Март однозначно стал месяцем travel-стартапов в России. Новые крупные раунды Oktogo.ru и Ostrovok.ru вновь заставили говорить о данной нише весь рынок. Уже не менее $250 млн. вложено и несмотря на всеобщее скептическое отношение к сегменту online-travel, поток инвестиций не сокращается.
Почему инвесторы верят в travel? По данным исследовательской компании PhoCusWright, рынок онлайн-путешествий в России растет на 50% в год и превысит $10 млрд в 2013 г.
Первыми стартапами в данной сфере появившимися и добившиеся успеха на российском рынке были, всем известные: сервисы подбора отелей Ostrovok.ru и упомянутый Oktogo.ru, в 2011 году местное представительство открыл мировой лидер по аренде частного жилья – Airbnb и конечно путешествие не возможно без перемещения в пространстве, Ozon.Travel и OneTwoTrip предлагают сервис по подбору авиабилетов, Anywayanyday позволяет в одном месте подобрать и билет и отель. А место для новичков, как вы считаете, есть? Что должен предложить сервис, чтобы завоевать аудиторию?
Не так давно на российском рынке появился ещё один проект в сфере travel - Voyanga. Это сервис индивидуальных путешествий, предоставляющий возможность покупки авиабилетов и бронирования отелей по всему миру. На первый взгляд проект действительно качественный и с амбициями стать одним из лидеров в нише. Мы решили пообщаться с командой Voyanga и узнать подробности о сервисе, а также о том, как выглядит рынок путешествий изнутри.
КОМАНДА
Любой проект, это всегда в первую очередь люди за ним стоящие. Voyanga - это кто?
Сейчас над проектом работает 9 человек, это высококлассные специалисты в своих областях. У нас маленькая команда и это здорово: все решения принимаются мгновенно, а функциональные изменения внедряются очень быстро. Все имеют за плечами большой опыт работы в разработке, маркетинге, дизайне, travel- и ecommerce-проектах, в больших компаниях и стартапах. У нас нет ни одного лишнего человека и каждый отвечает за что-то свое. Мы умеем делать хорошие продукты, которые имеют сильную поддержку со стороны маркетинга.
РЫНОК
Почему сфера travel?
Достаточно долго мы довольно успешно занимались разными проектами в области электронной коммерции и на определённом этапе развития начали искать для себя новые ниши, обратили внимание на online-travel, к тому же мы сами любим путешествовать.
Во-первых, до сих пор есть достаточное количество ниш, не до конца покрытых текущими игроками. Мы видим их плюсы и минусы, видим, за счёт чего можно предоставить уникальный сервис. Видим тенденции и пытаемся предугадать развитие, пока что нам это удается.
Во-вторых, рынок растёт достаточно быстрыми темпами и будет увеличиваться в объемах ещё долго.
В-третьих, для нас online-travel — это своего рода высшая лига, здесь сосредоточены высочайшая конкуренция, большие бюджеты, лучшие умы электронной коммерции и маркетинга. Это очень сложная, интересная, перспективная и захватывающая область.
Рынок travel-стартапов в России достаточно насыщен, как вы собираетесь привлекать аудиторию?
Это сложный и интересный вопрос. За последний год рынок online-travel в этом смысле очень сильно изменился: конкуренция выросла, а стоимость привлечения траффика стандартными методами выросла в 7 раз. Сегодня привлечение пользователя на покупку авиабилета через контекстную рекламу обходится в среднем в 5–6 раз дороже, чем заработок с этой продажи. При условии, что среднестатистический человек летает 4–5 раз в год, а в лояльные клиенты перейдут далеко не все, то продажа через контекстную рекламу окупается лишь через год. Год назад, когда мы только начинали, у нас была чистая просчитанная «математическая» модель, основанная на нашем опыте, и она работала, сейчас же у нас больше уклон в «гуманитарную» модель. Ещё какое то время можно будет относительно легко привлекать SEO-траффик, но скоро и с этим будут проблемы.
Мы сконцентрированы на продукте. Мы делаем его удобным, понятным и как для себя. Кроме того у нас есть ключевые отличия от конкурентов в виде комплексных продаж и хороших скидок. Если у тебя качественный продукт, то рано или поздно твоя аудитория найдет тебя сама.
Но разумеется мы не забываем и про маркетинг, в этом направлении у нас развернут серьезный фронт работ.
Так же мы сейчас начинаем активное сотрудничество с мета-поисковиками билетов и отелей, выставляя там свои предложения.
СЕРВИС
Вы являетесь агрегатором или работаете с поставщиками услуг напрямую?
Мы работаем с поставщиками услуг напрямую. По авиабилетам – у нас три системы бронирования, по отелям – около десяти. При запросе на поиск мы ищем во всех системах, комбинируем похожие результаты, удаляем множество заведомо неподходящих пользователю вариантов, отставляем лучшие цены и показываем их пользователю.
Вся продажа и клиентское обслуживание полностью происходят на нашей стороне.
За счёт чего достигается самая выгодная цена на билеты, скидка на комплексные туры? (Кстати, мы сами проверили и видимо с Voyanga теперь будем дружить, билеты по тем направлениям, что мы смотрели, действительно оказались по самой выгодной цене по сравнению с другими популярными сервисами).
Продавая клиенту авиабилет вместе с отелем мы получаем агентское вознаграждение как от авиакомпании, так и от отеля. Именно им мы и делимся с пользователем, причем большей его частью. А совсем скоро мы запустим ещё и бонусную программу, которая будет давать возможность пользователям расплачиваться баллами как за отель так и за авиабилет, независимо от того что он покупал до этого.
Кроме того, мы активно работаем над тем, чтобы и на отдельные составляющие путешествия, будь то авиабилет или отель, у нас были хорошие предложения. Это долгий и поэтапный процесс работы, в котором есть множество своих хитростей, на который нужно определенное время. Мы сейчас находимся где то в середине этого пути, но уже сейчас у нас по многим направлениям лучшие цены.
По авиабилетам можно экономить за счет подключения к системам бронирования через доступы в разных странах, за счет эквайринга, отправляя платеж напрямую в авиакомпанию. Есть много интересных вещей.
Если говорить об отелях, то наша схема работы позволяет нам во многих случаях быть дешевле, чем booking.com, потому что она в принципе другая. Также в ближайшем будущем мы будем подключать дополнительно прямые контрактные отели.
Описание отеля на его сайте и реальность иногда сильно расходятся, как на вашем сервисе решается данная проблема?
Мы пытаемся предоставить максимум информации об отеле, причем сравниваем это в разных системах бронирования. В случае, если мы знаем дополнительные данные, мы указываем год постройки дома, адрес веб-сайта отеля и его номер телефона. На основании своей аналитики, а так же отзывов большого количества пользователей, мы строим рейтинг отеля, отображая его в поисковой выдаче.
ДЕНЬГИ
На какие средства велась разработка? Собираетесь ли идти к инвесторам за раундом в ближайшее время?
Мы привлекали частные инвестиции на этот проект. В истории с инвестиционными фондами мы только сейчас начинаем постепенно входить.
В online-travel проектах, первое время слово «капитализация» сильно важнее, чем слово «заработок». Это проекты с достаточно маленькой маржой, большими оборотами, высоким порогом входа и немалыми инвестициями.
Привлечение второго раунда — логичный шаг для нас на данном этапе нашего развития и мы готовы идти на диалог в этом направлении.
Бухгалтерский баланс Voyanga положительный или отрицательный? Является ли сервис прибыльным уже сейчас?
Voyanga пока что слишком молодой проект, мы только месяц как запустились. О каких то цифрах можно будет говорить только через пол года.
Какова вообще модель монетизации?
Мы зарабатываем на комиссии, которой с нами делятся авиакомпании и отели с проданных нами услуг. Частью этой комиссии мы делимся с пользователями, часть – оставляем себе.
Как вы оцениваете перспективы рынка travel? Готовы ли широкие массы планировать путешествия самостоятельно, без помощи, например, тур-операторов? Остаётся ли проблема недоверия большой части населения РФ к электронным платежам или этот рубеж уже пройден?
Перспективы online-travel просто огромны. В мире есть всего несколько стран, где этот рынок растет сейчас такими темпами, одна из них – Россия. В 2010 рынок вырос на 70% за год, в 2011 на 50%, сейчас рост держится на уровне 40%. В 2010 году в России было реализовано порядка 4 млн билетов, из них через интернет всего 7%. Сегодня доля онлайна – 15%, в то время как в США онлайн приобретают порядка 60% всех билетов.
Что касается электронных платежей, то уровень лояльности к ним стремительно растет. Ещё несколько лет назад на сайтах агентств по продаже авиабилетов наличностью предпочитали платить 15-20% пользователей. Сейчас эта цифра 3%.
Что касается самостоятельного планирования, то мы верим в это направление. Да, пока что большая часть нашей страны отдыхает на пляжах Египта и Турции, но мы наблюдаем активный рост именно в сегменте индивидуальных путешествий. Первый большой шаг в этом направлении сделали сайты по продаже авиабилетов, появившиеся в 2008 и автоматизировавшие процесс оформления и выписки билетов. Сейчас авиакомпании снижают комиссии, проекты уходят в демпинг, рынок сам двигает идею комплексных путешествий. И сегодня мы делаем второй большой шаг. Мы верим в модель комплексных продаж в индивидуальном туризме.
ПЛАНЫ
В собираетесь работать только на локальном российском рынке? Какие стоят задачи на ближайшие полгода?
Сейчас задача №1 – уверенно выйти и удержаться на российском рынке, но наша модель позволяет масштабироваться и на рынки других стран. В ближайшие пол года мы хотим довести текущую версию продукта до совершенства, подключить несколько новых поставщиков данных, сделать бонусную программу и удивить вас новыми и интересными идеями. Наша цель – стать планировщиком поездки. Наша задача на ближайшее время – молниеносный старт.
Воянга любит тебя сильнее чем твоя бабушка:)
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
10 декабря 2024
10 декабря 2024
11 декабря 2024