На рассмотрение в экспертных комитетах и комиссиях российского парламента находится инициатива о приравнивании самозанятых к субъектам МСП, в частности микропредприятиям. Если она будет одобрена в Госдуме РФ и подписана президентом РФ Владимиром Путиным, то, как ожидается, вступит в силу уже с 1 октября 2024 года. Опрошенные RB.RU эксперты считают, что это откроет доступ к льготным кредитам и переведет судебные споры в арбитраж.
Проектом изменений в ФЗ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предлагается отнести лиц, применяющих специальный налоговый режим, к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий, «в связи с формальным соответствием плательщиков налога на профессиональный доход основным критериям отнесения организаций к микропредприятиям».
RB.RU опросил экспертов и узнал, что изменит для самозанятых внесение в реестр МСП.
Арбитражный суд вместо суда общей юрисдикции
Эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса и руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин отмечает, что самозанятость вводилась как эксперимент, он успешно себя зарекомендовал, но не все вопросы были детально проработаны с точки зрения нормативной базы. В настоящее время часто возникают вопросы в части правоприменительной практики.
«Основная дилемма — как оценивать самозанятых, их деятельность по оказанию услуг, выполнению работ, поставки. Можно оценивать их ближе к предпринимательской деятельности, то есть придерживаться тех же принципов, которые применяются к предпринимателям, ИП. В этом случае в спорах с такими лицами должна быть подсудность арбитражного суда, а не суда общей юрисдикции, должны применяться такие законы, как о защите прав потребителей, требования по указанию услуг и так далее. То есть все нормативные требования, которые применяются к бизнесу, к предпринимательской деятельности должны транслироваться на самозанятых граждан, может быть с некоторыми деталями, но с той же логикой, начиная с подсудности и так далее», — сообщил Елин.
Второй вариант — это считать, что самозанятый гражданин все-таки рассматривается как физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, говорит эксперт. В этом случае будет необходим совершенно другой подход.
«В текущей практике больший разворот идет именно в сторону предпринимательского фокуса, и это логично. Кстати, этот вопрос имеет актуальность и в разрезе вопроса кредитования, банковского аспекта. Как рассматривают банки граждан? По тем же критериям, что индивидуальных предпринимателей или все-таки как обычных граждан? Поэтому утвердить правовой статус самозанятых по тем же принципам, что и для микробизнеса — это вполне логичная инициатива и вписывается в общий вектор, который развивается в судебный и другой правоприменительной практике», — уточнил Елин.
Доступ к льготам
Генеральный директор сервиса для маркетплейсов «Анабар» Петр Марков полагает, что приравнивание самозанятых к МСП может упростить для них доступ к льготным кредитам.
«Однако есть опасения, что и это предложение не будет реализовано, поскольку банки могут посчитать самозанятых ненадежными заемщиками», — предположил Марков.
Депутаты, выступившие с инициативой о приравнивании самозанятых к микропредприятиям, считают, что это упростило бы им доступ к госзакупкам, однако, по мнению начальника управления развития бизнеса сегмента «Самозанятые» «Альфа-Банка» Ильи Норина, самозанятые и так являются их участниками.
«Практически с самого начала эксперимента по самозанятости плательщики налога на профессиональный доход относятся к категории МСП при закупках госкомпаний. На них распространяются все льготы, которые предусмотрены для малого бизнеса. Так у самозанятых есть приоритетные права для участия в закупках по 44-ФЗ. Также по 44-ФЗ заказчик обязан закупать у малых предприятий определенный объем от запланированных на год закупок», — сообщил Норин.
По словам эксперта в сфере самозанятости, за последние годы малый бизнес, включая самозанятых, активно наращивает участие в госзакупках, сегодня этот сегмент занимает 20-25% от общего объема поставщиков.
Как полагает управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право» Дмитрий Терентьев, приравнивание самозанятых к микропредприятиям ничего не изменит и в области торговли алкогольной продукцией.
«Самозанятые не смогут торговать алкогольной продукцией и возможностей на алкогольном рынке больше не появится», — считает эксперт.
Эксперт отметил, что инициатива касается лишь внесения изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и больше никуда, а значит каких-то значительных изменений для самозанятых ожидать не придется.
Ограничения для самозанятых
В свою очередь Марков считает, что инициатива по приравниванию самозанятых к микропредприятиям не выглядит логичной, так как не ясно, будет ли снято большинство ограничений.
«Самозанятые — это специальный налоговый режим, в рамках которого есть большое количество ограничений. Во-первых, они не могут продавать товары несобственного производства. Но не совсем понятно, а что здесь имеется в виду. Например, можно купить блузку, нашить на нее бисер — получился вроде бы товар собственного производства. Во-вторых, нельзя нанимать сотрудников по трудовом договору, что тоже некритично. В-третьих, у самозанятых очень маленький лимит годового дохода — всего 2,4 млн рублей», — констатировал эксперт.
Марков добавил, что самозанятым сейчас нельзя заниматься видами деятельности, которые требуют различных маркировок, например, от «Честного знака» — соответственно, это обувь, одежда, детские товары и так далее.
«Режим самозанятости был создан для того, чтобы физические лица могли продавать товары друг другу товары на небольшие суммы и не регистрироваться как предприниматели. После принятия поправок все эти режимы смешиваются, поэтому, как мне кажется, предложение не будет принято», — констатировал эксперт.
- По данным ФНС на 10 мая 2024 года количество субъектов МСП, внесенных в единый реестр, превышает 6,5 млн предприятий. При этом число лиц, применяющих специальный налоговый режим, на начало 2024 года составило 9,49 млн, в том числе 470 тыс. ИП.
- Прирост численности субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета лиц, применяющих специальный налоговый режим) за год составил не более 4%, а прирост численности плательщиков налога на профессиональный доход — более 38%.
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Генерируем идеи для бизнеса: курс-практикум»
- 1 Бизнес предложил обнулить НДС для клининговых и охранных компаний
- 2 «Рост спроса на заботу о себе»: обороты массажных и спа-салонов выросли в разы
- 3 Российские компании стали регистрировать меньше товарных знаков
- 4 МСП привлекут не меньше 25 млрд рублей на развитие гостиниц в 2025 году