Светлана Зыкова
Сегодня «Яндекс» презентовал новый сервис Яндекс.Доставка, ориентированный на отправку товаров в регионы. Ожидается, что это решение упростит работу интернет-магазинов с логистическими операторами, так как риски «Яндекс» планирует брать на себя – в итоге должны выиграть и продавцы, и конечный потребитель. Rusbase собрал мнения и прогнозы игроков рынка о новом продукте «Яндекса».
По теме: «Яндекс» запустит свой сервис доставки
Основной мотив запуска Яндекс.Доставки – раскачать интернет-магазины на увеличение продаж в регионы. Похожие сервисы уже присутствуют на рынке, и теперь у них появился хороший конкурент. Интернет-магазины обязательно оценят его благодаря прозрачной выгоде – Яндекс.Доставка повышает эффективность операций при работе с несколькими службами доставки.
На мой взгляд, в основе модели физической агрегации, которую выбрал «Яндекс», лежит принцип сокращения издержек интернет-магазина, что не может являться единственным драйвером роста заказов в регионы. От самих логистов требуются улучшения в процессе доставки, на которые Яндекс сможет влиять как важный клиент.
Зарабатывать хорошие деньги на этих операциях «Яндекс» вряд ли будет. Основной доход будет приходить тем, кто обеспечивает цепочку доставки. Я вижу хорошие возможности монетизации за счет синергии с классическими сервисами – Яндекс.Деньгами и Яндекс.Маркетом.
Идея выглядит многообещающей. Но, как всегда, все зависит от реализации: я вижу, как похожие агрегаторы запускаются почти каждый месяц и после этого пропадают.
Если Яндекс сможет выступить не только как биржа, но и будет управлять логистическими процессами своих партнеров – тогда у этой бизнес-модели есть будущее.
На мой взгляд, Яндекс.Доставка – это логичное продолжение и повторение успешной истории Яндекс.Маркета и Яндекс.Такси. «Яндекс», имея в своем распоряжении большие ресурсы (в том числе – интеллектуальные, организационные и финансовые), прекрасно впишется в рынок и даже может стать доминирующим игроком 3PL. Сомнительно, что кто-то из конкурентов предложит аналогичный набор функций с таким же уровнем доступа, качеством обслуживания, охватом и интеграцией. С масштабом и возможностями «Яндекса» соревноваться не будет никто. Компания даст хорошие условия по работе и интеграции для нового сервиса магазинам из Яндекс.Маркета, а это уже солидная часть рынка. Можно было бы предположить, что на фоне истории работы Яндекс.Такси логистические операторы поостерегутся включаться в партнерские программы Яндекс.Доставки. Но надежды на такую ситуацию мало, так как это уже для них будет просто «новая реальность».
Магазины из Маркета (и вообще, большая часть e-commerce рынка) будут сотрудничать с «Яндексом» – никуда они не денутся. При одинаково хорошем качестве обслуживания им не принципиально, кто будет работать с логистикой, но масштаб «Яндекса» дает надежду на большую стабильность, запас прочности и потенциальное меньшее количество проблем. Развивать дальше свою службу доставки тоже не будет иметь смысла – это просто не конкурентоспособное решение. В целом я считаю, что открытие Яндекс.Доставки – это сильный ход «Яндекса». Будет интересно понаблюдать за ее развитием.
На данный момент непонятно, как будет выглядеть финальная версия продукта. Если смотреть на логистику, вопрос кроется в деталях, дополнительных комиссиях, процессе возвратов и т.д. При этом можно однозначно сказать, что спрос на сильного федерального игрока, способного объединить все регионы, есть, и он огромен.
С другой стороны, ключевые игроки будут с большой опаской относится к проекту. Вероятность того, что «Яндекс» перекроит рынок доставки (как он сделал, например, с рынком такси в Москве) очень высока. В итоге конечный потребитель, несомненно, может выиграть, но многие бизнесы закроются.
Если продукт будет успешным, может очень сильно измениться структура интернет-магазинов, и центр ключевых преимуществ из логистики сместится на другие направления. Так, сейчас невозможно выстроить хороший бизнес, не понимая, как закупать товары, доставлять их и как делать маркетинг (желательно в отличных от контекстной рекламы каналах). Логистика из этого списка может исчезнуть.
Новое интеграционное решение – это плюс для рынка. Но любая интеграция должна нести в себе ощутимые преимущества как для покупателя, так и для продавца.
В логистике решения оцениваются лишь двумя показателями (или их балансом) – затратами и сервисом. С точки зрения теории и идеи, безусловно, «Яндекс» сможет предложить доставку товаров по более интересным тарифам. Хотя бы за счет того, что их negotiation power в переговорах с непосредственными логистическмии операторами будет, наверное, самой сильной сегодня на рынке российской e-commerce.
Другой вопрос – качество логистического сервиса. Клиенты, получающие товар, и продавцы будут любить или ненавидеть именно Яндекс.Доставку, а не логистического оператора, по чьей вине будут происходить ошибки или накладки в доставке.
И здесь будет очень интересно понаблюдать, как сервис справится с объемом именно проблемных заказов, которых будет достаточно много. Но я уверен, что если проблема логистического сервиса будет решена, то Яндекс.Доставка сможет стать одним из успешных интеграторов.
Фото: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как самозанятому стать ИП»
- 1 Гендиректором «Яндекс Доставки» стал бывший топ-менеджер Delivery Club Олег Хаустов
- 2 В России каждый четвертый заказ готовой еды доставляется с задержкой
- 3 Wildberries добавила оплату таможенных пошлин при заказе зарубежных товаров
- 4 «Купер» запустил доставку посылок между пользователями