Выручка электронной коммерции (e-commerce) в России в 2024 году выросла на 45% — до 19,9 трлн рублей — по сравнению с 2023 годом. Об этом свидетельствуют данные платформы поставки данных ФНС России, которые проанализировал RB.RU.
- Для сравнения за 12 месяцев 2023 года выручка сегмента составляла 13,7 трлн рублей.
По итогам декабря 2024 года доля маркетплейсов в электронной коммерции достигла 65% против 62% в декабре 2023 года. За год выросло число уникальных посетителей онлайн-магазинов — до 260,1 млн человек (годом ранее 233 млн). Среднее количество покупок на каждого такого посетителя увеличилось с 6 до 7, а средний чек — с 1088 рублей до 1336 рублей декабрь к декабрю.
В последний месяц года в е-commerce пришло 1427 новых компаний, число уже существующих игроков достигло 45,5 тыс. (в декабре 2023 года — 42 тыс.).
- Как пояснял изданию «Ведомости» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, ФНС считает транзакции всего цифрового рынка, электронной коммерции в целом, включая электронные услуги, приобретение контента и авиабилетов, доставку (когда она оплачивается отдельно от заказанных товаров), образовательные курсы и многие другие показатели.
По состоянию на январь 2025 года в АКИТ не располагают данными о выручке электронной коммерции за 2024 год. Годовые данные будут готовы только в феврале, так как «ожидаются возвраты», после прихода которых будет известна точная сумма покупок.
По итогам 11 месяцев 2024 года рост рынка электронной торговли в России (без учета дополнительных транзакций, которые анализирует ФНС) в АКИТ оценили в 40% год к году, а объем — почти 7,9 трлн рублей. RB.RU в Ассоциации пояснили, что большая часть этой суммы (97%) приходится на внутреннюю торговлю, товары, купленные на российских площадках и интернет-магазинах. Оставшиеся 3% — 241 млрд рублей — объем трансграничной торговли, товары, которые россияне приобретают онлайн за рубежом.
Данные ФНС сигнализируют о нарастающей роли товаров сегмента e-commerce в портфеле затрат домохозяйств, считает управляющий партнер коммуникационной группы «+7 Продакшнз» Александр Кривошеев. На маркетплейсы пришли даже нишевые и премиальные офлайн-бренды. Например, с ограниченным набором товаров на Ozon можно встретить люксовый магазин аудиотехники Doctor Head, говорит Кривошеев. По словам эксперта, доля маркетплейсов будет расти за счет вовлечения новых игроков и существующих офлайн-брендов, в том числе продуктового ритейла.
Независимый пиар-консультант Денис Голдман (возглавлял внешнюю пресс-службу одного из ведущих российских маркетплейсов) считает, что потенциал роста рынка интернет-торговли еще не исчерпал себя, но темпы роста снизятся: годовая динамика в 2025 году может составить всего 15-25%.
Голдман ожидает, что прирост выручки на маркетплейсах будет обеспечен за счет потребительского поведения «зумеров», которые снимают стресс покупками онлайн, и совершенствования технологий рекламы на основе адресных предпочтений и истории пользовательского опыта, что стимулирует к покупкам. Также развитие интернет-торговли будет идти за счет крупногабаритных или требующих специальных условий хранения товаров, продуктов питания от региональных игроков, развития в районных центрах и вовлечения пенсионеров.
Фото на обложке: N Universe /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Трусы «Великоросс» и линейка в комплекте: на маркетплейсах выросли продажи белья перед 14 февраля
- 2 «Яндекс Маркет» упростит работу с контентом для продавцов
- 3 Гендиректором микрокредитной компании Wildberries назначен Константин Малыгин из «Ак Барса»
- 4 «Множество нюансов»: как регистрация на «Госуслугах» скажется на селлерах