Top.Mail.Ru
Новости

Сергей Шалаев. Когда инвесторы вложились в человека, а не в идею

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова

.

Сергей Шалаев. Когда инвесторы вложились в человека, а не в идею
  1. Новости


Вообще, инвесторы почти всегда говорят, что вкладываются в команду, в людей, а не в идеи. Как сказала когда-то бизнес-ангел Эдит Енг: "Человек должен быть секси". Тем не менее. сложно себе представить, чтобы инвестор вложился в человека, у которого нет идеи, проекта, прототипов. Сложно, но возможно. RusBase пообщался с Сергеем Шалаевым - создателем сервиса Surfingbird.

Докажи за 3 минуты, что SurfingBird мне необходим.

- Ну вот ты, студентка, сидишь на паре в Facebook или ВКонтакте. В какой-то момент там все посты заканчиваются, и ты идешь на какой-нибудь сайт. Вот я иду на Ленту.ру. Но и на Ленте какие-то материалы заканчиваются, а время свободное еще остается, и желание потупить тоже есть. И вот тогда ты идешь на Surfingbird, жмешь кнопку Surf, и мы тебе бесконечно рекомендуем контент. Это как журнал, только в нем страницы никогда не заканчиваются.

Не хотите ли вы для некоторых сделать неразвлекательный контент? Для тех, кто использует приложение по работе, например.

Можно выбрать "Новости" и "Экономику". Там развлекательного контента точно не будет. Многие жалуются: "У вас много развлекательного контента". На что мы им говорим: "Вы же сами выбрали "Юмор" и "Эротика", и что вы там хотите видеть? Статьи глубокомысленные?"

Вот если человек выбирает "Науку", то мы ему будем рекомендовать посты про науку, механику, компьютеры. Если выбрать фото, там будут 500px. Мы - зеркало, что ты выбрал – то и увидишь.

А материалы выбираются не только по категориям? Есть же ключевые слова, например.

Ключевые слова только недавно начали учитываться. До этого - только категории. Для того, чтобы получить какой-то приемлемый результат, обычно достаточно просто оперировать категориями. Вот ты выбрал "Гаджеты" и "Новости", и мы тебе показываем все новое в мире гаджетов. Очень редко бывает, что пользователи интересуются только Самсунгом, и кроме самсунга их вообще ничего не интересует, и когда им показываешь НТС, они закрывают глаза и убегают в другую комнату.

Чаще с браузеров заходят или с мобильных?

Сейчас стали чаще с мобильных заходить. Наверное, из-за новой мобильной версии. Статистика выросла раз в 30. Стало дико удобно, то, что было раньше – ужас.

Ты можешь как-то высчитать, сколько времени проводят пользователи Surfingbird?

Точно не могу сказать. Зато могу сказать, сколько страниц в среднем пользователь просматривает за сессию: где-то 25-30. Жмет на кнопку "Surf" -  прочитал статью - следующую захотелось. В этом плане у нас высокая глубина просмотра.

А ты сам сколько в день просматриваешь?

Я самый активный пользователь. Сколько просмотров - не помню, но мной поставлено 39 тыс лайков, добавлено 12,7 тыс ссылок.

А пользователи могут сами добавлять ссылки?

Да, но контент всегда проходит либо премодирацию, либо постмодерацию. Для нас очень важно рекомендовать хороший контент. На старте он просто должен быть нормальный, а потом будет обрастать информацией: какому типу людей нравится, из каких городов, каких возрастов. Для начала он должен быть без сложных переоптимизированных текстов, без порнографии, без расчлененки.

Часто отказываешь в кнопке порталам?

Мы вообще никому не отказываем в кнопке. Вот в каналах - мы отказываем не в 50%, а даже в 70%. Если нам не нравится сайт, мы его не принимаем. Если он пытается завести канал еще раз, мы удаляем и этого юзера, и все, что было добавлено. В этом плане у нас строгая политика.

Много на тебя сейчас людей работает?

15-16. В основном, девелоперы, математик и дизайнер.

На себя много берешь?

Да-да, я и офис-менеджер. Ладно, хоть не уборщик.

Откуда берешь силы для работы?

Мне просто нравится работать, нравится идея фильтрации информации. Это же круто - угадывать то, что нравится юзерам. Это магия. Когда наш математик рассказывает, как все это работает, - это волшебство.

Ты бы мог представить себя автором другого проекта, если да, то какого?

Не знаю, какого. Мне кажется, что если бы это было в плане рекомендаций, то это была бы рекомендации еды и ресторанов. У меня есть проблема: я не знаю, куда можно сходить пожрать.

Расскажи про StumbleUpon.

Глупо скрывать: мы его копировали года 2 назад. В самом начале было очень много похожих элементов. Но наше основное отличие в том, что они используют различные социальные модели, рекомендации. У них на сайте много трендов из того, что нравится твоим друзьям. А наш путь - математической модели. У нас есть кнопка "Surf", и, когда ты на нее нажимаешь, выдается рекомендация по одному из 5-6 алгоритмов.

Какие сейчас отношения со StumbleUpon? Они же пытались выкинуть вас из App Store.

Никакие. Мы ни в чем не виноваты. Нас обвиняли в том, что мы нарушили их патент. Мы сказали, что патент изучили и ничего не нарушали. Где-то 3 месяца длился такой диалог по переписке. За это время несколько их юристов покинуло компанию по неизвестным нам причинам. В итоге, ничем не закончилось.

Они прекратили свои претензии?

Мне кажется, этот патентный троллинг ни к чему особенному не приведет. Хотя недавно, после релиза новых приложений, мы немного догнали их в Америке в категории "Развлечений".

Что ты в этот момент испытал? 

Да ничего не испытал, просто забавно. Мы особо и не смотрим на такие вещи.

Когда планируете выходить на международный рынок?

Не знаю пока. Мы планировали в этом году начать делать, но пока нет сил. Наверное, начнем в следующем году. Или хотя бы ползти в ту сторону. В принципе, мы понимаем, как нам выходить на другие рынки, кого нанять, с какими паблишерами договариваться. Перевод сайтов мы сделаем через несколько месяцев. И начнем потихоньку. Но это точно будет не Америка. Многие говорят что завтра, послезавтра выйдем в Америку, но я не представляю, кому мы там нужны.

А что сделать, чтобы были нужны?

Ничего, рынок занят. Это глупо, когда у тебя есть Россия, СНГ, Восточная Европа, - пытаться долбиться в Америку, где рынок пренасыщен рекомендательными проектами. Может быть, я не прав. Но мне так кажется. Учитывая то, что я никогда не был в Америке.

В прошлом году вы стали резидентами "Сколково". Сложно было пройти?

С бумагами там достаточный был геморрой. Думали, месяц займет, а мы месяца 3 только собирали, копировали. Потом месяца 2 все это рассматривалось. Под конец хотели все это бросить. Столько сил вложили. Зато сейчас платим меньше налогов, страховых взносов. Что-то еще от Сколкова хотеть особо не надо. Я знаю, что очень многие на стартах получают какие-то гранты. Нам гранты не нужны.

А в плане менторов, наставников?

Зачем они нам? Зачем они вообще нужны? Стартапер должен сам научиться всему. Ну или нанять людей. Мне кажется, что все эти консультанты, менторы - у Джорджа Карлина есть такой монолог: "Люди, которых надо убить". Мне кажется, они абсолютно бесполезны для проекта. Может, в каких-то больших компаниях они могут выступать консультантами, советниками. Но в маленьких стартапах - не знаю. Каждый проект настолько индивидуален, и мне сложно представить, что кто-то может быть ментором у Surfingbird. У нас есть люди, которые нас консультируют по пиару, или люди, которые консультируют по разработке. Они понимают, что мы не нужны друг другу. Если собираешься с ментором проводить пять дней в неделю или даже один, - значит, ты что-то делаешь не так: не туда поворачиваешь, думаешь не теми мыслями.

А ты все решения, все идеи - сам?

Ну да. Я советуюсь с нашими девелоперами, консультантами, знакомыми. В 90% случаев  принимаю решения самостоятельно. Тирания, диктатура. Стартап должен очень быстро развиваться. Неважно, он делает правильные решения или неправильные, но принимать их нужно очень быстро. Когда работал в крупной компании, там была основная ошибка -  многочасовые, задумчивые совещания.

В чем основная монетизация?

Часть рекомендаций может быть оплачена клиентами. Все.

То есть это рекламные какие-то посты?

Нет, не посты, а страницы. Любая рекламная страница. Вышел планшет - ставим в категорию "Гаджетов", фотоаппарат - - в "Фото".

А вы не предлагаете, чтобы клиенты делали контент, в который бы вставляли свои бренды?

Пока нет. Мы сами,скорее всего, будем делать контент. Не контент именнно, а адаптивные страницы. В мобильный веб-страницу никак не засунешь, поэтому мы будем делать какие-то адаптивы.

