Колонки

Стоит ли запускать бизнес с другом? Три правила, которые нужно помнить

Колонки
Таня Либерман
Таня Либерман

Основательница JerusalemBazar и Flowerslovers

Полина Константинова

От выбора бизнес-партнера напрямую зависит успех будущего предприятия. Доверить свой проект незнакомому человеку — это всегда шаг в неизвестность, однако зачастую ведение дел с друзьями оказывается затеей не менее рискованной. Своим опытом и советами по запуску совместного бизнеса поделилась основательница бренда ювелирных украшений JerusalemBazar и флористического проекта Flowerslovers Таня Либерман.

Стоит ли запускать бизнес с другом? Три правила, которые нужно помнить

История возникновения проекта

В 2009 году я основала бренд авторских украшений из Израиля JerusalemBazar. К моменту его запуска у меня уже была широкая аудитория в соцсетях (сначала в ЖЖ, потом в Instagram), благодаря чему дело быстро стало прибыльным — сейчас ежемесячный оборот составляет 10 млн рублей. 

Я захотела продолжать развитие в сфере красоты для аудитории, которая разделяла мое эстетическое видение, и создать еще один нишевый бизнес. Идея с цветами пришла после того, как я случайно пообщалась с ЖЖ-френдом, который недавно запустил флористический проект, и поняла, что могу лучше. 

В 2011 году открывать новый проект я решила вместе с подругой Юлей Кривинюк, которая на тот момент была администратором в салоне красоты в долгосрочном отпуске. Подключить именно ее к бизнесу я решила по двум причинам: я понимала, что не смогу все свое время посвятить цветам, так как у меня уже есть любимый проект с украшениями, а кроме того, мне искренне хотелось помочь подруге найти дело своей жизни («Это же так круто, сбежать из офиса и открыть свое дело!»).

Важна ли совместимость характеров?

Думаю, что наш бизнес не смог бы существовать только на почве дружбы. Я бы первая сбежала, если бы это было так. Нам повезло: в совместных проектах мы не дополняем друг друга, а усиливаем: что касается ведения дел и итогового продукта, тут мы обе — перфекционистки. 

Не представляю, как в нашей сфере можно работать иначе: если мы говорим об оформлении свадьбы — ключевого для наших клиенток события — все должно быть чуть лучше, чем идеально. Это наша с Юлей аксиома, и я рада, что нам не пришлось друг друга в этом «подтягивать» — с самого старта это было нашей общей ценностью.



Что касается стоп-сигналов, то стоит начать с того, каких сотрудников я люблю: быстрых, четких, энергичных, ответственных и при этом творческих. С полной противоположностью я вряд ли смогу построить здоровые рабочие отношения. Однако я не делаю быстрых выводов, а даю время сотруднику, чтобы он смог раскрыться. 

В моей практике был только один случай собеседования, когда я отказала соискательнице в моменте. Я спросила себя: могу ли я сделать частью моей системы человека с такой энергетикой и внутренним настроем? И честно ответила себе: нет, я в это не верю. Поэтому если вы понимаете, что ваши взгляды и отношение к работе не совпадают, лучше не выжидать и сразу разойтись мирно, сохранив дружбу.

Причины спорных ситуаций

Одной из главных причин конфликта предсказуемо становится финансовый вопрос — о том, как вы собираетесь делить доход, нужно договариваться на берегу. Например, в Flowerslovers мы получали доход с двух направлений — ежедневного составления и продажи букетов, а также оформления свадеб и других мероприятий. 

В какой-то момент мы разделили между собой свадьбы, и каждый забирал прибыль за своего клиента. Спорный момент возник, когда я решила вплотную заниматься развитием JerusalemBazar и отошла от оформления свадеб. В это время Юля продолжила заниматься цветочным бизнесом самостоятельно.



Получая прибыль в 50% от продажи букетов, я хотела претендовать также на половину от оформления свадеб — логично, что подруга отказала мне, но я отнеслась к этому адекватно. В итоге нам удалось прийти к компромиссу, который устраивает всех: сейчас каждая из нас получает половину прибыли от продажи букетов, и объясняется это очень просто: без моей медийности нам не удалось бы запустить проект, который сейчас является любимым делом подруги. Сейчас я остаюсь только партнером Flowerslovers, а Юля управляет им самостоятельно.

Поскольку я человек действия, то заранее не продумываю негативные сценарии. В то же время, если что-то пойдет не так, то смогу быстро отреагировать. Мой десятилетний опыт в бизнесе говорит, что я справлюсь с конфликтной ситуацией и не стану опускать руки. Но также он научил меня правилу: подстели соломки там, где можешь, а где не можешь — расслабься. Я советую фокусироваться на важном и насущном, а не на гипотетических ситуациях.

Плюсы и минусы совместного бизнеса с другом

Всем, кто задумывается о том, чтобы начать свое дело в тандеме с другом, стоит трезво оценить все «за» и «против». Безусловным преимуществом совместного дела является то, что вам не нужно тратить время на поиск партнера и притираться к незнакомому человеку, ведь вы отлично знаете слабые и сильные стороны близкого друга, а он — ваши.

Кроме того, это отличная возможность осуществить давнюю мечту, ведь решиться на открытие собственного микробизнеса вместе как минимум легче морально. 

Вместе с тем, будучи на короткой ноге, друзья-партнеры могут злоупотреблять отношениями в ущерб интересам бизнеса, не соблюдать договоренностей и не подходить к решению рабочих вопросов с «холодной» головой — в конечном счете накапливающиеся обиды и недомолвки могут привести как к провалу общего проекта, так и к потере дружбы.

Как сохранить и дело, и друга: три простых правила

Я искренне считаю, что наш случай с Юлей — скорее исключение из правил. В 80% моим знакомым не удавалось построить успешный микробизнес с друзьями, избежав конфликтов и сохранив отношения. Главная причина проблем, на мой взгляд, заключается в том, что в начале все делается на энтузиазме, а ссоры и недопонимание возникают уже позже, при первой неудаче или наоборот — громком успехе.

Вот три простых правила, которые я советую соблюдать тем, кто собирается открывать бизнес с друзьями:

  • Фиксируйте договоренности письменно 

Из-за прошлых ошибок я рекомендую даже (и особенно) с друзьями фиксировать все договоренности заранее и письменно, поскольку многим людям очень сложно выполнять свои обязательства, когда они не оговорены. 

Первым шагом на пути к запуску совместного бизнеса должно стать четкое распределение обязанностей и ролей между вами и партнером. Например, на заре Flowerslovers продвижение проекта было целиком на мне: я была и идейным вдохновителем, и пиарщиком, поскольку у меня уже была аудитория и медийность. 

В остальном мы тратили одинаковое количество времени и сил, делили обязанности поровну — общение с клиентами, оформление свадебных площадок, работа с командой. То же касается и принципа распределения дохода – чем быстрее вы придете к общему знаменателю, тем меньше вероятность конфликтов в будущем.

  • Разделяйте личное и рабочее

Эту банальность мне пришлось прочувствовать на себе, и теперь я ее адепт.  Дружите вечером, а днем оставайтесь партнерами. Играйте по взрослым правилам бизнеса – в противном случае не стоит даже начинать. 

  • Подумайте, прежде чем строить бизнес с другом. А потом еще раз подумайте

Если вы не готовы быть гибкими или сомневаетесь, что получится руководствоваться пунктами выше – выбирайте более простой вариант, ищите проверенного партнера и не полагайтесь на силу дружбы. Если же вы подумали не меньше тысячи раз и все еще готовы попробовать, добро пожаловать в этот крутой опыт совмещения ролей!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Девять вещей, которые я понял за 40 лет в бизнесе
  2. 2 Как привести компанию к успеху. Рекомендации руководителям
  3. 3 Стив Возняк: «Лучшие продукты придумываются не для других, а для себя»

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase