Новости

Эксперты оценили теневой рынок алкоголя в интернете в 2,75 млрд рублей

Новости
Денис Савосин
Денис Савосин

Редактор новостного отдела

Денис Савосин

Оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете в 2021 году составил 2,75 млрд рублей, говорится в исследовании Group-IB. Это на 266 млн рублей больше, чем годом ранее. Всего эксперты обнаружили около 3 тыс. онлайн-ресурсов (сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях), торгующих спиртным. Главным алко-мессенджером стал Telegram.

Эксперты оценили теневой рынок алкоголя в интернете в 2,75 млрд рублей

В 2019 и 2020 годах, по данным Group-IB, теневой рынок оставался на отметке 2,5 млрд рублей. В 2021 году он снова пошел в рост. Эксперты обуславливают это подросшими ценами на алкоголь на 2,46% и популярностью в период пандемии дистанционных онлайн-покупок.

Так, в уходящем году количество запросов в поисковике «Яндекс» «купить алкоголь с доставкой» с января по ноябрь превысило 108 тыс., что почти в два раза больше показателя 2020 года.

Эксперты обнаружили в интернете в 2021 году около 3 тыс. онлайн-площадок для реализации горячительного, в том числе контрабандного и произведенного и поступившего в продажу без уплаты налогов.

За последние четыре года из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в интернете, и Роскомнадзора количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза: если в 2018 году их было около 4 тыс., то в 2021 уже около 2 тыс. сайтов.

Однако под каждый такой алкомаркет владельцы готовят «зеркала» основных сайтов, в среднем, по 15 доменов для каждого алкомаркета. В 2021 году специалистам удалось обнаружить самую крупную сеть, которая насчитывала около 122 связанных доменных имён. В случае блокировки одного домена — весь контент оперативно «переезжает» на другой и продолжает торговлю.

Исследование показало, что на фоне снижения количества сайтов растет аудитория алкомаркетов в соцсетях и мессенджерах. Эксперты Group-IB обнаружили около 300 различный групп и аккаунтов в соцсетях, предлагающих продажу выпивки с доставкой на дом, а также продажу контрафактного алкоголя. При этом, несмотря на уменьшение количества групп в соцсетях, число подписчиков возросло в 3,8 раз.

15 топ-менеджеров, которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Главным алкомаркетом в 2021 году стал мессенджер Telegram, в котором эксперты обнаружили около 130 алкоканалов (в 2020 году их было всего 50) с суммарным числом подписчиков около 750 тыс. (было 160 тыс.). 

Специалисты Group-IB оценили экономические показатели теневого алкорынка в 2021 году: «При средней посещаемости сайта, реализующего алкоголь с доставкой, в 1965 человек в месяц, минимальной конверсии (1%) и средней стоимости одной покупки в 1557 рублей заработок 1700 онлайн-магазинов составил в 2021 году около 624 млн рублей».

Плюс к этому ежегодный оборот сайтов с подделками-дубликатами превышает 225 млн рублей в год. Заметив активную миграцию продавцов алкоголя в соцсети и мессенджеры, специалисты также оценили оборот продажи алкоголя в этих каналах. По их данным, он составил 1,9 млрд рублей при аудитории в 82,4 млн пользователей.

Таким образом, общий оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя на всех онлайн-площадках по итогам 2021 года составил порядка 2,75 млрд рублей против 2,5 млрд рублей в 2020 году.

Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!

Фото на обложке: Vicky Gosselin / Depositphotos

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Главная мера предосторожности — это публичность». Как российских предпринимателей судят за госизмену
  2. 2 Корпорации научат: где получить «вышку» от «Яндекса», Group-IB и других компаний
  3. 3 Аналитики составили портрет российского потребителя вина
  4. 4 Эксперты выяснили, на какие отрасли чаще были направлены DDoS-атаки в 2021 году
  5. 5 В России на 23% увеличилось количество объявлений о продаже готового бизнеса