Будешь нанимать каких –то журналистов?

Необязательно журналистов. Можно ведь фото, видео, картинки. Сейчас уже никто не читает тексты.

У тебя  доля в 19%?

У меня и у другого фаундера вместе - 20%.

А как так получилось, что 80% забрали инвесторы? Это было их требование?

Так получилось, что когда дали деньги, у нас не было ни прототипа, ни идеи. Нас привел бывший коллега и сказал: "Это Дима и Сережа, дайте им денег". Нам дали, мы пошли делать Surfingbird. Мне кажется, что лучше заниматься любимым делом, получать 10% от, например, миллиарда. Это лучше, чем 50% от нуля.

Без идеи, без прототипа?..

Ну, вот так вот получилось. У нас в этом плане необычная история. На тот момент даже домена не было.

А какой ты видишь в будущем свою компанию?

Большой, красивой... Учитывая, что мы сейчас №1 среди рекомендательных сервисов в России, дальше мы видим себя №1 в СНГ, в Восточной, Западной Европе. У нас в планах не только рекомендовать какой-то контент, но и воплощать другие проекты для рекомендации еды, рецептов. Нам вообще все интересно, что лежит в плоскости рекомендаций. Мы видим себя холдингом с разными рекомендательными сервисами.

Расскажи про свободное время.

Его не так много. Летом катаюсь на мотоцикле, зимой ничего не делаю. Делаю домик из одеяла и сижу в нем. Люблю путешествовать. Не просто лежать на пляже - на 3-й день у меня крышу начинает сносить.

Сколько времени максимум можешь не проверять почту?

Вообще бы ее никогда не проверял, удалил бы. Работать можно и без почты. День, наверное, не проверяю. Я пробовал: на третий день ее уже и не надо проверять. Все понимают, что "абонент не абонент" и начинают решать свои проблемы самостоятельно. Если уж что-то совсем ужасное, можно и позвонить. 

У тебя есть мания все контролировать? Или ты спокойно доверяешь сотрудникам?

Нет такой мании. Все знают, что если они сделают херово, то я так и скажу. Мой любимый комментарий в тасках: "х..та" и "говно". Сотрудники стараются изначально сделать хорошо, чтобы потом не переделывать. Это же очевидно: сделай изначально хорошо и сэкономь время себе и всему коллективу.

А есть мания делать все быстрее и еще быстрее?

Мы, конечно, стараемся все делать максимально быстро. Чтобы проверить нашу какую-то гипотезу и понять, стоит ли ее дальше развивать или нет. Или вообще отказаться.

Много от чего отказывались?

Вот недавно SurfTV убили. Не пошла и все. И так пытались сделать, и так, но никто не пользовался. Категории еще недавно убрали: "Религию", например. Тяжело найти какие-то сайты про религию более-менее нормальные. В общем, мы без лишних сожалений расстаемся с фичами, которыми никто не пользуется. Даже наоборот: с радостью, с песнями-плясками.

Когда, по твоим прогнозам, будет самый бум Surfingbird?

Через год, наверное. Сейчас много команд делают рекомендельные сервисы. На западе их уже очень много и есть достаточно состоявшиеся, как Flipboard, например.

По фидбэку много улучшений делали?

Мы вообще не сторонники того, чтобы слушать юзеров. Они не видят картину в целом. Они видят на шаг вперед, а мы - на тысячу километров. 

Вас хотели купить "Одноклассники"...

Да, но они как-то очень вяло хотели. Нам не очень хочется продаваться Mail.ru. Последнее, наверное, место, куда бы нам хотелось попасть снова.

А первое место?

Первое место мы пока не видим, то есть мы не видим пока продажу компании целиком. Мы видим новых инвесторов. Ну, или если что-то фантастическое: Google или Яндекс, например. Но без слияния с компанией.

Не нравилось работать в крупной компании?

Не то, что не нравилось. Бывают периоды в жизни, которые каждый человек должен пройти, типа работы в больших корпорациях. Безликих, без лица, без стиля. Она успешна, но ты там поработал, приобрел опыт - пора двигаться дальше. Но вот возвращаться туда – это как шаг назад.

Давай какой-нибудь совет предпринимателю, только  в твоем стиле.

Много работать, проверять свои гипотезы, быстро  запускаться.  Как говорил мой один коллега: лучше сделать хорошо сегодня, чем идеально - завтра. Вот он - наш принцип.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме