На рынке регулярно появляются новые продукты от отечественных разработчиков. Иногда одновременно со зрелыми решениями можно видеть и достаточно «сырые» варианты. Как выбрать действительно работающее ПО, с которым не возникнет сложностей? Антон Коваленко, директор департамента продуктового маркетинга Arenadata, рассказал про 10 важных аспектов, на которые стоит обратить внимание.
Продукты для хранения и обработки данных базируются на основе различных систем управления базами данных (СУБД). Помимо реализации стандартной задачи по построению корпоративных хранилищ данных (КХД), компании из различных отраслей могут использовать эти продукты для разных бизнес-задач.
Например, ритейл с их помощью анализирует покупательское поведение и управляет цепочками поставок, промышленность использует для мониторинга производственных процессов и управления качеством, а финсектор — для анализа рисков и обеспечения безопасности транзакций.
Потребность в таких продуктах возникает, когда компании начинают работать с большими объемами данных и нуждаются в инструментах для их эффективного управления и анализа. Рассмотрим 10 признаков, которые могут указывать на проблемы при выборе продукта для работы с данными.
Кейсов внедрения мало или они нерелевантны отрасли
Если продукт имеет ограниченное количество успешных внедрений на рынке, особенно в вашей отрасли, это может свидетельствовать об отсутствии достаточной экспертизы вендора.
Например, продукт, успешно применяемый в ритейле, может не подходить для промышленности без значительных модификаций. Но даже в случае наличия кейсов в вашей отрасли стоит обратить внимание на их количество и долгосрочность применения. Один пилотный проект не может гарантировать то, что это действительно подходящий продукт для вашей задачи.
Как обезопасить себя: запросите у вендора релевантные примеры по внедрению продукта. А еще лучше попросите организовать референсные визиты в компании из вашей отрасли, которые поделятся с вами опытом по работе с интересующим продуктом.
Продукт реализован на непопулярном решении
Использование непопулярных или устаревших технологий может привести к проблемам с наймом квалифицированных специалистов. Если решение построено на непопулярной технологии, желающих с ним работать будет немного, а стоимость таких кадров нередко оказывается завышенной. Поэтому даже в случае успешного закрытия таких вакансий в дальнейшем надо быть готовыми к тому, что затраты компании на поддержку и развитие решения существенно возрастут.
Помимо материальной компенсации, нужно будет обеспечить сотрудников интересными задачами и развитием. В противном случае высока вероятность, что им станет скучно, и они уйдут из штата.
Как обезопасить себя: чтобы не столкнуться с дефицитом кадров и не стать заложником собственной ИТ-команды, при выборе решения обратите внимание, насколько востребована лежащая внутри него технология.
Заранее посмотрите на рынок персонала, узнайте у коллег, внедривших подобный продукт, сколько времени у них уходит на закрытие вакансий. Нелишним будет изучить вопрос, достаточно ли курсов по обучению работе с интересующей технологией.
Решение изначально разработано для внутренних потребностей компании
Если продукт изначально разработан внутренней командой компании для решения ее внутренних задач, то существует риск, что ваши потребности и задачи либо частично, либо в полной мере не будут удовлетворяться данным решением.
Кроме того, приоритет разработчиков может быть отдан внутренним задачам, а не внешним клиентам. Вы можете столкнуться с тем, что задачи будут выполняться долго и некачественно, а дорожная карта развития продукта не будет учитывать ваши интересы.
Как обезопасить себя: внимательно изучите условия договора. В нем должны быть четко указаны функциональные и технические требования к продукту и требования по срокам их реализации. Также будет нелишним убедиться в наличии именно внешних заказчиков продукта и получить от них отзывы о работе разработчика продукта.
Отсутствие партнерской сети
Отсутствие развитой партнерской сети может создать сложности с процессом интеграции решения. Такая проблема ведет к ограниченному выбору интеграторов, невозможности проведения конкурсных процедур и задержкам в реализации проекта. Также в дальнейшем в случае необходимости сменить интегратора возникнут значительные трудности.
Как обезопасить себя: уточните, есть ли у вендора партнерская сеть, какое количество компаний она включает, какая репутация на рынке о них сложилась.
Непрозрачная модель образования стоимости продукта
Если стоимость продукта и дополнительные расходы выясняются только в процессе обсуждения, это может привести к значительным перерасходам бюджета. Уже на этапе коммерческого предложения можно увидеть, что формулировки расплывчатые или имеют неоднозначную трактовку. А при уточнении такие моменты подсвечивают дополнительные затраты для бизнеса. Поэтому важно иметь четкое представление о стоимости продукта и всех услуг с самого начала.
Как обезопасить себя: запросить у вендора детализацию коммерческого предложения. Если он не может понятно объяснить стоимость продукта и услуг, вряд ли при дальнейшем взаимодействии он сможет внести в этот вопрос ясность.
Отсутствие экосистемы
Любой бизнес стремится к развитию и масштабированию. Это же касается и используемых технологичных продуктов. Важно учитывать, что в дальнейшем вам потребуются новые инструменты и функционал для еще более эффективной работы с данными.
Экосистема продукта подразумевает множество дополняющих друг друга решений и инструментов, которые можно легко и быстро добавлять в проект в случае необходимости.
Таким образом, сотрудничество с вендорами, у которых отсутствует или плохо развита экосистема, может создавать проблемы при масштабировании проектов: интеграция дополнительных компонентов от других вендоров может привести к несовместимости и трудностям в поддержке.
Как обезопасить себя: обратите внимание, есть ли у вендора другие продукты, которые могут вам потребоваться для масштабирования работы с данными. А ещё — как они интегрированы между собой, есть у вендора дорожная карта развития продуктов его экосистемы или нет.
Безопасность системы подтверждается только словами
Без официальных документов, подтверждающих безопасность системы, вы вынуждены полагаться только на честность вендора. Это может быть рискованно, особенно в областях, где безопасность данных критически важна.
Как обезопасить себя: узнайте, внесен ли продукт в интересующие вас реестры. Например, вряд ли компании с критической информационной инфраструктурой (КИИ) подойдут решения, не имеющие должного уровня сертификации во ФСТЭК.
Техническая поддержка со множеством условий
Если техническая поддержка не закреплена в SLA (соглашение об уровне предоставления услуг), есть шанс узнавать об условиях по факту. Так, сроки ответа и решения задач могут неприятно удивить и негативно сказаться на деятельности компании. Наличие круглосуточной поддержки, например, является важным аспектом для многих компаний.
Как обезопасить себя: подписывать SLA, где будут указаны все условия работы технической поддержки, а также штрафы за их неисполнение. Также не будет лишним убедиться, что вендор имеет достаточные ресурсы и необходимую инфраструктуру для обеспечения технической поддержки внешних, а не внутренних заказчиков и умеет масштабировать команду поддержки в случае роста числа внешних клиентов.
Отсутствует обучение для команды клиента
Некоторые вендоры не готовы вкладываться в подготовку и организацию обучающих курсов или не умеют делиться экспертизой с клиентами. В итоге продукты, для которых нет учебных курсов, трудны в освоении и использовании. Пользователям придется самостоятельно разбираться в особенностях решения, что может занять много времени и привести к ошибкам.
Как обезопасить себя: наличие учебного центра и проверенной программы курсов по всем продуктам на стороне вендора позволит вашей команде быстро освоить новый продукт и узнать его особенности, что позволит более быстро и эффективно начать его использовать.
Комьюнити разработчиков отсутствует или оно не развито
Популярные решения обычно имеют развитое комьюнити, где можно найти ответы на многие вопросы и получить помощь от других пользователей. Разработчики охотно делятся опытом внутри сообщества, что позволяет не только значительно облегчить работу с продуктом и избежать многих ошибок, но и замотивировать, а также заинтересовать сотрудников в дальнейшей работе с продуктом.
Как обезопасить себя: изучите технологии, которые использованы в продукте. Обратитесь к своим или сторонним разработчикам за консультацией относительно комьюнити: насколько оно развито и активно.
При выборе продукта для работы с данными необходимо учитывать множество факторов, чтобы избежать проблем в будущем. Внимание к кейсам внедрения, популярности используемых технологий, наличию партнерской сети, стоимости и другим аспектам поможет сделать правильный выбор.
Фото на обложке: Freepik
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Заказная разработка или коробочное решение: о чем важно помнить при выборе
- 2 No-code в HR: как это работает и какому бизнесу подойдет
- 3 Что поможет программисту из России найти заказчиков за рубежом?
- 4 Создание мобильных приложений — что важно учесть в нынешних условиях?
- 5 «Революция отменяется»: почему сервисы no-code далеко не всегда полезны бизнесу
ВОЗМОЖНОСТИ
09 сентября 2024
09 сентября 2024
09 сентября 2024
10 сентября 2024
10 сентября 2024