Сервис онлайн-кредитования MoneyMan опубликовал исследование портрета клиента компании.
Компания выяснила, что типичный российский заемщик — мужчина 29 лет с высшим образованием, холостой и пока не имеющий детей. Он трудится в сфере торговли и зарабатывает около 30 тысяч рублей в месяц. Имеет собственное жилье или долю жилья.
Кроме того, MoneyMan сделала несколько интересных выводов из исследования по отдельным срезам.
Пол
В отличие от оффлайн-МФО больше займов в онлайн-компаниях получают мужчины. Перелом, причем довольно существенный, в пользу сильного пола произошел как раз в 2014 году.
Пол | 2013 | 2014 |
Мужчины | 49% | 54% |
Женщины | 51% | 46% |
Возраст
В 2014 году среднестатистический заемщик онлайн МФО стал немного старше. Также увеличилось количество заемщиков старше 50 лет. Это общемировой тренд, согласно которому старшее поколение все активнее осваивает дистанционное кредитование, высокотехнологичные банковские услуги, телекоммуникационные услуги, в том числе, интернет.
Возраст (в гг.) | 2013 | 2014 |
18-30 | 42% | 41% |
31-40 | 35% | 33% |
41-50 | 15% | 17% |
51+ | 8% | 9% |
Семейное положение
В 2014 году на 2% увеличилось количество несемейных заемщиков . Также на один 1% увеличилось заемщиков в браке до 40%.
Отметим, что количество заемщиков в разводе снизилось почти вдвое с 11% до 6%. При этом на 50% выросла доля клиентов, проживающих вместе с партнером. В целом можно сказать, что доля одиноких заемщиков онлайн-МФО сократилась за год с 55% до 51%.
2013 | 2014 | |
Не женат\не замужем | 42% | 44% |
Женат\замужем | 39% | 40% |
Вдовец\вдова | 1% | 1% |
Разведен\а | 12% | 6% |
Гражданский брак | 6% | 9% |
Доходы
75% заемщиков онлайн-МФО зарабатывают до 40 тыс. рублей в месяц. Снижается доля клиентов с высоким доходом от 50 тыс. рублей в месяц с 14% в 2013 году до 11% в 2014 году. Также снизилась доля клиентов с доходом до 20 тысяч рублей. Это произошло в том числе за счет роста заработной платы населения в рублях.
Сфера деятельности
Что касается рода занятий заемщиков, то 24% из них являются работниками торговли, 21% — бюджетники, военные и госслужащие, 13% — водители, строители и разнорабочие, 11% трудятся в сфере услуг. Примечательно, что для онлайн-МФО характерна большая доля сотрудников финансового и ИТ-секторов экономики в сравнении с традиционными микрофинансовыми организациями.
2013 | 2014 | ||||||||
Бюджетная сфера (военнослужащие, госслужащие, медработники, работники науки и образования) | 15% | 21% | |||||||
Финансы, банки, страхование, консалтинг | 5% | 9% | |||||||
Строительство, транспорт | 16% | 13% | |||||||
Промышленность, ТЭК, добывающий сектор | 14% | 7% | |||||||
IT, телекоммуникации | 7% | 10% | |||||||
Торговля | 26% | 24% | |||||||
Сфера услуг | 10% | 11% | |||||||
Неработающие пенсионеры, студенты, декрет и другие | 7% | 5% |
Значительное увеличение доли бюджетников (на 6%) говорит о том, что рынок предпочитает заемщиков со стабильным постоянным доходом. Также стоит обратить внимание на рост доли заемщиков, трудоустроенных в финансовом секторе.
Рынок дистанционных займов все больше склонен искать заемщика не только в сегменте subprime, но и нижнем банковском сегменте.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter