«Российские железные дороги» (РЖД) намерены значительно увеличить индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 2025 год, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли.
По словам собеседников издания, компания рассматривает два варианта: или проиндексировать тарифы на 17,2%, с 3,6% индексацией уже с 1 ноября 2024 года, а оставшиеся 13% с 1 января 2025 года, или провести единовременное повышение на 22,7% с начала следующего года
Первый вариант позволит финансировать инвестпрограмму на 2025 год в объеме 1,1 трлн рублей, что в компании считают минимально необходимым, а второй — в полном объеме 1,8 трлн рублей.
Сейчас индексация осуществляется по формуле «инфляция минус 0,1%», что означает среднеарифметический индекс потребительских цен за четыре года (два предыдущих, текущий и следующий) с вычетом 0,1%. Новые принципы предполагают использование композитного индекса ценового давления и учет ежегодного прироста долговых обязательств РЖД, отметил один из источников.
Компания уже давно настаивает на переходе к учету ценового давления, который включает в тарифы не только потребительскую, но и промышленную инфляцию, такую как удорожание материалов, топлива и электроэнергии. Оценка дополнительных доходов от такой системы составляет около 30 млрд рублей в год, хотя учет роста долговых обязательств ранее не рассматривался.
Компания также предложила сохранить долгосрочные целевые надбавки к тарифам, не восстанавливать льготные коэффициенты для угольных перевозок на экспорт, повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов. Увеличение льгот для угольщиков обсуждалось как с самими компаниями, так и с Минэнерго, хотя РЖД оценивали свои потери от этого в 295 млрд рублей в год.
В 2022 году тарифы были проиндексированы дважды — на 6,8% в начале года и на 11% в июне, что в сумме дало рост на 18,6% по сравнению с 2021 годом. В 2024 году индексация составила 10,75%.
По мнению собеседника среди грузоотправителей, высокие запросы РЖД можно было бы понять, если бы не ухудшение качества услуг и замедление движения. Другой собеседник отмечает, что в последние годы крупные клиенты реже протестуют против тарифных изменений, чем в конце 2010-х годов.
На недавнем совещании крупные грузоотправители согласились на индексацию, но предложили либо снизить вторую ее часть или перенести ее на март, либо уменьшить минимальную инвестпрограмму ОАО РЖД. В обмен они хотят увеличения объемов вывоза своей продукции, тарифных преференций на непремиальных экспортных направлениях и компенсации повышения тарифов за счёт отмены экспортной пошлины.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что для экспортно ориентированных отраслей возможность справиться с такой индексацией зависит от девальвации рубля: если рубль ослабеет на 10% за полгода, это будет вполне приемлемо.
Он предполагает, что правительство удовлетворит требования РЖД, и экспортеры, возможно, примут условия, но попытаются улучшить свои условия, например, увеличить объемы вывоза продукции. Аналитик также предупредил, что рост тарифов может привести к увеличению оттока грузов на автомобильный и внутренний водный транспорт.
Фото на обложке: Dmitry Finkel /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 В РЖД назвали сроки появления беспилотных поездов дальнего следования
- 2 РЖД с 15 декабря возобновят пассажирские перевозки из Приморья в КНР и КНДР
- 3 РЖД планирует возобновить прямое пассажирское сообщение с Китаем
- 4 РЖД запустили первую в России беспилотную «Ласточку»
- 5 РЖД увеличили число поездов между Белгородом и Москвой
ВОЗМОЖНОСТИ
05 октября 2024
05 октября 2024
07 октября 2024