Кристина Манжула

Интервью с SAP: как рисование на стенах помогает в Big Data


Накануне Big Data Russia мы встретились с Дмитрием Армяковым и Дмитрием Шепелявым, топ-менеджерами компании SAP, крупного международного поставщика ПО для бизнеса, в частности — big data платформы SAP HANA. Дмитрий Армяков отвечает за инновационное направление в компании, возглавляя студию разработок SAP Labs, а Дмитрий Шепелявый руководит департаментом развития технологических решений SAP СНГ. 

О том, что позволяет удерживать лидирующие позиции на рынке, что включает в себя понятие «стартап», в чем сила российских специалистов и как рисование на стенах помогает в стратегии big data — читайте в интервью. 

SAP второй год подряд получает звание лидера в отчете компании Gartner. Что на ваш взгляд, позволяет компании удерживать такие позиции по сравнению с конкурентами?

Дмитрий Шепелявый: Нам удается совмещать технологические инновации в big data со знаниеми бизнеса, в котором мы работаем. Мы являемся не просто поставщиком ПО. SAP известна как компания, которая поставляет бизнес-решения на рынок уже сорок лет, помогая крупнейшим мировым российским компаниям строить эффективный бизнес, а не просто просто поставлять IT-инфраструктуру, либо программно-аппаратные платформыпоставщик операционных систем. Мы обладаем знаниями о внутренних процессах наших заказчиков, которые мы же за годы существования и оптимизировали, и изучили.

Расскажите, пожалуйста, как работает лаборатория SAPlabs. Насколько мне известно, целью ее создания было удешевить стоимость и упростить внедрение на рынок продукции SAP. Удалось ли этого достичь?

Дмитрий Армяков: Прямой задачи удешевить не было. Россия не самая дешевая страна с точки зрения разработчиков. Задача стояла в другом. Мы действительно очень давно работаем на российском рынке, уже более двадцати лет, и очень плотно интегрированы в российскую экономикуие компании. Наши решения используются очень большим числом российских и крупных, и средних, и мелких российских компаний. Соответственно, всегда была идея, что необходимо быть ближе к своим заказчикам. Быть ближе к своим заказчикам — это размещать производство рядом с ними, чтобы лучше понимать их требования и разрабатывать решения, точнее удовлетворяющие их потребности. Одним из драйверов открытия лаборатории SAP Llabs в России было то, что регион — один из ключевых рынков, и пора было уже приземлять здесь наше производство.

Какие самые инновационные решения в каких областях и направлениях удалось найти SAP Labs?

Дмитрий Армяков: SAP Labs является частью глобальной организации. Мы работаем как на российский, так и на зарубежный рынок. Из того, что мы здесь делаем, большую часть занимают вещи, связанные с локализацией решений, с адаптацией их под требования российского рынка, но кроме этого также ведем проекты в области Cloud и, безусловно, в области Big Data. В том числе, совместно с нашими заказчиками реализуются проекты по адаптации их потребностей в области больших данных.

Дмитрий Шепелявый: Есть еще одна немаловажная часть работы SAP Labs. Когда крупные заказчики начинают задумываться о больших данных (что-то читали, что-то слышали, но не знают, с какой стороны начать), они приходят к нам с просьбой поделиться нашим опытом на международном уровне. В режиме совместного мозгового штурма мы помогаем понять им, как они могут зарабатывать больше с помощью тех больших данных, которые у них есть или которые они могут собрать. Эта методолгия называется design thinking. SAP Labs поднаторел в использовании инновационных методов в разработке как идей, так и продуктов. Обычно такое сотрудничество заканчивается успехом, когда мы совместно с заказчиком в режиме мозгового штурма, понимаем, что делать с большими данными в его конкретном случае.

Дмитрий Армяков: Design thinking — действительно очень интересная тема. Мы недавно на одной из конференций обсуждали ее с коллегами, которые занимаются этим глобально, и пришли к интересному мнению. Есть большое количество компаний, которые занимаются дизайном (не в смысле дизайна помещений, а именно design thinking). Многие из них делают скорее методологию для методологии. То есть они профессионалы именно в области дизайна, помогают заказчикам использовать эту методологию для решения тех или иных задач. SAP тоже имеет большое количество сотрудников по design thinking, но существенное отличие SAP от обычного дизайн-бюро — глубокое понимание как раз бизнеса. Мы используем эту методологию со знанием того, что должно получиться в конечном этапе. Наши специалисты хорошо обучены индустриям — они хорошо понимают например нефтегазовую отрасль или любую другую отрасль, где существуют наши решения.

