стандартными фразами.
Доступ есть у всей команды, но учатся только двое - я и Гриша, остальные заняты.
Про благотворительность
Тут достаточно посмотреть на Всемирный Индекс Благотворительности и понять, что в России все плохо с этим - люди не помогают друг другу. Но что поделать, нужно же с чего-то начинать.
Недавно мы написали статью на Хабрахабр, где постарались перечислить все благотворительные стартапы в России, а еще Добро.Mail.ru сделали хорошее исследование.
Современные технологии сильно недооценены в этой сфере. Вообще, наш проект - не совсем благотворительность в привычном виде. На Social Coins любой человек может рассказать о своей мечте и собрать на нее деньги, даже если он просто мечтает об iPad или билете на концерт "Моторамы" - если люди ему помогают, то почему бы и нет, мы только рады. Мы стараемся быть удобным инструментом, сервисом - а выбор, нужно кому-то помогать или нет, всегда за пользователями.
Еще у нас жесткое ограничение в сумме сбора - до 400$, то есть это ниша микрофинансирования. Скоро поднимем порог до 1000$, но это максимум.
Что дает нам наш стартап
Огромное удовлетворение, возможность самореализовываться. Всё просто, создавать крутые технологические штуки - это единственное, чего я хочу в жизни.
Мы стали зарабатывать с первого дня, рекламодатели сами добавляются, но очень медленно - в основном из любопытства. При этом мы не потратили ни копейки на разработку или раскрутку. Все делали сами. Очень забавно читать статьи в духе "Сколько стоит сделать стартап?". Наш ответ - больше социальных связей, меньше лени - и все можно сделать бесплатно.
Но денег, на самом деле, мы пока мало зарабатываем, хватает только на посиделки в баре. Весь рекламный бюджет рекламодателя перечисляется проектам, нам остается только 10%.
А какой настрой у команды?
Настроения разные. На самом деле, мы обычные ребята, никто не чувствует себя святошей и не раздает последние деньги бедным на улице. Мне кажется, это бы нам даже помешало, в нашем деле важен холодный расчет, метрики, опросы пользователей, бизнес-составляющая и т.д. Мы просто делаем, что умеем, чтобы немного улучшить окружающий мир.
Ответственность появилась, когда пошли первые репосты - и пользователи начали призывать своих друзей помогать тем или иным проектам у нас на сайте. Мы поняли, что людям это очень важно, они сами нас поддерживают, и мы уже не сможем просто закрыть все и уйти. От нас ожидают реальной помощи - это немного пугает, но очень вдохновляет.
Григорий Степанов (кофаундер, PR-менеджер):
Рубен и его Social Coins буквально спасли меня от кризиса, к которому я непрерывно приближался, много лет подряд работая в сети по продаже компакт-дисков. Было понятно, что индустрия дышит на ладан, но всё не хватало толчка, чтобы взяться за какую-то новую работу и начать новую жизнь. Я изучал филологию в университете, и покрутил пальцем у виска, когда Рубен пригласил меня в свою команду. Интернет-стартап? У меня не было опыта такой работы и ни малейшего представления о том, что вообще требуется и какая от меня может быть польза. Но идея проекта поразила меня до глубины души: оказалось, что вместо брюзжания по поводу вездесущей рекламы, можно извлекать из неё настоящую пользу, делая при этом мир лучше.
Сейчас я пишу для Social Coins тексты на русском и английском языках, общаюсь с пользователями и потенциальными партнерами, наравне с разработчиками вношу вклад в формирование сервиса. Главный извлечённый урок: интересной работу делает степень собственной вовлечённости и готовность отвечать неожиданным вызовам. Делать то, что никто не догадался сделать раньше, вкладывать силы и верить в предприятие, когда успех не гарантирован, — в этом есть что-то от отваги первооткрывателей.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Подбор и адаптация сотрудников»
- 1 В Госдуме рассмотрят законопроект о передаче на благотворительность товаров без маркировки
- 2 Маркетплейсы начали обсуждать передачу нераспроданных товаров на благотворительность
- 3 Билл Гейтс хочет работать еще 20—30 лет
- 4 «Каждый делает свою Тубу». Большое интервью с создателем первого «маркетплейса» благотворительных фондов в России