Top.Mail.Ru
Колонки

«Хочу жить с видом на горы и заниматься любимым делом». Как я сбежала из корпорации в свой бизнес

Колонки
Мария Соболева
Мария Соболева

Основатель бренда B'arev Honey

Виктория Кравченко

Армения входит в десятку стран, в которых легче всего начинать бизнес. Основатель бренда B'arev Honey Мария Соболева решила это проверить. После пятнадцати лет работы в крупных компаниях она занялась собственным проектом и рассказала, как за 6 месяцев создать собственную компанию. От идеи до полки.  

История о бизнесе с видом на Арарат и ароматом меда. 

«Хочу жить с видом на горы и заниматься любимым делом». Как я сбежала из корпорации в свой бизнес

Часть 1. От корпоративной жизни к работе с видом на Арарат

Стабильно, но радости не приносит

К началу 2015 года у меня был пятнадцатилетний опыт работы в маркетинге крупных западных и российских компаний и диплом EMBA МШУ «Сколково». Тогда уже случился момент «выгорания», и стало понятно, что проводить большую часть самого активного периода жизни в решении интересов акционеров в ущерб семье и собственным желаниям – финансово стабильно, но радости не приносит.

За время учебы я познакомилась с собственниками бизнеса с их реальными историями, опытом и «советами бывалых». Это очень хорошая мотивация.

С одной стороны, конечно, страшно все бросать, с другой — видишь примеры людей, у которых получилось. Последним шаром в пользу предпринимательства стала лекция «Счастье как супермотив в бизнесе» Рубена Варданяна, основателя «Сколоково» и моего первого работодателя.


Ответ про счастье

Когда я раздумывала над предложением открыть в партнерстве креативное агентство и внутренне сомневалась, надо ли оно мне сейчас, неожиданно пришел ответ про счастье: нам прислали банку армянского меда с бумажной этикеткой, нежно перевязанной веревочкой.

Муж попробовал мед и удивился его качеству, спросил, почему мы раньше не привозили его из поездок в Ереван.

Благодаря опыту работы с коньячным брендом, я неплохо знала Армению, местные марки и сложности их экспорта, связанные с отсутствием нормального маркетинга. Также я знала о феномене диаспоры:

  • Более 7 миллионов армян живут за пределами Армении,
  • Туристический поток из стран СНГ, Америки и Европы из года в год только увеличивается

В Армении любят русских

В Армении традиционно любят русских. Нам с мужем всегда нравилась эта страна: прекрасные люди, солнце, культура, природа, вкусно и интересно. В течение двух недель я изучила медовый вопрос. Несмотря на высокое качество и уникальные вкусовые характеристики, армянский мед практически не представлен вне республики. Стало очевидно, что эта ниша свободна. Там нет никого, кроме, собственно, пчеловодов с пластиковыми упаковками и почти рукописными этикетками.

Посмотрев примеры международных брендов и новинки индустрии, я решила создать в Армении премиальную экспортную марку меда.

Хотелось экспериментов. Я узнала про технологию кремования меда и возможность насыщать его добавками, и поняла, что буду производить десертный мед с натуральными, традиционно армянскими, ингредиентами.

Покупателей я определила так:

  1. Местный рынок: туристы, армяне, которые везут сувениры и ищут альтернативу коньяку и сухофруктам.
  2. Экспорт – там, где есть диаспора и страны бывшего СССР, где традиционно ценят и любят армянские продукты.

Через две недели, чтобы предметно изучить тему, я стала слушателем курсов пчеловодства в Тимирязевской академии. Пчеловоды оказались увлеченными людьми в возрасте от 18 до 70, коммерческий интерес был только у меня. Преподаватель подтвердила гипотезу об особенностях армянского меда.

В 2014 году в рейтинге Всемирного Экономического Форума Армения заняла 5 место среди топ-10 стран, в которых легче всего начинать бизнес.

В конце марта я поехала в Ереван, чтобы это проверить. Мы с мужем решили, что если за две недели получится понять, как приступить к созданию производства в Армении, найти помещение и решить организационные вопросы, то медовому бизнесу быть.


Ценность бизнес-школы в ее alumni

Выпускники «Сколково», живущие в Армении, мне очень помогли. Мы быстро выбрали площадку в Ереване, получили бухгалтерское сопровождение, а компанию, имея паспорта РФ, зарегистрировали за 4 часа.

Я предварительно сравнивала затраты на подобное производство в РФ и Армении: расходы на открытие и содержание такого бизнеса в Армении в 2.5–3 раза дешевле, чем в РФ.

Для первого предпринимательского опыта стоимость entry-ticket была важным фактором.

В начале мая 2015 года я переехала в Ереван. Вместе со мной приехала «кремовалка», инструмент определения влажности меда и, переведенный с армянского, этнографический труд о пчеловодстве в Армении.

В бизнес-плане мы определили октябрь как дату начала продаж нашего продукта, а в конце ноября мы ждали нашего первенца. Надо было успеть еще и в декрет.


Часть 2. От сложностей перевода до готового продукта

Налаживание контактов

К моменту переезда в Ереван, у меня было производственное помещение (150м2) на территории завода по ремонту трансформаторных блоков, машина для кремования меда, из Германии была заказана линия розлива и 2 тонны стеклотары должны были приехать из России. Технологию создания продукта предстояло изучать на месте, готовых рецептов не было.

Первые два месяца я сама всем занималась. Мне надо было изучить основные этапы:

  • Познакомиться с местными инстанциями,
  • Узнать, что должно быть на производстве, чтобы его приняли проверяющие органы,
  • Понять, что такое гигрометр и куда крепить огнетушитель,
  • Пройти все проверки и получить необходимые документы для продажи и экспорта,
  • Определиться с тем, как работает бизнес в Армении, понять, насколько бюрократическая машина и инвестиционный климат благоприятны к экспорту.

Согласования и получения документов проходили быстро. Ничего не тормозилось, чиновники на всех уровнях с готовностью помогали русским инвесторам и не просили facilitation payment, как можно было бы предположить. Когда основные организационные моменты утряслись, начались производственные будни.


Эксперименты, рецептура и дизайн

Мы сразу решили, что наши продукты будут 100% натуральными, без химии. У меня был список «очевидных» рецептов, которые планировалось производить: мед с абрикосом, травами, чтобы цвет был оранжевый или зеленый, пахло курагой и мятой. Такие продукты были на рынке РФ, их я собиралась взять как образец. Реальность оказалась другой.

Натуральные ингредиенты не позволяли добиться такого ровного яркого цвета и текстуры, стало понятно, что российские производители «химичат» с добавками.

К тому времени я уже нашла технолога, и мы вместе начали создавать идеальные рецепты. Два месяца ушло на создание 10 рецептур, 5 из которых мы выбрали для запуска.

Название для бренда пришло само. Barev означает «привет» или «добрый» и это первое слово, которое слышат туристы, приезжающие в Армению.
B'arev Honey — мед с самыми добрыми пожеланиями из солнечной Армении.

Я несколько месяцев придумывала дизайн бренда, перебирала концепции, пока, наконец, во время полета из Еревана в Москву не взяла салфетку и не нарисовала эскиз нашей этикетки со всеми деталями. Так это и пошло в работу. Источниками вдохновения стали артефакты XIX века, узнаваемые армянские орнаменты и монетка в 10 армянских драмов.

Все это надо было правильно соединить, чтобы продукт получился премиальным, а не таким, глядя на который слышишь звуки дудука и вспоминаешь про шашлык.

Мне было важно, чтобы армяне признали наш мед «своим». Предварительные образцы продукта я показывала сетям и DutyFree. Местные достаточно консервативны и к похвале не склонны. Это я знала еще со времен работы с Ереванским Коньячным Заводом. Тем ценнее было получать одобрительные комментарии: «Вот вы русская, а сделали так, как мы бы сами не смогли».


Пусконаладка и начинаем!

Наш мед по гороскопу Лев. К августу мы определились с рецептами, дизайном и начали закупать основной ингредиент. У нас был предварительный список из 7 пчеловодов, с которыми мы хотели сотрудничать. Критерии отбора: вкус меда, результаты лабораторных исследований, предоставление всех документов, справок и счет в банке — условие немаловажное, так как в Армении все предпочитают наличные.

В сентябре мы были готовы начать производство. Компания, которая привезла нам линию розлива из Германии, сдалась в своих попытках наладить ее работу, пришлось вызывать из Москвы папу-физика и разбираться вместе. Все оказалось по-немецки понятно. Персонал освоил работу оборудования, подписал инструкции по работе с машинами и сдал экзамен по технологическим картам и рецептурам.

Первый заказ пришел от Фонда Развития Армении. Они увидели фотографии, продукт понравился. Так партия нашего меда дипломатической почтой улетела в Лондон. В Ереване работает word-of-mouth и сила Фейсбука. Про нас заговорили.

Спустя год после запуска, B'arev Honey продается в Армении, России, странах Бенилюкс, на очереди ОАЭ и Америка, а наш сын только что отметил свой первый день рождения.


Что делать дальше

Конечно, все не было идеально. Через три месяца после переезда я хотела все бросить и вернуться в Москву. Мне было сложно в чужом городе и непонятно среди людей с другим менталитетом, подходом к жизни и работе.

Все встало на свои места: я встретила прекрасных друзей, узнала, что такое производство «от и до», набила шишки, вынесла свои уроки, и, конечно, реализовала мечту о собственном бизнесе.

Эти полтора года — уникальный опыт жизни и работы в другой стране. Теперь я понимаю, как добиваться поставленных целей, почему не у всех получаются успешные проекты и что значит «сначала договор – потом действие».

Ко мне за консультациями стали обращаться местные производители, я увидела еще одну нишу и открыла агентство по работе с армянскими брендами и выводу их на экспорт. Сейчас мы работаем с нишевыми марками премиального сегмента.

Главное — не бояться выбрать новый путь, направление, которое другие могут посчитать неочевидным, видеть свою цель и работать над ней.

Кто-то не выдержит свободы вашего решения и исчезнет из вашей жизни, на их место Вселенная приведет тех, кто вас поддержит и поможет. Помощь, как правило, приходит из неожиданных мест и от тех, кого вы совсем не ждали.

Не мечтайте – действуйте.


Материалы по теме:

Одиннадцать лайфхаков россиянина, который работает с Казахстаном

За первые 10 минут акции мы увеличили число посетителей в 34 раза. И это только начало...

Как сервис помощи бездомным животным привлекал в партнеры мастодонтов рынка

Двое парней упаковали пивные бутылки в чучела погибших животных — и сделали на этом бизнес

Как письмо миллиардеру спасло от суда владельца закусочной за МКАДом

Первая варка. Как «Сырная губерния» рикотту продавала

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!