Кстати, собственно, помещение, где мы сидим, тоже в основном создано благодаря design thinking. Здесь можно писать на стенах, на стеклах! Когда мы начали применять эту методологию в России, начиналось все с того, что люди говорили: можно я попробую что-нибудь написать? Первую неделю так и было: писали лозунги, рисовали картинки, цветочки — сейчас же эти стены, по сути, используются как очень мощный рабочий инструмент. На первый взгляд может показаться, что это не имеет отношения к большим данным, но в реальности это связано. Когда идет разработка системы на маленьком кусочке бумаги, то люди ограничены им ограничены, то есть их мышление становится замкнутым. Для того, чтобы перейти к следующей связанной мысли, нужно перелистнуть листочек бумаги. Когда задействована стена, то этого ограничения уже нет. Обсуждая и иллюстрируя какую-нибудь идею, людям не нужно переходить на какой-то новый листочек, они продолжают мысль в одном пространстве. Ќогда нет разрывов в мышлении, идет поток мышления, и обсуждение льется непрерывно и становится более продуктивным. Кроме того, один из принципов design thinking: как можно больше экспериментировать с концепцией. Если вам надо что-то поменять, на бумаге вы этого уже не сделаете. Тут вы просто берете — стираете с доски, и у вас уже другая блок-схема. Гибкость людей, которые занимаются разработкой с помощью этой методологии, и эффективность их работы существенно повышается. Это позволяет создавать решения, в том числе, и для работы с большими данными.

Сотрудничает ли SAP со стартапами? Как бы вы могли оценить рынок стартапов в области big datа сейчас?

Дмитрий Армяков: На самом деле, тема быстро растущая, как и вообще, сфера big data. Одна из проблематик, которые мы видим, особенно для России, большое количество компаний работают в режиме copycat (copypaste), то есть они копируют чью-то идею. Как мы видим, уникальные идеи начинают появляться как раз в области big data. Возможно, это связано с тем, что страна большая, и люди привыкли мыслить большими масштабами и большими данными. Кроме того такие задачи есть у индустрии: у многих компаний, которые работают в России. Они видят примеры использования big data которые приносит SAP, наши партнеры, клиенты, и иногда наши конкуренты. Видят, что это не просто сказка, а реальная технология, которую можно использовать, в том числе, и для получения коммерческого выигрыша. И рынок, в том числе и молодые предприниматели, начинает все больше проявлять интерес к big data.

Один из плюсов, который есть у российских компаний — большое количество людей, которые умеют разрабатывать математические модели, а big data — очень часто это не только программирование, а разработка идеи с точки зрения математической модели, модели логической. В России много людей с одной стороны с предпринимательской жилкой, а с другой — с хорошим техническим образованием, в том числе, математическим или физико-математическим.

Дмитрий Шепелявый: Я бы расширил само понятие «стартап». Обычно у нас «стартап» понимается, как мелкая компания из двух-трех человек, которые родили идею и хотят ее коммерциализировать, и, в итоге, продать за миллиард долларов Facebook. На самом деле, сейчас все больше крупных корпораций делают внутренние стратапы. Примеры на рынке мы знаем: это и «Альфабанк» с AlfaLab, и «Мегафон» с Megalabs. Есть примеры, когда большая корпорация понимает, что без анализа больших данных ей никуда, но в режиме рутинной работы она ничего с ними не сделает, потому что все погрязли вслишком заняты операционныхми процессах и включить для свежено взгляда просто нет времени фантазию не могут. Поэтому корпорации выделяют специальные компании, специальные подразделения, дают им независимость, обеспечивают их ресурсами и кидают их на штурм бизнес-идеи по использованию big data, чтобы потом лучшее взять и применить к себе уже в операционной дея€тельности. Я бы тоже такое стартапом назвал, конечно. SAP много очень работает с такими компаниями, потому что материнские компании этих стартапов почти 100% наши клиенты. Поэтому здесь у нас особо складывается особо успешное сотрудничество складывается.

Какие самые перспективные сферы для внедрения решений SAP в области больших данных?

Дмитрий Шепелявый: Да любые. Назовите индустрию, и мы придумаем, где там есть big data.

Дмитрий Армяков: Мы мониторим рынок на экономические тренды. Необязательно по конкретной индустрии, а в целом, какие драйверы, механизмы рынка меняют те индустрии, которые нас окружают. Сейчас мы видим несколько таких мощнейших трендов. Во-первых, это глобальный рост среднего класса: растет потребление и все те процессы, индустрии, которые связаны с производством товаров для среднего класса, с логистикой, с хранением и т.д. То есть фактически один тренд сразу задействует, как веером, огромное количество индустрий, в которых рождаются потребности в big data.

Еще один тренд, которые меняет многие экономические процессы на глобальном уровне, это мобильные устройства, постоянно подключенные к интернету или к сетям передачи данных. Их количество растет огромные темпами: в некоторых странах оно даже выше одного-двух устройств на человека, включая маленьких детей и старшее поколение. Все эти устройства рождают определенные данные, задействовано множество индустрий, которые заняты как производством этих устройств, так и написанием программ для этих устройств, предоставлением сервисов и прочее.

Еще один очень интересный тренд — это интернет вещей, то есть это даже не просто мобильные устройства, а все большее количество датчиков во всем, начиная от холодильников и заканчивая тележками в магазинах, которые также подключены к сетям передачи данных. Это рождает еще большое количество информации, которое требует постоянной переработки и попыток сделать из этих данных какое-то полезное применение. Например, в ритейле огромное количество данных рождается из каждой покупки — сам чек уже содержит огромное количество информации о потребителе, которая предоставляет огромную ценность для той или иной компании. С интернетом вещей это становится еще более значимым.

Все это ведет к тому, что за последние 5-10 лет человечество уже нагенерировало данных больше, чем за всю предыдущую историю. Возникает вопрос, как все эти данные обработать и превратить их в какие-либо знания, либо в какие-либо модели, помогающие развивать экономические процессы.

Расскажите подробнее о программных решениях SAP в области big datа.

Дмитрий Шепелявый: Что такое big data? Есть определение. Это три V: Velocity — скорость, Volume — объем и Variety — разнообразие. Есть данные и они не структурированы: разные цифры, видео и аудио тексты в одном флаконе. Та технология, которая умеет работать с данными, характеризуются этими тремя V и называется платформой big data. У нас такая платформа есть на базе нашей in-memory БД SAP HANA. Она является не единственным участником платформы, но ее ядром, вокруг которого вращаются остальные наши решения: например, методы работы с теплыми/холодными данными, средства интеграции, средства бизнес-аналитики, предиктивная аналитика, математические алгоритмы, которые позволяют строить прогнозы на базе больших данных. Все это опробовано в реальных проектах, все это работает у наших заказчиков и интегрируется с бизнес-приложениями от SAP и другими приложениями. Вот это то, что дает нам уверенность. Возвращаясь к предыдущему вопросу про приоритетные индустрии, то это те, где идет общение с розничным покупателем, есть конечный покупатель, человек. Там, конечно, big data востребована в первую очередь: банки, ритейл, телеком, транспорт, программы покупки-продажи билетов.

Дмитрий Армяков: Кроме того, есть вещи, связанные с медициной и с фармакологией, где объем данных огромный: для того, чтобы разработать лекарство нужно не только вложить огромное количество денег, но и исследовать и перелопатить огромное количество данных. Напрямую это, конечно, связано с тем, каким образом обслуживаются конечные люди, но с точки зрения разработки, скорее, относится к классу b2b. Это те решения, которые покупают или используют учреждения или компании, занимающиеся медициной, биомедициной, чтобы в конечном итоге разработать продукты или новые подходы к лечению.

Вы устраиваете стартап-форум SAP, посвященный технологиям в больших данных, а так же являетесь спонсором Big Data Russia. Расскажите, в чем вы видите цель подобных мероприятий. Что вы хотите извлечь из этого и что могут вынести участники?

Дмитрий Армяков: Тематика в какой-то степени схожа, но стартап-форум, скорее, носит очень прикладную задачу. Мы используем его для общения с компаниями, которые заинтересованы в разработке решений в области big data на наших платформах, но в то же время, это входное мероприятие в программу акселерации SAP, программой которого оно является.

Big data Russia, с моей точки зрения, это скорее возможность рассказать о себе, показать, что у нас есть реально мощнейшая технология, которую можно использовать, и есть понимание того, для чего и как это используется, есть механизмы работы с очень разными сегментами заказчиков и партнеров. Это может быть интересно более широкой аудитории, нежели той, которую мы собираем на стартап-фокус программу.

19 сентярбя RUSBASE и SAP приглашают на конференцию Big Data Russia, посвященную сфере больших данных.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook