Top.Mail.Ru
Мнения / IT

Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?

Кризисная схема управления бизнесом

Деловой клуб Эталон
Текст: Деловой клуб Эталон
27 апреля 2016, 15:30
Деловой клуб Эталон

2015 год был сложным для всех. Вряд ли есть хоть одна область бизнеса, хоть одна компания, которая не ощутила бы на себе влияние атрибута года №1 – под кодовым названием «кризис». Мог ли какой-либо российский бизнес масштабироваться, развиваться в это нелегкое время?

Алексей Сухарев, коммерческий директор «Поляков и партнеры», резидент делового клуба Эталон, утверждает, что такой областью стал аутсорсинг. В своей колонке Алексей рассказывает, почему не стоит бояться отдавать процессы «в чужие руки» и каким компаниям полезен аутсорсинг в бухгалтерии.

Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?
  1. Мнения

Кризис – райское время для аутсорсинга

В кризис непростое время многие компании так или иначе вынуждены искать пути оптимизации своих бизнес-процессов, снижения затрат. И предприятия все чаще отдают свои бизнес-процессы под крыло сторонних, внештатных специалистов.

Чем сложнее ситуация в стране, тем более значима роль аутсорсинговых компаний.

Вот здесь, к слову, интересный факт: аутсорсинг – едва ли не единственный сегмент реального рынка экономики РФ, показавший рост в 2015 году. По данным экспертов, в первом полугодии рост российского рынка аутсорсинга составил 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, во втором полугодии - несколько замедлился до 10% .

Наиболее это заметно в сегменте бухгалтерских и IT-услуг.


Почему бухгалтерию отдают «в чужие руки»?

Можно выделить несколько факторов активного развития бухгалтерского аутсорсинга.

  1. Необходимость снизить затраты на ведение бухгалтерии и поиск альтернатив штатным сотрудникам;
  2. Сложность подбора высококвалифицированного бухгалтера, который параллельно с качественным ведением бухгалтерии сможет грамотно и гибко выручать собственника компании в вопросах оптимизации налогообложения;
  3. Постоянно усложняется налоговое законодательство. Чего только стоят изменения, коснувшиеся всех «НДС-ных» компаний в 2015 году – в разрезе особого внимания со стороны ФНС и со введением так называемых «перекрестных проверок»;
  4. Развитие (пусть пока в зачаточном виде) риск-менеджмента в российском бизнесе;
  5. Постепенная интеграция западной бизнес-культуры, давно привыкшей к бизнес-процессам на аутсорсинге;
  6. Необходимость материальных гарантий и защиты конфиденциальной информации.

По мнению подавляющего большинства экспертов рынка аутсорсинга бухгалтерии, позитивный тренд в развитии этого бизнеса сохранится и в 2016 году, вне зависимости от внешних условий.

То есть даже при еще большем экономическом спаде в стране компании-аутсорсеры в какой-то мере даже будут выигрывать от такой ситуации, так как она будет заставлять бизнесменов думать о снижении производственных затрат.


Как в России?

В сегменте филиалов и представительств западных компаний, работающих в крупных городах России, путь аутсорсинга уже давно известен и широко применяем. Как правило, такие организации, основываясь на многолетнем опыте своей материнской компании, успешно сотрудничающей с аутсорсерами в течение многих лет, принимают аналогичное решение и автоматически обращаются к аутсорсерам и в России. Причем обычно именно к зарубежным бухгалтерским компаниям. Например, немецкие компании обращаются к немецким бухгалтерским фирмам, также работающим на российском рынке, финны – к финнам.

Что касается фирм с российским капиталом, то здесь происходит иначе – из-за отличий в бизнес-менталитете.

У многих отечественных предпринимателей, в отличие от их западных коллег, есть особенность, которая выражается в нежелании что-либо менять и пересматривать до тех пор, пока не «припрет». Пока можно работать, думают предприниматели, будем как-нибудь выживать. А вот если ситуация уже совсем тупиковая, причем вариантов не остается, кроме каких-либо конкретных перемен – тогда будем лихорадочно перестраиваться на новую модель.

Для многих российских компаний такой момент уже наступил, для кого-то – наступит завтра. Бизнесмены понимают, что нужно оперативно что-то менять в своих бизнес-процессах, делать их экономичнее. Поэтому, если еще 3-5 лет назад аутсорсинг в России был популярен в основном среди представителей зарубежного бизнеса, то со второй половины 2014 года отечественные предприятия все активнее начинают обращаться к этой модели.


Плюсы модели

Среди очевидных преимуществ аутсорсинга бухгалтерии по сравнению со штатным бухгалтером можно выделить основные:

  • Существенно меньшая стоимость,
  • Значительная экономия личного рабочего времени руководителя компании,
  • Снижение влияния человеческого фактора,
  • Материальная ответственность и гарантии по договору,
  • Возможность перенести налоговую проверку (если она все-таки произойдет) в офис аутсорсинговой компании. Такая компания является, по сути, «корпоративным бухгалтером» обслуживаемой компании, и у нее более высокий уровень квалификации специалистов, а их опыт – более универсален.

Кому это не подходит

Объективности ради стоит отметить, что в некоторых случаях аутсорсинг бухгалтерии может быть менее эффективен или просто не подходить конкретной компании.

Например, полный переход на аутсорсинг не будет удобен розничным фирмам, работающим с кассовыми аппаратами, так как контроль кассы и весь с ней связанный документооборот нужно вести в торговой точке, на месте, ежедневно.

Также вряд ли станут клиентами для внештатной бухгалтерии банки и финансовые институты. У них своя специфика учета, плюс ко всему – количество операций столь велико, что удобнее вести бухгалтерский и налоговый учет силами штатных сотрудников.


В позитивном ключе

Подводя итог, можно добавить нотку позитива. Мы все-таки смогли найти ту область бизнеса, которая не просто «держится» в это трудное для всех нас время, но еще и демонстрирует позитивный тренд развития. Этот бизнес, помимо вполне логичного желания каждой аутсорсинговой компании заработать, также несет в себе важную миссию – помочь и даже в какой-то мере спасти своих клиентов путем снижения их затрат и минимизации финансовых рисков.

И хочется верить, что аутсорсинг продолжит свою спасательную функцию и будет помогать российской экономике и весь 2016 год.




Материалы по теме:

Бизнес-оптимизация по-русски: почему этого все боятся

5 поводов запустить курьерский бизнес для e-commerce

Отдайте подрядчикам скучную работу с коробками

Три полезные ссылки. Онлайн-бухгалтерия

Финтех-стартапы: как управлять деньгами, компанией и чем угодно

Фото на обложке: Shutterstock.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Telegram-канал

Материалы по теме